Дидактические игры по изучению цвета в группе раннего возраста
картотека по окружающему миру

Дидактические игры по изучению цвета

 

1. Игра: Курочка и цыплята

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

 

2. Игра: Елочки и грибочки

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

 

3. Игра: Разноцветные бусы

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Ход: на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

 

4. Игра: Помоги матрешке найти свои игрушки

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои мячики и платочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свое.

 

5. Игра: Угостим медведя ягодой

 Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

 

6. Игра: Поставь букет в вазу

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

 

7. Игра: Разноцветные шары

 Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки- «книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

 

8. Игра: Подбери чашки к блюдцам

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

 

9. Игра: Варежки

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

 

10. Игра: Магазин игрушек

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета. Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

 

11. Игра: Посади мышку в свой домик

Цель: Развивать внимание и мелкую моторику.

Ход: Воспитатель подготавливает  карточки с изображениями домиков разных цветов. Дети должны выбрать мышку (например, игрушечную) и посадить её в домик того же цвета.

 

12. Игра: Разукрась весёлый паровоз

Цель: Развивать творческие способности и восприятие цвета.

Ход: Воспитатель дает детям распечатанный рисунок паровоза и набор цветных фломастеров или карандашей. Попросите их раскрасить паровоз, используя разные цвета.

 

13. Игра: Посади бабочку на цветок

Цель: Развивать координацию движений и внимание к цветам.

Ход: Воспитатель использует карточки с изображениями бабочек и цветков разных цветов. Дети должны сопоставить бабочку с цветком того же цвета.

 

14. Игра: Цветные мешочки

Цель: Развивать тактильные ощущения и знание цветов.

Ход: Воспитатель наполняет мешочки предметами разных цветов. Дети на ощупь определяют предмет и называют его цвет.

 

15. Игра: Собери радугу

Цель: Развивать навыки сортировки и знакомство с цветами.

Ход: Дети собирают предметы по цветам и помещают их на соответствующие кружки.

 

16. Игра: Цветные пары

Цель: Развивать зрительное восприятие и внимание.

Ход: Дети ищут пары карточек с одинаковыми цветами, переворачивая их.

 

17. Игра: Цветные следы

Цель: Развивать координацию движений и знание цветов.

Ход: Дети проходят по цветным кругам, называя их цвета.

 

18. Игра: Цветная охота

Цель: Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру.

Описание: Дети находят предметы определенного цвета в комнате или на улице.

 

19. Игра: Кто где живёт?

Цель: Развивать ассоциативное мышление и знание цветов.

Ход: Дети сопоставляют животных с их домами по цвету (например, красный домик для красной птицы).

 

20. Игра: Цветные шары

Цель: Развивать координацию движений и восприятие цвета.

Ход: Разложите шары разных цветов, дети должны подбрасывать шар того же цвета, который вы называете.

 

21. Игра: Цветная мозаика

Цель: Развивать мелкую моторику и творческое мышление.

Ход: Дети создают картинки из цветных кусочков бумаги или мозаики, используя разные цвета.

 

22. Игра: Собери цветок

Цель: Развивать внимание и знание цветов.

Ход: Воспитатель подготавливает детали цветка (лепестки, стебель, листья) разных цветов, дети собирают цветок, выбирая детали нужного цвета.

  

23. Игра: Цветные звуки

Цель: Развивать слуховое восприятие и ассоциации с цветами.

Ход: Каждому цвету соответствует определённый звук (например, красный – звук барабана). Дети должны сопоставить звук с цветом.

 

24. Игра: Кто быстрее?

Цель: Развивать скорость реакции и знание цветов.

Ход: Воспитатель называет цвет, а дети должны быстро найти предмет этого цвета в комнате или на площадке.

 

Заключение: эти игры помогут детям развивать сенсорные навыки, внимание и понимание цветов в увлекательной форме!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорному развитию в группе раннего возраста

Презентация по применению дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста...

Методическая разработка "Дидактические игры для адаптации детей в группах раннего возраста"

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.​Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок-реб...

Дидактическая игра «Чемоданчик Айболита» во 2 группе раннего возраста

Конспект проведения дидактической игры «Чемоданчик Айболита»во 2 группе раннего возраста...

Дидактические игры по сенсорике во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов. Т...

Дидактическая игра «Собери красивые бусы» (вторая группа раннего возраста).

Дидактическая игра «Собери красивые бусы» (вторая группа раннего возраста)....

Конспект дидактической игры по математике во второй группе раннего возраста на тему: «Игра с разноцветными шарами»

Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент; продолжать учить различать один и много предметов.Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма,...

Дидактическая игра «Подбери по цвету» в группе раннего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 2-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания, логического мышления, цветоощущения. С помощью данной игры ребенок учится с...