Жилище наших предков. Семейные реликвии и традиции
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по формированию духовных и социокультурных ценностей у детей в старшей группе.
Целью занятия является формирование у детей представления о жилище наших предков, об украшении его семейными реликвиями.
В ходе занятия детям рассказывается о соблюдении традиций, гостеприимстве, обустройства дома, семейной встрече праздников, почитании старших, хозяйственных традиций, уходе за животными и птицами, объясняется роль иконы в доме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 502.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор занятия: Воспитатель МДОУ МДС «Малыш» Бондарева Елена Михайловна
Конспект занятия по формированию духовных и социокультурных ценностей в старшей группе.
Тема: «Жилище наших предков. Семейные реликвии и традиции»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование из природного материала.
Программное содержание:
Дать детям представление о жилище наших предков, об украшении его семейными реликвиями. Рассказать о соблюдении традиций: гостеприимства, обустройства дома, семейной встрече праздников, почитании старших, хозяйственных традиций : ухода за животными и птицами; объяснить роль иконы в доме.
Закреплять умение составлять композицию из природного материала (круп, сухоцветов, изделий из солёного теста и т.д.) на травяном венике.
Развивать творческие способности детей.
Содействовать обретению детьми нравственного духовного опыта, основанного на русских народных традициях. Воспитывать любовь к семье, к Родине, к родной стране.
Предварительная работа:
- Заготовка травяных веников,
- Сбор природного материала для изготовления оберегов,
- Изготовление макета русской избы,
- Рассматривание альбомов «Предметы русского быта», «Предметы русского народного промысла».
Материалы и оборудование:
макет русской избы; игрушки — куклы в русских народных костюмах; хозяйственная утварь: прялка, котёл, ухват, керосиновая лампа и т. д.; полотенца, рушники, иконы; аудиозаписи русской народной музыки «Во поле берёзка стояла» сувениры - обереги, крупа (горох. семечки подсолнечника и тыквы, монетки, бублики из солёного теста, скорлупа грецкого ореха, травяные веники для каждого ребёнка; клей ГОА, подставки для кисточек, подкладные дощечки, салфетки, атласная лента.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, у каждого из вас есть семья. Помните, вы показывали семейный фотографии и рассказывали о своей семье? Сегодня я хочу познакомить вас с членами одной дружной, трудолюбивой семьи. Живёт эта семья в большой старинной избе. Они пригласили нас в гости. [Выставляется макет русской избы;.
А вот перед домом вся семья нас встречает. Давайте знакомиться! Детям показываются фигурки кукол в русской национальной одежде/.
Воспитатель:
Самые старшие члены семьи — бабушка Арина и дедушка Потап. С ними живут их сын Василий и его жена Анна, их дети — Ванечка и Настенька.
(Воспитатель озвучивает персонажей).
Бабушка Арина:
Проходите, гости дорогие, будьте как дома.
Дедушка Потап:
Места всем хватит. Дети, кто из вас знает, из чего на Руси строили русские избы?
(Ответы детей: «Дома строили из дерева»).
Дедушка Потап:
Правильно, избы рубили из дерева. Лоди жили среди лесов, а лес давал человеку материалы для строительства церкви, жилья, подсобных помещений. Это позже уже стали строить из камня. Построить красивый, прочный, добротный дом непросто. Много я домов построил на своём веку. Раньше говорили: «Дом построить — не шапку на голову надеть». Что ребятки это значит?
(Ответы детей: «Шапку надеть на голову очень легко, а дом строить трудно. Нужно много трудиться, чтобы построить дом»).
Дедушка Потап:
Строили из сосны и ели. Строить дом выходило до 20 человек — «Чем больше рук, тем легче труд». Большим мастером нужно быть, чтобы построить дом.
Воспитатель:
Дети, вы догадались, как называлась профессия дедушки Потапа?
(Ответы детей: «Плотник»).
Воспитатель:
Правильно, плотник.
Папа Василий:
А я «оживляю», украшаю дома. Ребята, а вы знаете, чем украшали окна домов?
(Ответы детей : « Окна украшали ставнями»).
Пала Василий:
Окна называли глазами дома. Украшались окна резными наличниками./Детям показываются образцы наличников/. А для чего нужны были ставни?
(Ответы детей — « Ставни защищали дом от воров, от зноя в летнее время, от ветра, от снежных заносов. «Ставни украшали внешний вид дома»).
Папа Василий:
Дети, вы правильно сказали, моя профессия — резчик по дереву. Как вы думаете, какие люди строили такие красивые дома? Правильно, добрые, любящие, работящие.
Бабушка Арина:
Проходите в избу, но перед этим отгадайте загадку «Ходит — ходит, а в избу не входит» (дверь).
(Дети отгадывают загадку. Макет избы поворачивается, открывается внутренний интерьер).
Бабушка Арина:
