Конспект занятия «Признаки весны» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового поля «Квадрат развития».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Двойникова Екатерина Игоревна

Цель: познакомить детей с признаками ранней весны

Задачи:

- Развивать познавательную активность детей через опытно-исследовательскую деятельность

- Учить делать выводы, умозаключения

- Познакомить с природными явлениями весны: капель и ледоход

- Познакомить с малым фольклорным жанром – закличка

- Закрепить признаки времен года зимы и весны

- Развивать речь детей: подбирать прилагательные к существительному, логически правильно строить предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_vesny_.docx175.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12«Теремок» г. Касли

Конспект занятия при помощи игрового поля «Квадрат развития»

на тему «Признаки весны» для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                              Выполнил:

                                                       Воспитатель 1 квалификационной  категории

                                                                            Двойникова Екатерина Игоревна

Цель: познакомить детей с признаками ранней весны

Задачи:

- Развивать познавательную активность детей через опытно-исследовательскую деятельность

- Учить делать выводы, умозаключения

- Познакомить с природными явлениями весны: капель и ледоход

- Познакомить с малым фольклорным жанром – закличка

- Закрепить признаки времен года зимы и весны

- Развивать речь детей: подбирать прилагательные к существительному, логически правильно строить предложения.

Оборудование: игровое поле «Квадрат развития». Подборка репродукций разных художников на тему «Ранняя весна», картина с изображением сосулек на крышах зданий, емкости со снегом, лейка, льдинки, металлический поднос, картинки с изображением признаков времен года зима и весна, карточки для рефлексии (солнышки и тучки)

Ход НОД

Игра-приветствие «Подари улыбку другу» - дети улыбаются друг другу.

Загадка:

- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает.

Когда это бывает? (весной)

- Сегодня мы с вами будем говорить о времени года весна.

- Какой весенний месяц наступил? (Март)

Март-первый весенний месяц

- Какой праздник отмечаем в марте? ( 8 Марта)

В помещении оформлена небольшая выставка репродукций картин разных художников на тему «Ранняя весна»

- Я приглашаю вас посетить небольшую выставку картин. Рассмотрите их, обратите внимание, что художники изобразили раннюю весну, потому что мы видим, что на земле лежит еще много снега, но уже появляются первые проталины. (Дети рассматривают репродукции, обсуждают их)

- Ребята, а что необходимо, чтобы снег растаял? (чтобы солнце ярко светило и пригревало землю)

- С давних времен люди закликали, зазывали солнышко.

Давайте и мы позовем солнышко: повторяйте за мной закличку:

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки .

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Там детки сидят,

На тебя глядят.

- Каким бывает снег весной? (ответы детей)

- Весной начинает таять снег. От солнечных лучей он становится рыхлым, ноздреватым – с небольшими частыми отверстиями и темным.

Опыт «Почему снег ноздреватый?»

- Сейчас мы увидим, как снег становится ноздреватым.

(Снег положен в прозрачную емкость, воспитатель поливает снег водой из лейки)

- Весной днем солнце пригревает, светит ярко. Снежинки тают одна за другой, превращаясь в воду, поэтому в снегу получаются углубления. Мы можем увидеть ноздреватый снег.

- Почему в некоторых местах снег растаял и образовались проталины, а в других местах – нет.

Опыт «Где снег быстрее тает?»

(Заранее поставить емкости со снегом рядом с батареей, вторую емкость в помещении группы. Провести наблюдение, где быстрее растает снег)

- Быстрее тает снег там, где выше температура воздуха. Поэтому и проталины появляются в первую очередь там, где открытые места, где солнце сильнее пригревает.

Физминутка

Солнце , солнце высоко - тянуться на носочках, руки в верх

Нам от солнышка тепло - руки опустить вниз через стороны

Тает снег от лучей - приседания

Звонко побежал ручей – легкий бег на месте

Вы за ручейком бегите - легкий бег друг за другом

Лужи все перешагните - прыжки с продвижением вперед

(Показ картины, где изображены крыши домов, на которых есть сосульки.)

- Как вы думаете как образуются сосульки?

- Снег тает. Появляется капелька. Она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек. Сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.

