Дополнительная образовательная программа "Юные друзья природы" для детей 4-6 лет
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Образовательный комплекс №2»
Пушкинского городского округа
Дополнительная образовательная программа
«Юные друзья природы»
(для детей 4-6 лет)
Срок реализации программа 2 года
Разработчик:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Чуканова Елена Алексеевна
п. Правдинский
2025 год
Пояснительная записка.
Всё – хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Пояснительная записка
Кружок «Юные друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
В связи с тем, что проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, необходимо углублять знания детей в этой области.
Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребёнка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь ребёнку ощутить себя частью этой природы.
Л.И.Егоренков в своей работе «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» отмечает, что «в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём… Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности».
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
В основу содержания работы кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.
Цель данной программы – воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Программа реализуется с учетом ряда принципов:
- принцип экологической воспитанности выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчиваость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.
- принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребёнка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с опытом и уровнем знаний детей, направленностью их личности, структурой интересов.
- принцип демократизации – обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Это гарантирует адекватность избранных форм, средств и методов с задачами экологического образования дошкольников.
- принцип региональной специфики предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий как одного их факторов экообразования.
- принцип социализации ребёнка – вовлечение дошкольника в речевую и двигательную активность, в совместное решение экологических задач в процессе игр-занятий, чтобы это стало составной частью системы действий всей группы.
- принцип вариативности – предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
- принцип индивидуализации предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к каждому ребёнку играет главную роль.
- принцип развивающего характера образования направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития. Этот принцип предполагает вовлечение ребёнка в экологическую деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению речи, воображения, памяти, мышления ребёнка.
- принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах экологической подготовленности дошкольника.
- междисциплинарности и интеграции содержания – каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды;
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Реализация программы предусматривает использование разнообразных форм и методов работы:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка особое внимание было уделено следующим основным направлениям.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), и старшего дошкольного возраста (5-6 лет), предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 20-25 минут в средней и старшей группе во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год – 36 часов, общее количество занятий за 2 года, предусмотренных программой 72 часа.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Характеристика возрастных возможностей детей, посещающих кружок
В возрасте 4-6 лет ребенок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения, и преобразования, их внутренние характеристики.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.
В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.
Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка.
Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
В группе организован уголок экологической среды (который включает в себя):
- «зелёная зона» и живой уголок, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями и животными.
- «огород» на окне
- уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
- зона библиотеки – это книги, энциклопедии.
- зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые дошкольники собрали сами и с родителями (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.)
- выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.
- Оформлены календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»
- Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).
- Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания.
- Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе.
- Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).
- Летом будет разработана «фитогрядка» на детском огороде, а также будут подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.
Организованная развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.
Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства обучения | Наглядно-дидактические пособия | Пространственная среда |
- ноутбук -мульти-медийная система |
Домашние животные Дикие животные Птицы Овощи и фрукты Природные зоны
Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды) Растения (деревья, травы, кустарники)
овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды,
- Камни; - Морские раковины;
- Зима, Весна, Лето, Осень;
| Экологический центр:
Участок:
|
Планируемые результаты взаимодействия с детьми:
Воспитанник должен знать:
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Иметь представление:
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Создавать поделки и панно из собранного природного материала.
Диагностика освоения дополнительной образовательной программы проводиться два раза в год, в сентябре и в мае.
Критерии результативности обучения:
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,
4.Имеет представления о состояниях воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
5.Имеет представления о правилах поведения в природе
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От15 до 7-средний уровень
От7 до 0-низкий уровень
Содержание программы 1 года обучения состоит из 4 разделов:
1 раздел: «Деревья».
2 раздел: «Птицы».
3 раздел: «В мире животных».
4 раздел: «Растения».
В каждом разделе несколько тем занятий, соответствующих данному разделу содержания. На занятиях кружка «Друзья природы» используется большое разнообразие форм проведения занятий.
В первую очередь, это занятия, на которых у детей формируется система элементарных знаний. Обучение осуществляется с помощью словесных, наглядных, практических методов. Используются наблюдения, просмотр фильмов, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом.
Не менее важной формой организации экологического образования являются экскурсии и прогулки. Во время прогулок систематически проводятся фенологические наблюдения за отдельными предметами природы, организуются эвристические беседы.
Большое место в программе по экологическому образованию отводится практической трудовой деятельности.
Ежемесячно проводится анализ полученных знаний и навыков, подводятся итоги в форме создания продуктивной деятельности.
Учебно – тематический план.
1 год обучения (средняя группа).
