Конспект экскурсии в парк на тему "Живая и неживая природа весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конькова Елена Александровна

Конспект экскурсии в парк на тему "Живая и неживая природа весной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursii_v_vesenniy_park.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 113

Конспект  

Экскурсии – прогулки в парк

на тему: «Живая и неживая природа весной»

                     

                   

                                                                                Конькова Е.А.

                                                                                        Воспитатель

                                                 

                                              2024 -2025  учебный год        

   

Цель: формировать у детей умение видеть сезонные изменения в природе, называть живую и неживую природу, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.

2, Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе (оживает природа, набухают почки на деревьях, прилетают птицы, появляются первые цветы).

3.Закреплять первичные представления о классификации животного мира: птицы (зимующие, перелетные)

4.Развивать наблюдательность, желание исследовать объекты живой и неживой природы (не нанося им вред).

5.Воспитывать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природой, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и ее обитателям.

 Словарная работа: оживает природа, скворечники, первоцветы,

Материал: письмо от Лесовичка, хлеб, семечки, пшено.

Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы; чтение художественных произведений о весне, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций.

Ход экскурсии:

1.Вводная часть

-Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу в наш любимый детский сад, на нашем участке около кормушки, где мы с вами подкармливаем птиц, я нашла вот это письмо. Я думаю, что его принесла одна из птичек, которые прилетают в нашу «столовую». Но открывать его без вас я не стала, давайте мы вместе с вами его откроем и прочитаем. Вы согласны? (ответы детей)

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лесовичок. Я хозяин парка «Южный». Я помню те дни, когда вы осенью и зимой приходили в мой парк, но уже наступила весна и я приглашаю вас в весенний парк, для того, чтобы  вы могли  легко и весело соприкоснуться с миром   природы, вспомнить и узнать ее тайны."

- Ребята, ну что отправимся в весенний парк на экскурсию для того, чтобы наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе?

(ответы детей)

- Но прежде, чем мы отправимся в парк, давайте вспомним правила поведения на прогулке в парке.

Ответы детей:

-находясь в парке нельзя портить деревья и кустарники;

-ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптывания;

-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в парке;

-нельзя бросать мусор.

- Правильно, молодцы, ребята! Теперь я буду надеяться на то, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

2. Основная часть

- Вот мы и пришли.  Давайте поздороваемся с хозяевами парка и пожелаем им тепла и красоты…Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ. (Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу). 
- Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад?

-Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? 
- Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. 

- Ребята, послушайте стихотворение:

-Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года –

 Это все вокруг….(природа)

-Ребята, оглянитесь вокруг! Как можно назвать одним словом все то, что нас окружает? (Природа)

- Дети, а что нельзя назвать природой?

Ответы детей: то, что сделано руками человека.

-Назовите предметы, которые нельзя назвать природой.

Ответы детей: скамейка, машина, дом и т.д.

- Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. 

-Теперь отгадайте загадку:

Зеленоглаза, весела,

Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям, нам - тепло,
Волшебство - чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)

-Посмотрите вокруг. Какие слова из загадки соответствуют тому, что вы видите?

Ответы детей: деревья, кустарники, травянистые растения, птицы и т. д.) 

- Скажите мне, как вы думаете это живая или неживая природа?

Ответы детей: живая


-  Докажите мне, например, что дерево это живая природа  (Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…) 
-А вот пролетела синичка. Она живая? Докажите. (Доказывают: дышит, питается, растет, передвигается, размножается.)
-А вот светит солнышко. Оно живое? (Нет, оно не дышит, не растет, не умирает, не размножается.)

- Вот мы и пришли к тому, что природа бывает «живая» и «неживая».
- Сегодня мы будем наблюдать за живой и неживой природой.

Для этого я предлагаю вам разделиться на две команды: первая команда ищет и называет живую природу, а вторая неживую природу. Делать это вы должны так, чтобы не навредить природе.

- Ребята, понаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? Ответы детей: голубое, чистое, безоблачное.

-А солнце светит так же ярко и греет, как летом?

Ответы детей: нет. Светит ярко, но еще плохо греет.

-Ребята, понаблюдайте за травой. Какая она?

Ответы детей: еще маленькая, а в тени почему-то белая.

-Дети, трава  белая в тени потому, что ночью была минусовая температура и трава покрылась инеем. В том месте, где светит солнышко иней уже растаял, а где тень, там еще нет.

- Ребята, что ещё вы видите в нашем парке?

Ответы детей: озеро.

- Озеро, это живая или неживая природа?

Ответы детей: неживая природа.

- А  рыба, которая живет в озере? И водоплавающие птицы?

Ответы детей: живая природа.

- Ребята, что ещё вы видите в нашем парке?

Ответы детей: цветы.

-Какие цветы?

Ответы детей: подснежники.

- Как по другому можно их назвать?

Ответы детей: первоцветы.

- Молодцы, ребята.

-Скажите, как изменилась неживая природа?

Ответы детей; солнце светит чаще и ярче, лед на озере растаял, небо кажется выше, ветер дует более теплый, температура воздуха выше, световой день прибавился.

- А как изменилась живая природа?

Ответы детей: набухают почки на деревьях, зацветают первоцветы, животные и насекомые просыпаются, птицы прилетают.

- А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите?

Ответы детей: шум дороги, шаги прохожих.

- А слышите ли вы птиц? (Да).

- А каких перелетных птиц вы знаете?

 Ответы детей: ласточки, грачи и т.д

- Почему птицы осенью улетают на юг?

- Чем мы можем помочь птицам весной?

Ответы детей: изготовить скворечники и кормушки для птиц, подкармливать птиц.

- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Перелетные птицы»

Игра «Перелетные птицы» 
Воспитатель  называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (зимующая) птица, то дети приседают и замирают. 
(Ворона, ласточка, аист, синица, голубь, воробей, журавль, скворец, дятел, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка).

- Теперь я предлагаю вам подойти к кормушкам и наполнить их кормом для птиц, а также покормить уток и лебедей в водоеме.

- А как изменилась жизнь людей с приходом весны?

Ответы детей: одежда легче

-А сейчас ребята, я хочу вам рассказать о приметах, которые  сложил народ, издавна наблюдая за природой в весеннее время года:

Вороны купаются ранней весной — к теплу.

Если весной много летит паутины —лето будет жаркое.

Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету, т.е. к дождливому.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Нам пора возвращаться в детский сад. У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели   деревья и первоцветы. Вам понравилась наша встреча с природой сегодня?

Расскажите Лесовичку, что вам понравилось? Что вы узнали для себя нового? Чему вы научились, чему удивились?

Воспитатель: Я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.

  Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. 

3. Заключительная часть

-Что больше всего запомнилось на экскурсии?

- Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали о весне.

- Что происходит с живой и неживой природой весной?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Живая и неживая природа весной»

Экологический проект  «Живая  и неживая природа весной»дает  представление о весенних изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи....

Наблюдения за явлениями неживой природы весной

Наблюдения за явлениями неживой природы весной...

Наблюдение за явлениями неживой природой "Весна"

Наступила весна.Дети это чувствуют и помагаем  детям наблюдать за природой....

«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.

Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе  весной.За...