Конспект совместной образовательной деятельности по трудовому воспитанию. "Служба спасения растений" для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Представлен конспект совместной образовательной деятельности "Служба спасения растений"."Коллективный труд в природе".Уход за комнатными растениями детей 5-6 лет.
В настоящее время трудовое направление стало актуальной темой, оно является одной из базовых ценностей воспитания дошкольников. Трудовое воспитание невероятно необходимо для детей дошкольного возраста. Прежде всего это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремлённой, духовно-нравственной личности, воспитанию гражданина России.Дошкольный возраст наиболее благоприятен и является началом трудового воспитания ребенка.В связи с этим возникла идея проведения совместной образовательной деятельности "Служба спасения растений".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллективный труд в природе»
Уход за комнатными растениями в старшей группе.
«Служба спасения растений»
Воспитатель.Жаворонкова И.В.
Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи:
Образовательная:
1.Закрепить представления детей о том, что за растениями надо ухаживать (рыхлить землю, применять разные способы ухода за листьями, поливать.)
2.Отработать умения детей удалять пыль с растений при помощи кисточки, опрыскивания из пульверизатора, рукавичек.
3.Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, почвы, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними.
4.Расширить знания о некоторых комнатных растениях (Фикус Бенджамина, фиалка Узумбарская, сансевиерия (щучий хвост).
5.Формировать трудовые навыки; культуру труда (умение сотрудничать, трудиться в среднем темпе, не отвлекаться от работы).
Развивающая:
1.Развивать умение выбирать, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения.
3.Развивать умение приводить в порядок инвентарь, который использовался в процессе ухода за растениями.
2.Развивать у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель.
Воспитательная:
1.Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, быть ответственным за их жизнь.
2.Воспитывать желание договариваться друг с другом, планировать этапы работы, формировать умение доводить дело до конца.
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда. Труд в природе.
Оборудование: 1 тазик, рукавички и фартучки по количеству детей, сухие кисточки, опрыскиватели, игрушка – Каркуша, магнитофон.
Комнатные растения: сансевиерия (щучий хвост), фиалка, фикус Бенджамина.
Подготовка оборудования:
Готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазик воду, приготовить рукавички, принести лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления, кисточки.
Методы и приемы: мотивация на достижение поставленных задач, постановка целей занятия детьми самостоятельно, обращение, игровые приемы, вопросы к детям, принцип научности, предоставление выбора деятельности и партнёров, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, напоминания, оценка детской деятельности, самооценка, рефлексия.
Ход мероприятия.
Воспитатель. У нас группе открылась служба спасения!
Воспитатель. Отгадайте загадку и вы узнаете как называется наша служба.
Дышит и растёт, а ходить не может . (растение).
Дети. Растение.
Воспитатель. Правильно
Воспитатель. Наша служба называется «Служба спасения растений»
Показывает свёрток и предлагает развернуть его. В нём дети находят красивые фартуки, пилотки.
Воспитатель. Поясняет, что это спецодежда для работников службы спасения,
Дети. Одевают фартуки и разноцветные пилотки самостоятельно, помогая, друг другу.
Воспитатель предлагает придумать эмблему фирмы.
Дети. Объединяются в кружок и придумывают эмблему фирмы. (договариваясь между собой приходят к единому мнению, что на эмблеме будет нарисовано «Солнышко»).К спецодежде прикрепляются бэйджики с солнышком.
Дети. Сообщают своё решение воспитателю.
Воспитатель. Теперь мне бы хотелось, чтобы вы стали настоящими спасателями. Я прочитаю заклинание, а вы повторяйте
Вырос высокий цветок у меня,
Утром однажды раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание.
Дружно дают под землёй корешки.
Дети выполняют движения по содержанию стихотворения.
Воспитатель. Вот теперь вы настоящие спасатели.
Воспитатель. Вот и первый посетитель.
К детям прилетает Каркуша-мягкая игрушка. Она интересуется, не здесь ли открылась новая служба спасения?
Воспитатель. Каркуша прилетела не просто так, а по делу. Каркуша на хвосте принесла известие и решила нас с вами предупредить, и помочь спасти наши растения в группе.
Воспитатель. Послушайте, что говорит Каркуша.
Каркуша. «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у вас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у вас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».
Воспитатель. Посмотрите ребята на наши растения. Что с нашими цветами? На них пыль и грязь.
Воспитатель. Не печалься, Каркуша, мы спасём наши растения! Ведь мы же спасатели!
Воспитатель. Ребята, давайте, подойдём поближе к полочке и посмотрим на наши растения, что с ними произошло? (подходят, смотрят).
Воспитатель. Ребята растения все в пыли они действительно могут погибнуть.
Воспитатель. Что же нам надо сделать, чтобы прогонить пыль и грязь?
Дети. Нам надо поухаживать за растениями протереть пыль и порыхлить. Воспитатель. Ребята, а чтобы правильно ухаживать за растением надо хорошо знать его строение.
Воспитатель. Давайте рассмотрим рисунок, назовём части растения (корень, стебель, листья, цветок)
Воспитатель. Показывает картинку.
