Конспект экскурсии в парк на тему "Живая и неживая природа весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект экскурсии в парк на тему "Живая и неживая природа весной"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 113
Конспект
Экскурсии – прогулки в парк
на тему: «Живая и неживая природа весной»
Конькова Е.А.
Воспитатель
2024 -2025 учебный год
Цель: формировать у детей умение видеть сезонные изменения в природе, называть живую и неживую природу, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
2, Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе (оживает природа, набухают почки на деревьях, прилетают птицы, появляются первые цветы).
3.Закреплять первичные представления о классификации животного мира: птицы (зимующие, перелетные)
4.Развивать наблюдательность, желание исследовать объекты живой и неживой природы (не нанося им вред).
5.Воспитывать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природой, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и ее обитателям.
Словарная работа: оживает природа, скворечники, первоцветы,
Материал: письмо от Лесовичка, хлеб, семечки, пшено.
Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы; чтение художественных произведений о весне, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций.
Ход экскурсии:
1.Вводная часть
-Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу в наш любимый детский сад, на нашем участке около кормушки, где мы с вами подкармливаем птиц, я нашла вот это письмо. Я думаю, что его принесла одна из птичек, которые прилетают в нашу «столовую». Но открывать его без вас я не стала, давайте мы вместе с вами его откроем и прочитаем. Вы согласны? (ответы детей)
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лесовичок. Я хозяин парка «Южный». Я помню те дни, когда вы осенью и зимой приходили в мой парк, но уже наступила весна и я приглашаю вас в весенний парк, для того, чтобы вы могли легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны."
- Ребята, ну что отправимся в весенний парк на экскурсию для того, чтобы наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе?
(ответы детей)
- Но прежде, чем мы отправимся в парк, давайте вспомним правила поведения на прогулке в парке.
Ответы детей:
-находясь в парке нельзя портить деревья и кустарники;
-ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптывания;
-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в парке;
-нельзя бросать мусор.
- Правильно, молодцы, ребята! Теперь я буду надеяться на то, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.
2. Основная часть
- Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с хозяевами парка и пожелаем им тепла и красоты…Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ. (Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу).
- Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад?
-Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?
- Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад.
- Ребята, послушайте стихотворение:
-Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг….(природа)
-Ребята, оглянитесь вокруг! Как можно назвать одним словом все то, что нас окружает? (Природа)
- Дети, а что нельзя назвать природой?
Ответы детей: то, что сделано руками человека.
-Назовите предметы, которые нельзя назвать природой.
Ответы детей: скамейка, машина, дом и т.д.
- Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека.
-Теперь отгадайте загадку:
Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям, нам - тепло,
Волшебство - чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)
-Посмотрите вокруг. Какие слова из загадки соответствуют тому, что вы видите?
Ответы детей: деревья, кустарники, травянистые растения, птицы и т. д.)
- Скажите мне, как вы думаете это живая или неживая природа?
Ответы детей: живая
- Докажите мне, например, что дерево это живая природа (Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)
-А вот пролетела синичка. Она живая? Докажите. (Доказывают: дышит, питается, растет, передвигается, размножается.)
-А вот светит солнышко. Оно живое? (Нет, оно не дышит, не растет, не умирает, не размножается.)
- Вот мы и пришли к тому, что природа бывает «живая» и «неживая».
- Сегодня мы будем наблюдать за живой и неживой природой.
Для этого я предлагаю вам разделиться на две команды: первая команда ищет и называет живую природу, а вторая неживую природу. Делать это вы должны так, чтобы не навредить природе.
- Ребята, понаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? Ответы детей: голубое, чистое, безоблачное.
-А солнце светит так же ярко и греет, как летом?
Ответы детей: нет. Светит ярко, но еще плохо греет.
-Ребята, понаблюдайте за травой. Какая она?
Ответы детей: еще маленькая, а в тени почему-то белая.
-Дети, трава белая в тени потому, что ночью была минусовая температура и трава покрылась инеем. В том месте, где светит солнышко иней уже растаял, а где тень, там еще нет.
- Ребята, что ещё вы видите в нашем парке?
Ответы детей: озеро.
- Озеро, это живая или неживая природа?
Ответы детей: неживая природа.
- А рыба, которая живет в озере? И водоплавающие птицы?
Ответы детей: живая природа.
- Ребята, что ещё вы видите в нашем парке?
Ответы детей: цветы.
-Какие цветы?
Ответы детей: подснежники.
- Как по другому можно их назвать?
Ответы детей: первоцветы.
- Молодцы, ребята.
-Скажите, как изменилась неживая природа?
Ответы детей; солнце светит чаще и ярче, лед на озере растаял, небо кажется выше, ветер дует более теплый, температура воздуха выше, световой день прибавился.
- А как изменилась живая природа?
Ответы детей: набухают почки на деревьях, зацветают первоцветы, животные и насекомые просыпаются, птицы прилетают.
- А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите?
Ответы детей: шум дороги, шаги прохожих.
- А слышите ли вы птиц? (Да).
- А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: ласточки, грачи и т.д
- Почему птицы осенью улетают на юг?
- Чем мы можем помочь птицам весной?
Ответы детей: изготовить скворечники и кормушки для птиц, подкармливать птиц.
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Перелетные птицы»
Игра «Перелетные птицы»
Воспитатель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (зимующая) птица, то дети приседают и замирают.
(Ворона, ласточка, аист, синица, голубь, воробей, журавль, скворец, дятел, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка).
- Теперь я предлагаю вам подойти к кормушкам и наполнить их кормом для птиц, а также покормить уток и лебедей в водоеме.
- А как изменилась жизнь людей с приходом весны?
Ответы детей: одежда легче
-А сейчас ребята, я хочу вам рассказать о приметах, которые сложил народ, издавна наблюдая за природой в весеннее время года:
Вороны купаются ранней весной — к теплу.
Если весной много летит паутины —лето будет жаркое.
Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету, т.е. к дождливому.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Нам пора возвращаться в детский сад. У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели деревья и первоцветы. Вам понравилась наша встреча с природой сегодня?
Расскажите Лесовичку, что вам понравилось? Что вы узнали для себя нового? Чему вы научились, чему удивились?
Воспитатель: Я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.
Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым.
3. Заключительная часть
-Что больше всего запомнилось на экскурсии?
- Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали о весне.
- Что происходит с живой и неживой природой весной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Живая и неживая природа весной»
Экологический проект «Живая и неживая природа весной»дает представление о весенних изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи....

Наблюдение за явлениями неживой природой "Весна"
Наступила весна.Дети это чувствуют и помагаем детям наблюдать за природой....

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВЕСНОЙ».
Воспитывать интерес и любовь к природе....

Конспект экскурсии в парк «Культуры и отдыха» ранней весной в старшей группе
Путешествие в парк "Культуры и отдыха"....
«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.
Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.За...

Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой» Конспект экскурсии в парк «Южный». Наблюдение за зимующими птицами. Цель: - Наблюдение за птицами в природе.
Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой»...