- Расскажите о сосульке, она какая?

Дети подбирают и называют прилагательные (длинная, прозрачная, острая, холодная, скользкая)

- Весной бывает такое явление, которое называется капель.

- Давайте мы сделаем свою капель! Если кусочек льда подержать над металлическим подносом, то можно услышать звуки капели.

(Дети держат к руках заранее приготовленные кусочки льда на металлическим подносом, лед тает и капли ударяются об металл, и слышен звук)

- Где в природе можно увидеть много льда? На реке.

Да, ребята, когда солнце греет, лед на реке начинает таять, ломаться и река освобождается ото льда. А как называется явление, когда лед ходит?

- Ледоход.

Давайте покажем, что такое ледоход.

Игра «Ледоход»

- Ребята, я предлагаю всем вместе обыграть и познакомиться с весенним явлением природы - ледоход

(Дети встают плотно друг к другу, руки на плечи, изображают речку закованную льдом).

- Но вот пригрело теплое солнышко. И лед на реке стал раскалываться и ломаться.

(Дети опускают руки и потихоньку расходятся, затем отходят на несколько шагов друг от друга)

Льдины, теснясь и толкаясь, понеслись вниз по реке.

(Дети медленно бегут в одном направлении, но в хаотичном порядке)

Солнце с каждым днем все сильнее пригревает, и льдины окончательно тают, превращаясь в воду.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Я вам буду произносить предложения, а вы подумайте, правильно ли оно составлено, если неправильно, то вам надо исправить ошибку:

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Льдины раскалываются, потому что на реке ледоход.

Растаял снег, потому что появились проталины

Пригрело солнце, потому что капают сосульки

Капают, тают сосульки, потому что капель.

Пальчиковая игра "Весна"

Стучат всё громче дятлы, (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими)

Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце,

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх,раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)

Чтоб землю нашу греть. (Движения повторяются)

Бегут ручьи под горку, (Выполняем руками волнообразные движения, пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

Растаял весь снежок,

А из под старой травки (Ладони сомкнуты "ковшом".)

Уже глядит цветок... (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка. Движения повторяются)

Раскрылся колокольчик (Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где сосна, (Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены -чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько, (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь")

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Игра «Признаки зимы, признаки весны»

Детям предлагается рассортировать картинки: к картинкам с изображением времен года зима и весна подобрать маленькие картинки, на которых изображены признаки времен года зима и весна. При выборе карточек обосновывать свой ответ, почему именно данный признак относится к определенному времени года.

Итог занятия

- Давайте еще раз назовем признаки весны и первый весенний месяц.

Рефлексия

Если вам понравилось заниматься, поднимите картинки с изображением солнышка, а если было трудно или не понравилось, поднимите картинки с изображением тучки.

Какой опыт вам был более интересен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "В поле колосья во всю колосятся,а из соломы игрушки родятся"

: 1. Уточнить и обобщить представление детей о труде хлеборобов с помощью моделей, продолжать воспитывать бережной отношение к хлебу.2. Закрепить понимание о том, что хлебное растение существует, пока...

Конспект НОД «Победная весна» для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Победная весна". Занятие направлено на формирование патриотических чувств дошкольников....

Конспект НОД с ипользованием логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" для детей старшего дошкольного возраста "Чудесные превращения квадрата"

В методической разработке представлен вариант включения в НОД логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" с целью интеллектуального развития и развития познавательных интересов детей с ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ОО "Художественно-эстетическое развитие" Рисование по теме: «Уж ты, совушка - сова»

Участники: дошкольники 5 - 6 летКоличество детей: 10 человек (подгруппа детей)Длительность: 25 минут Педагогический замысел: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие&raq...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...

Конспект интегрированного занятия "Весна" для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие "Весна" поможет расширить представления детей о времени года.Дети с воспитателем предварительно разучивают стихи о весне, на музыкальных занятиях были разучены песни:...

Конспект открытого занятия « Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие в рамках реализации проекта « Круг общения» « Разговоры о важном» Тематическая викторина «Людей много, а страна одна!»

Цель: Развивать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за русскую культуру, традиции и народ.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России;Формировать уважительное отношение к гос...