Дети. Рассматривают и отвечают.
Воспитатель. Вот теперь можно и поухаживать за растениями!
Каркуша. Ребята, а вы знаете предметы, которые вам помогут бороться с пылью.
Каркуша. У меня есть карточки со схемами, они вам помогут, посмотрите.
Воспитатель. Предлагает детям рассмотреть схемы.
Воспитатель. Давайте вспомним, как ухаживать за комнатными растениями, что для этого надо сделать?
Воспитатель. Скажите пожалуйста для чего нужна вот эта палочка?
Дети. Рыхлить землю.
Воспитатель. Почему мы пользуемся палочками?
Дети. Чтобы не ранить корни.
Воспитатель. Посмотрите вот на эту карточку- схему здесь правильно изображено рыхление почвы в горшке?
Дети. Не правильно!
Воспитатель: как правильно?
Дети. Ближе к стеблю рыхлить нельзя, потому что можно повредить корень, надо рыхлить подальше от него.
Воспитатель. Для чего надо рыхлить землю?
Дети. Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.
Воспитатель. Что это?
Дети. Это лейка.
Воспитатель. Для чего она нужна?
Дети. Чтобы поливать растения.
Воспитатель. Как узнать, что растение нужно полить?
Дети. Земля сухая на ощупь, светлая.
Воспитатель. Какой водой надо поливать…..?
Воспитатель. Вот посмотрите, у меня две баночки с водой в одной очень холодная, а в другой, тёплая потрогайте пальчиком, которая приятней на ощупь.
Дети. Вода тёплая приятней.
Воспитатель. Растения боятся всего холодного у них замедляется рост и они могут даже погибнуть.
Воспитатель. Значит какой будем поливать водой?
Дети. Не очень холодной.
Воспитатель. Чтобы она была не очень холодная, что надо?
Дети. Её надо заранее налить, чтобы она погрелась.
Воспитатель .Правильно, будем поливать водой ,которая стоит в лейках со вчерашнего дня.
Воспитатель. Ребята, оказывается, после рыхления сразу же нельзя поливать цветы, это вредно для растения, поэтому мы польём их завтра.
Воспитатель. Для спасения растений нам надо выбрать растение с длинными и окрашенными, как арбуз листьями – сансевьерию, с круглыми резными и махровыми листьями– фиалку, растение с мелкими листьями - фикус Бенджамина.
Дети . Расходятся по группе и из всех растений ищут нужные и приносят их на стол, воспитатель помогает.
Воспитатель. Это три разные растения и листья у них разные, поэтому их мыть надо по разному и разными предметами.
Воспитатель. У меня есть карточки - схемы на них предметы необходимые для ухода за растениями их 5.
Воспитатель. Вот на этих трёх карточках изображены предметы для мытья растений, они разные потому что и растения разные.
Воспитатель. Что изображено на них?
Дети. Это рукавички, кисточки, опрыскиватель?
Воспитатель. Для чего они нужны?
Дети. Чтобы убирать пыль с растений.
Воспитатель. Как надо мыть растение?
Дети. Крупные листья протирать рукавичками ,мелкие листья опрыскивать пульвиризатором, а махровые листья аккуратно смахивать кисточкой.
Воспитатель. Оля, покажи, как ты будешь обтирать листья сансевьерии, расскажи.
Оля. Беру рукавичку, мочу в воде отжимаю, одеваю на руку, беру листок на ладошку, а второй рукой обтираю. Листок гладкий, длинный.
Воспитатель. Ребята, найдите растение, с которого убирают пыль кисточкой.
Дети. Это фиалка.
Воспитатель. Покажите как будете убирать пыль.(один из детей показывает).
Воспитатель. Найдите на картинке предмет, которым будем обрабатывать мелкие листья. (опрыскиватель). Найдите его на столе с принадлежностями, покажите.
Воспитатель. Для чего мы ухаживаем за растениями?
Дети. Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.
Каркуша. Молодцы, вы умеете пользоваться оборудованием по уходу за комнатными растениями.
Каркуша. Чтобы победить пыль и грязь нужно знать не только оборудование, но и быть сплочёнными, дружными, смекалистыми, знать название комнатных растений.
Игра «Узнай цветок»
На трёх столах разложены пазлы из комнатных растений Сансевьерия, Фикус, Фиалка Узумбарская.
Дети делятся на 3 бригады службы спасения, по цвету пилоток, по сигналу колокольчика начинают собирать картинку с изображённым комнатным растением,на скорость. Каждая бригаба своё.
Воспитатель. Даёт установку, кто соберёт первым растение и скажет название цветка, тому даётся право первым выбрать инвентарь, найти настоящее растение, которое соответствует картинке и приступить к работе. (после игры «Узнай цветок» подводятся итоги и цифрами распределяется бригада, которая первая пойдёт выбирать необходимый инвентарь для работы.
Воспитатель. Просит детей обьяснить почему они выбрали такой инвентарь. (Дети совещаются и один из них рассказывает). Когда все дети справятся с заданием и выберут себе цветы для работы и инвентарь воспитатель обращает внимание на рисунки на горшках - это знаки. Они показывают, что любит данное растение.