№ п/п | Тема | Общее кол-во учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Деревья детского сада. | 9 | 6 | 3 | |
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
2. | Экскурсия – путешествие по территории д\сада «Деревья бывают разные…» | 2 | 1 | 1 |
3. | Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан». | 2 | 1 | 1 |
4. | Занятие «Лесная сказка» (этажи леса). | 1 | 1 | - |
5. | Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он». | 2 | 1 | 1 |
6. | Литературный час. | 1 | 1 | - |
Выход: книжка – малышка «Мое любимое дерево». | ||||
Раздел 2. Птицы | 8 | 5 | 3 | |
7. | Экскурсия «Наши пернатые гости». | 1 | 1 | - |
8. | Занятие «Почему птицы бывают перелетные?» | 2 | 1 | 1 |
9. | Занятие «Дятел – президент зимующих птиц» | 1 | 1 | - |
10. | Экологическая акция «Покормите птиц зимой!» (с выставкой кормушек для птиц). | 3 | 1 | 2 |
11. | Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» | 1 | 1 | - |
Выход: фотоальбом «Кто пообедал у нашей кормушки». | ||||
Раздел 3. В мире животных. | 8 | 5 | 3 | |
12. | Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?» | 1 | 1 | - |
13. | Занятие «Путешествие в зимний лес». | 2 | 1 | 1 |
14. | Занятие «Домашнее задание: Мой домашний любимец» (дома оформить лист с информацией о животном). | 1 | 1 | - |
15. | Занятия – наблюдения «Животные Нашего уголка: рыбки, черепаха». | 3 | 2 | 1 |
16. | Создание конусного театра «Зимовье зверей». | 1 | - | 1 |
Выход: альбом: «Наши домашние животные», конусный театр «Зимовье зверей». | ||||
Раздел 4. Растения д/сада. | 11 | 5 | 6 | |
17. | Занятие – путешествие «Комнатные растения нашей группы». | 1 | 1 | - |
18. | Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение). | 2 | 1 | 1 |
19. | Занятие - наблюдение «Зеленый лук – от 100 недуг» ( в воде и в земле). | 3 | 1 | 2 |
20. | Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой». | 2 | 1 | 1 |
21. | Занятие «В гостях у Красной книги». | 1 | 1 | - |
22. | Посадка овощей на огороде д/сада» | 2 | - | 2 |
Выход: Фотовыставка. | ||||
Итого занятий за год: | 36 | 21 | 15 | |
2 год обучения (старшая группа).
Проект «Дерево жизни». | 9 | 2 | 7 | |
1. | Экскурсия-поиск «Самое главное дерево леса». | 1 | 1 | - |
2. | Практическое занятие: «Подарок для дерева» | 1 | - | 1 |
3. | Исследование: «Дерево бывает…» | 1 | - | 1 |
4. | Занятие:«Что нужно дереву для здоровья?» | 1 | - | 1 |
5. | Театральная деятельность: «Дерево готовится к зимнему сну» | 1 | - | 1 |
6. | Занятие: «Письмо для дерева от детей» | 1 | 1 | - |
7. | Практическое занятие: «Макет дерева жизни» для группы. | 3 | - | 3 |
Проект «Зимующие птицы» | 9 | 5 | 4 | |
8. | Занятие-наблюдение «Определи лучшего пернатого певца» | 1 | 1 | - |
9. | Занятие «Зимующие птицы» | 1 | 1 | - |
10. | Изодеятельность «Пестрый мир птиц» | 1 | - | 1 |
11. | Труд «Покорми птиц зимой» | 2 | - | 2 |
12. | Литературное занятие «Интересное из жизни птиц» | 1 | 1 | - |
13. | Исследование «Для чего птицам перья?» | 1 | 1 | - |
14. | Практическое занятие: «Моя птица лучше!» | 2 | 1 | 1 |
Проект «Животные леса» | 9 | 3 | 6 | |
15. | Занятие «Здравствуйте В.В.Бианки» | 1 | 1 | - |
16. | Изодеятельность «По рассказам писателя» | 1 | - | 1 |
17. | Наблюдение «Угадай чьи следы?» | 1 | 1 | - |
18. | Исследование: «Волк хороший или плохой?» | 1 | 1 | - |
19. | Игра – развлечение: «Цепочки» | 1 | - | 1 |
20. | Поделки «Лесные животные». | 1 | - | 1 |
21. | Практическое занятие: «Опушка леса». | 3 | - | 3 |
Проект «Огород на подоконнике» | 9 | 3 | 6 | |
22. | Исследование «Для чего людям растения?» | 1 | 1 | - |
23. | Труд «Посадка рассады» | 1 | - | 1 |
24. | Наблюдение+изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки» | 3 | 1 | 2 |
25. | Развлечение «Весна пришла…» | 1 | 1 | - |
27. | Труд «Подготовка гряд и клумб» | 1 | - | 1 |
28. | Высадка рассады. | 2 | - | 2 |
Итого занятий за год: | 36 | 13 | 23 |
Содержание курса 1 года обучения.
