Ознакомление с окружающим миров в старшей группе «Эти мудрые русские сказки!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ахметова Алина Фанусовна

Задачи: образовательные: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; знать сказки, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями;

Развивающие: развивать интерес к русским сказкам;

Воспитательные: воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл.

Ход занятия

-Ребята, вы любите сказки? (Любим) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают... (дети называют сказки)

- А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила. (ответы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eti_mudrye_russkie_skazki.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим миров в старшей группе

«Эти мудрые русские сказки!»

Задачи: образовательные: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; знать сказки, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями;

Развивающие: развивать интерес к русским сказкам;

Воспитательные: воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл.

Ход занятия

-Ребята, вы любите сказки? (Любим) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают... (дети называют сказки)

- А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила. (ответы детей)

- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей)

- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди». (ответы детей)

- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

- У русского народа всегда была тяжёлая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шёл несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своём пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку... За своё милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки...

- Ребята, читая сказки, мы должны вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное - смысл сказки и чему она учит.

- Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается хема сказки «Теремок»)

- А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

- Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т.д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку... И даже к Кощею Бессмертному. И добро твоё умножится и вернётся к тебе.

- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота учёного, Василису Премудрую и т.д.)

- Есть ещё интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнести вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовёт ветер, туча, берёзка, мышка-норушка, Илья Муромец, Русалочка, Баба-яга...)

- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба-яга в сказках?

- Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба-яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.д.) А теперь вспомните, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. (Финист - Ясный сокол») Вот какая разная Баба-яга.

А теперь проведём конкурс на самую страшную и самую добрую Бабау-ягу. (Дети изображают) (Самая страшная Баба-яга выходит в центр с метлой) Дети её дразнят:

                           Баба-яга, костяная нога,

                           С печки упала, ногу сломала.

                           Пошла в огород,

                           Испугала народ.

                           Побежала в баньку,

                           Испугала зайку.

(Баба-яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого - тот замирает)

- Самая добрая Баба-яга всем помогает, кормит, расспрашивает, даёт советы, защищает, даёт различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

- Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку? (Воспитатель предлагает детям схемы-карточки к разным сказкам, дети выбирают себе по желанию персонажи, зарисовывают схематично сюжет, придумывают и рассказывают сказки)

(В.Н, Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Стр. 45-48).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Богатыри земли русской»

Программное содержание: дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился бога...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Русское подворье"

Знание ребёнком  традиций и обычаев, обеспечивает закрепление в душе ребёнка  особенностей национального характера, представления о доброте, красоте. Ребёнок в дошкольном возрасте особенно ч...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват,...

Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».

Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (п...

Конспект итоговой мероприятия в форме квест игры Тема: «Знатоки природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» - «Юный эколог» + «ознакомление с окружающим миром» в старшей группе «Сказка»

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.Образовательная:- закрепление и обобщение знаний на...

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка»

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка» с использованием технологии "СИНКВЕЙНА"...