Воспитатель. Ребята посмотрите на многих горшочках одинаковые знаки, все эти растения предпочитают яркий рассеянный свет, хорошее или лёгкое подсушивание, обычную влажность, они неприхотливы в уходе и не ядовиты. Только Фикус любит, когда его опрыскивают из пульвризатора. В следующий раз вы самостоятельно попробуете рассказывать о растении по модели.
Каркуша. Теперь я вижу, что вы много знаете и быстро можете справиться с пылью.
Воспитатель. Ребята, теперь пора прогонить этих злючек!
Но скажите, как мы будем бороться с врагами? (вывешиваются карточки- схемы с последовательностью выполнения работы).
Воспитатель. По схеме крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать, слегка порыхлим, незабудьте после работы прибрать весь инвентарь на рабочий стол. (Схема работы вывешивается на видное место, воспитатель обращает внимание детей на последовательность работы и необходимость убрать инвентарь на место.)
Воспитатель. Чтобы защититься от вредителей у нас есть защитная одежда. Она на нас.
Воспитатель. Начинаем работу по спасению наших растений. Кто завершит уборку поднимите флажок, это сигнал, для того чтобы я видела, что вы завершили работу.
Воспитатель. Сейчас каждый подойдёт к своему растению, которое у вас на картинке, уберёт с него злую пыль. Дети распределяются у растений и проводят работу по уходу.
Воспитатель. Напоминает! Не забудьте, ребята, что рукавички мы отжимаем хорошо.
Дети приступают к работе, звучит аудиозапись весёлой, задорной музыки.
Воспитатель даёт ребятам советы, помогает в организации, напоминает порядок работы. После завершения работы с растениями дети поднимают флажки, которые указывают, что они закончили уборку.
Уборка оборудования.
Воспитатель. Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, складывают аккуратно фартучки в шкаф, оборудование распределяется по коробочкам, рукавички вешают на прищепки на верёвку.
Анализ детской деятельности:
Воспитатель. Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Каркуша, пройди посмотри не осталось ли пыли?
Воспитатель. Что нового вы узнали на занятии?
Дети. Мы узнали какие инструменты нужны для уборки, вспомнили названия комнатных растений и способы их ухода.
Воспитатель. Что осталось непонятным?
Дети. Нам сложно читать модели, которые показывают, что любит данное растение.
Воспитатель. Какое задание вам было интересно выполнять?
Воспитатель. Напоминает, мы рассматривали оборудование на схемах, называли комнатные растения, ухаживали за ними.
Воспитатель. У меня есть цветочки –фишки, разойдитесь по группе и положите свою фишку в ту часть занятия,которая показалась более интересна.(Группа разделена на части, каждый этап занятия проводится в новом месте по плану, дети расходятся по группе кладут цветочки к любимым этапам занятия и остаются на своих местах. Воспитатель посещает каждую из групп, а дети объясняют, что понравилось.
Воспитатель. Положите фишку к самому чистому растению.
Воспитатель. Почему так считаете?
Воспитатель. Просит детей ответить на вопрос, как вы думаете смогли ли мы спасти наши растения от грязи и пыли? Почему так считаете?
Дети. Потому что мы позаботились о растениях, освежили, порыхлили, убрали пыль.
Воспитатель. Дима, скажи почему ты опрыскивал фикус Бенджамина пульвиризатором?
Дима. Потому что у него мелкие листья и другим способом убрать пыль очень трудно.
Воспитатель. Каркуша теперь ты спокойно можешь лететь путешествовать и не беспокоиться за растения.
Каркуша. Благодарит вас, и сейчас полетит и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают, настоящие спасатели!
Воспитатель. Вот как много полезного сделала наша «Служба спасения растений».
Литература:
Уланова Л. А., Иордан С.О.Методические рекомендации по Организации и проведению прогулок для детей 3-7лет.- СПБ.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007-160с.стр. 125.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.Стр.109.
Куцакова Л. В. нравственно- трудовое воспитатание в детском саду. Для работы с детьми 3-7лет. Пособие для педагогов дошкольныхучреждений.-М.:Мозайка-Синтез,2008-144с. стр.95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"
Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.ЦЕЛЬ:Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведе...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»
В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Колобок пришел к нам в гости"
Интеграция образовательных областей: Коммуникация Социализация ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и расширить полученные ранее знания и представления по пройденным темам....

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста " На лесной полянке"
Тип занятия: обобщающееИнтеграция образовательных областей: Коммуникация Социализация ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и расширить полученные ранее знания и представления по п...

Конспект совместной образовательной деятельности «Игра-драматизация по сказке «Рукавичка» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект совместной образовательной деятельности «Игра-драматизация по сказке «Рукавичка» для детей старшего дошкольного возраста.Программные задачи: 1) Развива...

Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми предшкольного возраста "Спасение леса Чудес"
Данный материал можно использовать в работе педагога ДОУ при планировании тематической недели "Дикие животные"...