1 раздел: Деревья.
На занятиях дети знакомятся с разнообразием видового состава деревьев детского сада, поучаствуют в походе здоровья, познакомятся с «этажами леса, узнают о пользе дерева для человека и животных, сделают аппликацию дерева из сухих листьев и прослушают стихи, рассказы, песни о деревьях, также сами попробуют придумать своё стихотворение. Всё это будет оформлено в книжке – малышке для детей.
Темы:
- Введение «Расскажи другу сказку».
- Целевая прогулка «Путешествие по экологической тропе».
- Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан».
- Занятие «Лесная сказка» (этажи леса) и «Рябина и Рябинка».
- Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он».
- Литературный час.
2 раздел: Птицы.
Знакомство с перелётными и зимующими птицами, особенностями их строения, окраски, питания. Дети узнают, как живут птицы зимой, покажут театрализованное действие, научатся дома с родителями делать кормушки, а также попробуют сочинить загадку о птице. Итогом нашей деятельности будет фотоальбом.
Темы:
- Экологический КВН «В союзе с природой».
- Занятие «Почему птицы бывают перелётные?»
- Занятие «Дятел – президент зимующих птиц».
- Акция «Покормите птиц зимой!» (с выставкой кормушек для птиц).
- Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» .
3 раздел: В мире животных.
Подробнее познакомимся с домашними и дикими животными, узнаем о жизни животных зимой, понаблюдаем за животными уголка природы, научимся правильно за ними ухаживать, смастерим конусный театр. Выходом нашего раздела будет альбом «Домашние любимцы» и конусный театр «Зимовье зверей».
Темы:
- Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?»
- Занятие «Путешествие в зимний лес».
- Занятие «Домашнее задание: мой домашний любимец» (дома оформить лист с информацией о животном).
- Занятие – наблюдение «Животные нашего уголка: рыбки, черепаха».
- Создание конусного театра «Зимовье зверей».
4 раздел: Растения.
Знакомство с комнатными растениями, с фазой цветения. Польза зелёного лука для человека, выращивание его разными способами. Наблюдение за одуванчиком, весенним цветком. Познакомимся с Красной книгой и её важным значением в жизни растений и животных, соберём и оформим гербарий лекарственных растений детского сада, что будет показателем эффективной работы раздела растения.
Темы:
- Занятие – путешествие «Комнатные растения нашей группы».
- Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение).
- Занятие – наблюдение «Зелёный лук – от 100 недуг» (в воде и в земле).
- Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой».
- Занятие «В гостях у Красной книги».
- «Гербарий лекарственных растений территории детского сада.
Содержание курса второго года обучения.
Второй год обучения состоит из проектной деятельности воспитателя, ребёнка и родителя.
Экологический проект – это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Проект состоит из основных этапов:
1. Наблюдения.
2. Изодеятельность, изготовление поделок.
3. Исследование.
4. Труд.
5. Игры и театральная деятельность, развлечения.
6. Художественная литература.
7. Моделирование (2 часа).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологической направленности.
В проекте могут участвовать дети старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объём работы, использовать простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объём исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
Сроки проведения экологического проекта устанавливает педагог. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года и цели по исследованию проекта.
1 проект: «Дерево жизни».
В проектной деятельности с детьми закрепляется пройденный материал, приводится пройденный материал в систему на примере одного дерева и изготавливается макет дерева в группе с насекомыми, птицами, животными, семенами, листьями, условиями жизни и прочее.
Темы занятий:
- Экскурсия – наблюдение: «Из чего состоит дерево?»
- Изготовление поделок «Жизнь леса осенью»
- Исследование: «Что будет, если исчезнут деревья?»
- Труд: «Чистота у дерева, его здоровье».
- Театральное действие: «Где зимой спят животные?»
- В гостях у бабушки – загадушки (сочини свою загадку о дереве).
- Изготовление модели дерева и набора «Что нужно нашему дереву».
2 проект: «Зимующие птицы».
В проекте о зимующих птицах дети закрепляют пройденный материал, детально изучают оперение птицы, какие есть перья и для чего. Узнают о особенностях жизни птиц, научатся применять полученные знания в живописи, лепке из глины. Итогом проекта будет папка «Птицы нашего леса» с рисунками детей, также заседание учёного совета по защите проектов «Моя птица лучше!»
Темы занятий:
- Занятие – наблюдение «Определи лучшего пернатого певца».
- Занятие «Зимующие птицы».
