Конспект занятия "Волшебная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ахмерова Валентина Григорьева

Занятие направлено на развитие позновательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnaya_laboratoriya.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Волшебная лаборатория».

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Учебно-методический комплект: основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

Образовательные области: познавательное развитие (экспериментирование), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид занятия: игра-экспериментирование

Тип занятия: Усвоение новых знаний

Формы организованной образовательной деятельности: фронтальная

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская, двигательная.  

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, пластмассы);

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (лаборатория, эксперименты, предположения, вывод).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать коммуникативные умения;

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

-воспитывать любознательность.

Материалы и оборудование: экран, контейнеры с водой, колпаки для детей, волшебные палочки, бумага для художественного творчества, стаканчики-непроливайки, ложечки, деревянные лопаточки, пластиковые бутылки с водой, краски-гуашь, кувшинки из бумаги, пластмассовая кувшинка, геометрические фигуры.

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, кляксография.

Планируемый результат:

Практикуются в осуществлении взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе общей деятельности; обладают элементарными знаниями в области экспериментирования; делают собственные выводы; считаются с мнением других; ориентируются в терминах; , рисуют опираясь на алгоритм.

Методы и приемы:    

Игровой – использование  моментов волшебства.

Словесный – пояснение, вопросы, инструкции, поощрения, объяснения, диалог, художественное слово, мотивация, аудиозапись.

Наглядный – образец правил поведения, демонстрация мультимедийной презентации.

Практический – самостоятельная работа с заданиями-экспериментами, динамическая пауза, элементы мимической и дыхательной гимнастики, организационный момент, рисование.

Ход занятия:

Дети встают в круг

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Здравствуйте ребята меня зовут Валентина Григорьевна. Я очень рада вас видеть!

А еще рады вам наши гости.

Посмотрите, как они вам улыбаются. Давайте и мы в ответ

Улыбнемся

Вы знаете, сегодня утром я шла в ваш детский сад и по дороге нашла вот такую палочку.

Что за интересная такая палочка, как вы думаете? (ответы детей).

Мне кажется, что она волшебная.

А для того, чтобы это проверить мы поиграем в необычную игру-эксперименты.

Но только настоящие волшебники могу заниматься интересными экспериментами.

 - Кто хочет стать волшебником поднимите руку?

Что нужно сделать чтобы стать волшебником?

Какие волшебные слова вы знаете?

 Закрывайте глазки, я произнесу слова, а вы выполняете движения по тексту Крабле, магли, бум!

Вокруг себя повернитесь, и в волшебников превратитесь!

    Наденьте на голову колпаки (дети кружатся и превращаются в волшебников)

Воспитатель: Если мы волшебники, то должны творить чудеса. А творить мы их будем в «Волшебной лаборатории». 

Я вас всех приглашаю пройти в лабораторию. Садитесь на стульчики

Ребята, что нужно сделать, если я задала вопрос?

Правильно, нужно поднять руку и подождать, когда тебя спросят.

Показать на экране

- Кто знает, что такое лаборатория?

 Правильно. Помещение, где много разных приборов для экспериментов.

В лаборатории нужно соблюдать определенные правила.  Показать на экране

Можно: внимательно смотреть и слушать, думать и делать выводы, соблюдать осторожность.

Нельзя: кричать, трогать руками без разрешения, пробовать на вкус, мешать другим детям. Повторите пожалуйста эти правила.

А ещё в нашей  лаборатории работает волшебная палочка, если у вас возникли сложности  или вопросы поднимите её и я к вам подойду.

«Разноцветная вода».

 Кто готов к первому эксперименту сядьте красиво.

А помогать нам будет в наших экспериментах- волшебная палочка и ваши колпаки.  Ваша задача, не только посмотреть на волшебство, но и отгадать его секрет. 

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой, гуашевые краски и лопаточка

Воспит. Берёт  бутылку

Дети что у меня в руках?

Что здесь налито?

Какого цвета вода?

Воспитатель  А сейчас ребятки внимание (произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой)

Крабле, магли, бум!

«Была водичка простой, стань водичка цветной!

Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

Почему вода, которая была прозрачной окрасилась? (дети предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной).  

Воспитатель: «Давайте проверим ваши предположения»

У вас на столах стоит бутылка с водой и гуашевые краски,

Посчитайте сколько цветов краски у вас есть?

Вы можете, использовать только один цвет, а какой вы выбираете сами. Открываем аккуратно бутылку, и на крышку с помощью лопаточки (шпателя) набираем выбранную краску. Закручиваем крышку и взбалтываем воду

Что у вас получилось?

Ребята, какой вывод можно сделать?: вода бесцветная, т.е. не имеет цвета, но если её смешать с краской, то она приобретёт цвет краски.

Воспитатель: Молодцы «Секрет первого волшебства отгадан»! За это я вам даю по цветку.(бумажная кувшинка)  

Педагог показывает детям пластмассовую кувшинку, спрашивает .

Воспитатель: «Что вы видите?».

Дети: «Цветок».

Воспитатель: «Как называется этот цветок?».

Дети: «Кувшинка».

