Планеты солнечной системы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Планеты солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие42 КБ

Предварительный просмотр:

                        ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА 

                « ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ».

Для детей 5-7 лет.                                                                                        

                                                         

Цель:

     Сформировать элементарные представления о  планетах Солнечной системы: их особенностях, расположение относительно Солнца, орбитах движения, космическое мышление.

     Способствовать расширению кругозора, мышления и мировоззрения детей, дать им возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей земли.

     Развивать наблюдательность, память, фантазию.

     Воспитывать социально-активную личность, способную понимать и ценить окружающий мир.

Оборудование: Модель Солнечной системы висит на стене. Модель ракеты. Модели планетохода, спутника, телескопа.  Фотографии планет Солнечной системы (9 шт.)

                              Игровые правила:    

                                    Вариант 1.

У каждого игрока по одной фотографии планет.

Все игроки астронавты-исследователи.

Ведущий: Свой полёт начинаем с планеты – ЗЕМЛЯ.

Игрок, у которого фото планеты – Земля рассказывает всё, что он знает: наша Земля – планета. Она не одинока во Вселенной. Существуют и другие планеты. Одни из них больше Земли, другие  - меньше. Все они обращаются вокруг Солнца и входят в Солнечную систему. Земля единственная планета, где есть жизнь. Земной год – 365 земных суток. Земные сутки 24 часа. Из космоса наша планета кажется голубой, потому что большая часть земли покрыта океанами.

Ведущий: Стартуем и летим на ВЕНЕРУ.

Игрок с фото Венеры рассказывает: Венеру называют планетой загадок. Сколько не смотри на неё из космоса, не увидишь ничего, кроме белой мглы облаков. Но Венера – это высокие красноватые горы, скалы и огромные камни. Нет ни растений, ни животных, нигде – ни капли воды. Венера – самая близкая к Земле планета.  Венерианский год – 225 земных суток. Венерианские сутки – 117 земных часов.

Ведущий: Следующая наша цель – Меркурий.

Игрок, у которого фото планеты – Меркурий характеризует: поверхность Меркурия скалиста, но есть и равнины. Солнце выглядит в небе Меркурия огромным. Оно такое жаркое, что плавит на поверхности планеты даже металлы. Осторожнее! Здесь могут быть лужи и даже озёра из расплавленного олова и свинца. Меркурий – это планета, откуда удобно наблюдать Солнце. Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. Меркурианский год – 88 земных суток. Меркурианские сутки – 176 земных часов. Вес Меркурия в 18 раз меньше веса Земли.

Ведущий: Давайте теперь полетим на Марс. Путь до Марса неблизкий: ведь мы должны пересечь орбиты Венеры и Земли.

Игрок: В ночном небе Земли Марс кажется красным, потому что покрыт красным песком. А есть ли на Марсе жизнь? Учёные не говорят ни да, ни нет. Космические аппараты, запущенные к Марсу, сфотографировали пересохшие русла древних рек. Значит, на Марсе когда-то была вода. А если была вода, то, возможно, была и жизнь. Марсианский год – 687 земных суток. Марсианские сутки – 24 часа 37 минут.  Вес Марса – 10 часть веса Земли.

Ведущий: Теперь мы направляемся к Юпитеру.

Игрок: Совершить посадку на Юпитер мы не сможем. Он огромен, только вот поверхности у Юпитера нет. Он постепенно сгущается, становится как вода, потом – как кисель, смола, глина. Внутри планеты – твёрдое ядро. Такие ядра есть у всех планет, в том числе – и у Земли.  Юпитер – самая большая  планета Солнечной системы. Год Юпитера – 12 земных лет. Сутки Юпитера – 10 часов. Вес Юпитера 318 планет Земля.

Ведущий: Летим ещё дальше, к Сатурну.

Игрок: Сатурн – это гигант, окружённый удивительным кольцом. Оно состоит из кусков снега и льда, которые вращаются вокруг планеты. Издали мы видим всё это звёздное царство, как одно сплошное кольцо. Год Сатурна – 30 земных лет. Сутки Сатурна – 10,5 часов. Вес Сатурна – 95 планет Земля.

Ведущий: Летим дальше. Впереди Уран и Нептун.

Игроки: Это газовые планеты, как Юпитер и Сатурн, только немного поменьше.

Уран – единственная планета Солнечной системы, у которой есть невидимые без телескопа кольца. Год Урана 84 земных года. Сутки урана – 11 часов. Вес  Урана 15 планет Земля.

Нептун – планета открытая путём расчётов на бумаге. Год Нептуна – 165 земных лет. Сутки Нептуна – 18 часов. Вес Нептуна – 17 планет Земля.

Ведущий: А вот и Плутон.

Игрок: Плутон – самая крайняя, единственная двойная планета Солнечной системы. Солнце кажется отсюда совсем крошечным, не намного крупнее других звёзд. Учёные знают о Плутоне не много. Даже в самые мощные телескопы он кажется еле заметным пятнышком. Год Плутона – 248 земных лет. Сутки Плутона – 6,5 земных часов. Вес Плутона – в несколько сотен раз меньше веса Земли.

 Ведущий: Наш полёт закончен. Я благодарю вас за знания, которые вы показали во время нашего полёта.                                        

                                                 Вариант 2.

   Игрок, неправильно выполнивший задание или дал неправильный ответ выбывает из игры. Один из игроков -  ведущий.

Он даёт задания:

- Планеты-гиганты станьте с правой стороны от Солнца, а с левой – планеты земной группы: Земля и те планеты, которые меньше Земли.

- Если на Венере прошёл один год, то как переместятся по своим орбитам Меркурий, Земля, Марс?  Распредели на карте Солнечной системы.

-  Газообразные планеты станьте с одной стороны от Солнца, а с поверхностью – другой.

- Назови и покажи двойную планету.

Задаёт вопросы:

- Какая планета находится дальше всего от Солнца?

- Какую планету называют загадочной?

- Можно ли приземлиться на Меркурий?

- Как называется эта планета? (Показывает на карте).

- Каков её период обращения вокруг Солнца (год)?

- Есть ли у неё поверхность? Какая она?

- Какая планета открыта путём расчёта на бумаге?

Победителя поздравляют.

                     КРАТКИЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

                                           Для детей старшей группы.

Тема:  «Загадочные объекты Вселенной».

Цель: Сформировать у детей представление о космических объектах Вселенной: астероидах, кометах. Дать знания о звёздах и созвездиях.

        Закрепить знания о планетах.

        Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.

        Создать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (по форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространства);

для обогащения словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.

          Систематизировать имеющие знания.

          Развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, любознательность.

Оборудование: модель Солнечной системы, модель звёздного неба, модели планетоходов, космических кораблей, спутника, телескопа,  фотографии планет, созвездий, астероидов, иллюстрации Млечного пути, кометы. Материалы для экспериментально-исследовательской деятельности.

                                     

                                                          Ход занятия.

  1. Обобщение знаний детей.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что Земля – это планета. А кто знает, что такое планета.  (Планета – это шарообразное космическое тело.) Какой формы наша планета Земля? (Круглой.)  Планета Земля живёт в семейке. Как она называется? Сколько планет в Солнечной системе? Возьмите фотографии планет и мы с вами совершим удивительное путешествие по Солнечной системе. На чём отправимся в полёт? С какой планеты стартуем? Д/и «Планеты Солнечной системы».

  1. Физкультминутка.
  2. Рассказ воспитателя об астероидах,  кометах, звёздах и созвездиях, сопровождаемый демонстрацией наглядного материала, экспериментами.
  3. Продуктивная деятельность детей. Рисование загадочных объектов Вселенной.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)

Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...