Вот мы и «вошли» в избу. Слева, в красном углу висят начищенные до блеска оклады икон. Перед иконами молятся все члены семьи. Просим благословения у Бога, начиная какое — то дело, на приём пищи. Просим Бога избавить нас от болезней, благодарим за помощь. Иконы в доме защищают от зла и бед.
У кого из вас- дома есть иконы? Вы знаете, кто на них изображён? (Ответы детей «На иконах изображены лики святых людей и Господь Иисус Христос»).
В красном (красивом) углу стоят стол, лавки. Здесь обедаем, угощаем гостей, ведь гостеприимство — добрая традиция русского народа. Весело, с песнями отмечаем праздники.
Печь занимает пол избы. «Без печи хата не хата» - почему так говбрили? Для чего служила печь в избе?
(Ответы детей - «Без печи нельзя было приготовить еду», «Печь в холодное зимнее время согревала весь дом. Без печи в доме было холодно»).
Бабушка Арина:
С печью связан весь быт крестьянской семьи. Печь обогревает избу. В ней мы с мамой Аней печём хлеб, готовим еду себе и домашней живности. На печи сушим обувь, одежду, грибы, ягоды. На печи можно спать. Ванечка и Настенька очень любят, лёжа на печи, долгими зимними вечерами слушать бабушкины сказки.
Мама Аня:
Дети, в каких сказках описывается русская печь?
(«Гуси — лебеди», «По щучьему велению»).
У хороших хозяев в избе всё сверкает чистотой. Мы стараемся, чтобы в избе было красиво и уютно. По стенам — расшитые полотенца, на кроватях — кружевные оборки, на полу — разноцветные половики. Всё это передаётся из поколения в поколение и считается семейными реликвиями. Стол, лавки, прялку, сундук, люльку для малышей делали и украшали резьбой наши мужчины. Все вещи делаются с любовью, поэтому они прочные, красивые. Бабушка Арина:
Справа от печи бабий кут — это место хозяйки. Здесь мы готовим еду, прядём на прялке.
А теперь Ванечка с Настенькой предлагают вам поиграть в игру «Для чего нужны эти предметы?»
На столе рисунками вниз раскладываются карточки с изображением хозяйственной утвари и инструментов. Ребёнок должен взять карточку, назвать предмет и сказать, для чего он нужен и кому.
Бабушка Арина:
Гостей никогда не отпускали без угощения. В старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол». Чаепитие из самовара это не проста обычная трапеза, это традиция, то, что передавалось из поколения в поколение. К столу подавали сладости в виде мёда, варенья, пирогов и коврижек. Вся семья дружно пила вкусный ароматный чай за столом.
Воспитатель:
После чаепития принято обращаться к хозяйке дома с благодарностью. Благодарить в старину, было принято словами: «Спасибо за хлеб — соль». Особое почтение всегда оказывалось старшим в семье это тоже добрая русская традиция.
Бабушка Арина:
А ещё в нашей избе на стене висит оберег. Он украшает наш дом, делает его уютным. Он оберегает наш дом от болезней и приносит удачу в дом. А какие традиции есть в вашей семье?
Дети рассказывают о своих традициях: «В нашей семье все вечером ужинают за одним столом», «Каждое воскресенье в нашей семье мама готовит пирог», «В нашей семье в воскресенье, к завтраку мама всегда готовит блины», «Мы перед сном смотрим передачу «Спокойной ночи малыши», «Мы всей семьёй отмечаем день рождения всех членов семьи».
Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях в добром русском доме. На Руси обереги готовились издавна. Славяне считали, что они оберегают, защищают семьюот всякой от плохих духов, приносят удачу. Обереги изготавливали разные — в виде подковы, в виде тряпичных кукол, в виде веников.
(Воспитатель показывает детям разные обереги).
Я хочу вам сегодня рассказать про оберег — веник. Его изготавливали из растений, тряпочек, ленточек. В веник вплетали чеснок, лук, хлебные колосья, сладости. Оберег веник подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорождённого, вешали в полях и огородах. Мужчинам могли дать веник, как оберег, если они шли на войну.
(Воспитатель демонстрирует образец веника — оберега).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на этот небольшой веник — оберег. Что на нём находится?
Дети:
На венике находятся скорлупки ореха, монетки, бублики, сухие цветы, семена подсолнечника и тыквы, мешковина.
Воспитатель:
- Каждый предмет на обереге — это предмет символ.
- Орех — символ здоровья,
- Монетка — символ успеха в делах,
- Бублик — символ крепкой семьи,
- Сухоцветы — символ уюта и красоты,
- Тыквенные семечки — означают мир и лад в семье,
- Мешковина — символ изобилия.
Такие сувениры- обереги продаются в сувенирных магазинах. Но их можно приготовить самостоятельно, своими руками. Вы хотите своей маме ко Дню Матери подарить такой оберег?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Хорошо. Но сначала, давайте с вами отдохнём. Встаньте в круг.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Воспитатель: Сейчас мы с вами построим дом.
Рубим дом! Рубим дом! Топором! Топором!
(Руки в «замок», взмахи руками сверху — вниз).
Дом большой — вот такой, с синей крышей и трубой.
(Руки развести в стороны и поднять вверх).