Воспитатель: «Где он растёт?».

Дети: «На озере, в пруду».

Про неё есть загадка: На пруду большой цветок,

С жёлтой серцевинкой, на воде растёт, цветёт.

Белая..

(Показать на экране красную книгу и белую кувшинку)

Ребята, оказывается, что белая кувшинка занесена в Красную книгу, значит их осталось не так много и она находится под охраной государства.  Запомните это.

  Кувшинка, которая у меня в руках сделана из пластмассы, какая она?

  А из чего сделан ваш цветок?  Какого он цвета? Вот, такой цветок как ваш охраняется государством.

Ответы детей

«Живые цветы».

Воспитатель: «Ребята, у вас на столах есть небольшое озеро, я вам предлагаю   свои кувшинки бережно опустить в него».

Воспитатель произносит волшебные слова

Крабле, магли, бум

 и взмахивает волшебной палочкой:

 «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»

Ребята, вы своими волшебными палочками, притопите немного цветок и понаблюдайте, что происходит с ним.

(дети наблюдают за раскрытием лепестков).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства? Почему лепестки цветов стали раскрываться?» (дети предполагают, что лепестки намокли, потому что бумага впитала воду».

Какой вывод можно сделать?

  Вывод: Что бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.

А если мы опустим в воду кувшинку из пластмассы. Что же с ней произойдет? (ответы детей).

Хотите проверить? Что случилось с этой кувшинкой?

Вывод: Пластмассовая кувшинка не пропиталась водой и осталась плавать на поверхности.

Воспитатель: «Отлично, ребята!  Вы молодцы, секрет второго волшебства отгадали.  

   А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физкультурная пауза: музыка

Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Замыкают дружно круг.

И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)

Изумруды там и тут.

Ну, а если что-то скажут: (повороты вправо, влево)

«Крекс, пекс, фекс»,

Чудеса они покажут: (разводят руки в стороны)

Ножками потопают, (топают ногами)

Ручками похлопают, (хлопают руками)

Очень быстро приседают, (приседают)

Всем на свете помогают.

 Ну, что продолжим заниматься.

Воспитатель:  Вот мы с вами отдохнули, набрались сил, а теперь продолжим экспериментировать!

Ребята, экспериментировать – это, не только проводить опыты, сейчас я вам предлагаю порисовать.

Для этого нужно приготовить: трубочку, краски, кисточку, стакан с водой и бумагу для рисования.  А задание вам такое, нужно превратить каплю краски в интересную кляксу. Краску капаем на бумагу, достаточно нескольких капель и через трубочку раздуваем в разные стороны, у вас получится необычная клякса.

Алгоритм рисования кляксы вывести на экран  вкючить музыку

 Ребята, такой метод рисования называется кляксография.

Какие вы молодцы!

Посмотрите внимательно на что похожи ваши кляксы? Какие у вас интересные получились превращения.

Ребята давайте вспомним с какими секретами волшебства вы познакомились?

Дети: «Мы смешивали воду с краской; опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними; рисовали кляксу.

Какие выводы мы сделали?

Вы просто отлично всё запомнили, молодцы!

У вас на столах лежат геометрические фигуры приготовьте их.

Кому было интересно поднимите синий круг

 Кому было сложно поднимите желтый квадрат

Кому не понравилось в нашей лаборатории поднимите красный прямоугольник

Кто бы хотел повторить эксперименты дома ещё раз поднимите оранжевый овал.

Воспитатель: «Вот и подошло к концу наше занятие в «Волшебной лаборатории».

И нам пора возвращаться в ваш любимый детский сад.

Вокруг себя вы повернитесь, и в саду вы окажитесь» крабле, магли, бум. Снимайте колпаки

Вот мы снова в детском саду.

На память о нашем занятии хочу вам подарить медали (раздаёт медали «Маленькие волшебники»).

Думаю, что каждый из вас сможет удивить сегодня всех дома своими знаниями.

Ну, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями

А кляксы развешаем на доске, чтобы удобно было их рассмотреть.

Дети: «До свидания!».

До свидания ребята мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Космическая лаборатория"

Детям предлогаются задания математического характера, которые развивают логику, мышление,память, внимание....

конспект ОД "Лаборатория волшебных капелек"

консаект ОД для старшей группы...

Конспект НОД «Лаборатория фиксиков» Тема: «Чудо- мыло»

Создание  благоприятного эмоционального состояния детей; развитие и повышение интереса к  экспериментальной  деятельности детей; формирование основ научного мировоззрения....

Конспект занятия "Лаборатория воды"

Лаборатория водыВыполнила: Зазулина Елена Николаевна, го Балашиха МБДОУ №40 "Бригантина"Задачи: ( Образовательные) 1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. 2. Разви...

Конспект НОД лаборатория в детском саду в старшей группе "Свойства воды" (октябрь 2015 года)

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе по ознакомлению детей со свойствами воды: вода без запаха, без вкуса, прозрачная....

конспект НОД "Лаборатория почемучек"

Конспект по опытно - зкспериментальной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "Лаборатория юных химиков - лакмусовая бумага"

Экспериментальная деятельность в ДОУ...