- Изодеятельность «Пёстрый мир птиц».
- Труд «Покорми птиц зимой».
- Литературное занятие «Интересное из жизни птиц».
- Исследование «Для чего птицам перья?»
- Практическое занятие: «Птички – невелички».
3 проект: «Животные леса».
Знакомство с творчеством писателей, описывающих в своих произведениях жизнь животных, ярко раскрывает все повадки животных, их особенности и роль в природе. Дети научатся распознавать следы животных, быть наблюдательными, узнают, что в природе каждый вид важен и нужен, даже если он хищник. Смогут построить простейшую цепь питания и изготовят макет лесной опушки.
Темы занятий:
- Занятие «Здравствуй В.В.Бианки».
- Изодеятельность «По рассказам писателя».
- Наблюдение «Угадай, чьи следы?»
- Исследование: «Волк хороший или плохой?»
- Игра – развлечение: «Цепочки».
- Поделки «Лесные животные».
- Практическое занятие: «Опушка леса».
4 проект: «Огород на подоконнике».
Дети примут участие в посадке рассады, в уходе за ней и высадке на гряду, закрепив таким образом все знания о растениях, о уходе за овощными культурами и особенностях выращивания растений на огороде.
Темы занятий:
- Исследование «Для чего людям растения?»
- Труд «Посадка рассады».
- Наблюдение + изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки».
- Развлечение «Праздник цветов».
- Труд «Подготовка гряд и клумб».
- Высадка рассады и уход за ней.
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте/С.Н.Николаева – М: Просвещение, 1995.
2. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет. сада/С.Н.Николаева – М.: Просвещение, 2001.
3 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду/С.Н. Николаева – М.: Мозайка – Синтез, 2001 Богрова Л.А. «Я познаю мир. Энциклопедия растения».
4 Большая энциклопедия природы для детей. Издатель А.П.Дьяченко. Гриф – фонд «Межкнига», 1994.
5 Богуславская З.М. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста./З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 1991.
6 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1991.
7 Бондаренко А.К. словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада/ А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1974.
8 Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М.: 1978.
9 Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». М.: АРКТИ, 2000.
10 Иванова А.И. «Естественное – научное наблюдение и эксперименты в детском саду», М. 2007.
11 Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: 2007.
12 Ледяйкина Е.Т. Праздник для современных малышей/ Е.Т. Ледяйкина, Л.А.Топникова. – Ярославль: Академия развития; Академия «Холдинг», 2002.
13 Литвинова Л.С., Жиренко О.Г. «Нравственно – экологическое воспитание». М.: 2005.
14 Луев Д.П. «Дары русского леса». М.: 1988.
15 МЫ. Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб. Детство-пресс, 2002.
16 Петров В.В. «Жизнь леса и человека». М,: Наука 1985 г.
17 Попова Т.И. Мир вокруг нас: Мат. Комплексной программы культурного экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т.И. Попова – М.: 1998.
18 Развивающие игры у детей/Сост. Н.Ехевич, Б.Никитин. – М.: Физкультура и спорт; ТОМО, 1990.
19 Рыжова Н.А. Воздух – невидимка: Пособ. Экологическое образование дошкольников/Н.А.Рыжова – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998.
20 Смирнов В.Ф. путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье/В.Ф. Смирнова, А.Н. Чифра. – М.: Новая школа, 1993.
21 Сысоев Н.Д. «Встреча с природой». М.: 1886.
22 Тюмасева З.И. Валеология и образование: проблемы и решения/ З.И. Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ, 1999. – Ч.1.
23 Тюмасева З.И. комплексная программа и руководство: Непрерывное эколого – валеологическое образование/ З.И. Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ «Факел», 1998.
24 Шмаков С.А. Её величество игра: Забавы, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей/С.А. Шмаков – М.: Магистр, 1992.
25 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Авт.сост. Л.А. Багрова. Под общ. Ред. О.Г. Хинн – М.: АСТ, 2000.
26 Я познаю мир: Детская энциклопедия. Животные/Авт. Сост. П.Р. Ляхов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг для группы детей кратковременного пребывания разного возраста.
В жизни любой семьи рано или поздно возникает проблема : нужен ли ребенку Д\С? И как трудно устроить ребенка. Но сейчас и есть выбор частных Д/С и групп кратковременного пребывания. А как начать работ...

Дополнительная образовательная программа "Друзья природы" для детей старшего возраста
Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, характерная особенность современной педагогики. Важнейшая цель при этом - помочь р...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дополнительная образовательная программа кружка "Подготовка детей к обучению в школе " для детей 6-7 лет. 2019-2020г
Дополнительная образовательная программа кружка в ДОУ...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