Пилим, пилим мы бревно. Очень нам нужно оно.
(Скользящие движения правой руки. Левая рука согнута в локте).
Застучал и молоток. Ток — ток — ток! Ток — ток — ток!
(Постукивание кулаком о кулак).
Мы пилили, мы пилили. Много брёвен мы спилили.
(Руки развести от груди в стороны).
Мы из брёвен строим дом. Хорошо чтоб жилось в нём.
(Постукивание кулаком о кулак).
Всех избушка наша выше. Не дотянемся до крыши.
(Руки вверх, встать на носких).
Всех милее на опушке наша тёплая избушка!
(Обнять себя за плечи).
Окна сделаем большие, очень светлые— такие.
(Руки развести в стороны).
Мы пойдём, пойдём, пойдём. Вверх по лестнице пойдём. (Ходьба на месте).
Дом широкий и большой! Приходите в гости, дорогие гости!
(Взмах рук вперёд — «приглашение»).
Воспитатель:
Ребята, а теперь садитесь за столы. Перед вами лежат заготовки для изготовления оберега. Серёжа, что лежит у тебя на тарелочке?
Ребёнок перечисляет предметы.
Воспитатель: я сейчас приклею украшения на свой оберег. А вы внимательно смотрите. Я положу веник на дощечку, чтобы не испачкать клеем стол. Сначала я приклею атласную ленту по нижнему краю веника. Затем приклеиваю крупные детали — мешковину, бублик, скорлупку грецкого ореха... А потом — мелкие детали - монетку, семена тыквы... Вот какой оберег у меня получился (Воспитатель показывает детям образец оберега).
Слава, с чего надо начинать работу?
Как нужно пользоваться клеем?
Куда надо класть кисточки? (На подставку).
Воспитатель:
Ребята, вы сейчас будете сами украшать свой веник — оберег для своей мамы. Можете украсить его так как пожелаете. Выбирайте любой материал и приклеивайте его на веник.
Воспитатель включает фонограмму русской народной музыки. (Дети работают под музыкальное сопровождение).
Воспитатель даёт детям советы, указания.
Когда дети закончат работу воспитатель просит детей взять оберег в руки и сказать слова: «Пусть этот оберег принесёт счастье моей мамочке и все будут здоровы в семье».
Готовые обереги дети относят на стол. Воспитатель возле работ помещает бейджик с именем ребёнка. Дети рассматривают обереги.
Воспитатель:
Оберег — это лучший подарок для близких и любимых людей. Его можно повесить в любое место квартиры. Но чаще всего веник вешают на кухне.
Ребята, садитесь на стулья. (Дети садятся).
О чём вы сегодня узнали на занятии?
Дети: Узнали, как устроена русская изба. Узнали, из каких деревьев рубили избы. Познакомились с обстановкой в избе, предметами быта. Хозяева избы рассказали нам о традициях их семьи. Мы делали мамам подарки веники — обереги.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Можете рассказать дома о своих впечатлениях от «путешествия». Наше занятие закончилось. Дежурные, Соберите кисточки и салфетки на поднос. Остальные ребята, можете взять макеты — карты, игрушки и поиграть с ними.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБЕРЕГА - ВЕНИКА.
- Атласная лента.
- Семена тыквы - плодородие,
- Подсолнух — жизнерадостность,
- Хлеб — гостеприимство,
- Лапти — домашний уют,
- Лук — оберег от слёз.
- Фасоль — достаток,
- Мешок — символ богатства,
- Мак — исполнение желаний,
- Монетки — успех в делах,
- Орех, кукуруза — здоровье,
- Домик — символ семьи,
- Крупа — мир, лад в семье,
- Колосья — хороший урожай,
- Чеснок и перец — изгоняет нечистую силу,
- Выпечка — хлебосольность,
- Сухоцветы — уют и красота,
- Горох — мир,
- Бублик — крепкая семья,
- Кувшин — вода,
- Лавровый лист — слава,
- Мешковина — изобилие,
- Бессмертник — долголетие,
- Шишка — трудолюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».
Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, во...

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЕ НАШИ ПРЕДКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В ВОСПИТАНИИ МАЛЫШЕЙ И УХОДЕ ЗА НИМИ
Если сказать, что воспитываешь детей по-старинному, знакомые еще испугаются: домострой возрождать? Нет, домостроевские нормы отношений в будущее мы брать не станем. Но в старинной народной традиции во...

Традиции наших предков в русских народных сказках.
"Репка", "Курочка Ряба" - сказки, знакомые каждому малышу, но что они могут рассказать взрослым о традициях наших предков?...

КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».
Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....

ЖИЛИЩЕ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА НАШИХ ПРЕДКОВ
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых ...

Традиции наших предков. Традиции бурятского народа
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.Задачи:1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.2. Развивать образность речи с помо...

Конспект занятия «Места проживания наших предков, строительство жилища»
В лесистых местах, по берегам рек селились наши предки. Даже была такая поговорка "Возле леса жить, голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Недаром стольк...









