Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Цветы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гераськина Светлана Александровна

Цель: развитие общих речевых навыков.

Задачи:

- расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают);

- обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных;

- совершенствовать навык  звукослогового анализа слов, упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

 - развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос;

- воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsvety.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

 Тема «Цветы»

Цель: развитие общих речевых навыков.

Задачи:

- расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают);

- обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных;

- совершенствовать навык  звукослогового анализа слов, упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

 - развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос;

- воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. - Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы  красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

- Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

- А какой праздник мы отмечали в начале весны? (Международный женский день 8 марта.)

- И что же будет главным  подарком для наших мам, бабушек? (Цветы)

- А какие цветы вы дарите своим мамам, бабушкам?

- А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

- Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

- Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

- Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

- А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут? (В поле, в лесу.)

- Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

- Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

- Правильно. А у нас в группе  растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

- Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

- Как  мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. - Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

- Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

- Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

- Что идет после корня? (Стебель)

- У цветка есть?... (Листья.)

- Далее после листьев? (Бутон)

- А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

- И остались?... (Лепестки)

- Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. (индивидуальная работа)

- Сколько звуков в слове «мак»? (3)

- Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

- Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

- Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

- А сколько слогов в слове «мак»?

- А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. 

Игра «Сложи цветок»

- Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

- Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

- Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

- Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик - луговой)

7.

- Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

- Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

- На какой цветок похоже? (На ромашку)

8.

Игра «Доскажи словечко»

- Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Воспитатель читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Цветики — корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша... (ромашка)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный... (мак)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках... (мимоза)

 - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Раз –два-три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.
Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут!

Игра «Что изменилось?»

- Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса

- Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

- Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания

- Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами  задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки

Два веселых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка

Четыре лепестка

А сколько лепестков

У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша,

Кто тут может сосчитать

Сколько будет два и пять? (семь)

13.

Игра «Один - много»

- Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один - много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки

Василек – васильки

Мак – маки

Лилия – лилии

Одуванчик – одуванчики

Роза – розы

Подснежник – подснежники

Ландыш – ландыши

Нарцисс - нарциссы

14. Итог занятия

- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

- В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

- Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

- Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним ,что же мы сегодня узнали интересного о цветах?  

(Дети перечисляют)

- (Воспитатель читает стихотворение)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок …

Если все и Я, и Ты –

Если Мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

(Т. Собакин)

- У кого во время занятия было хорошее настроение, он узнал много интересного, нового, возьмите из тарелочки красный цветок. А кто встретил преграды, возьмите синий цветок. Я очень рада, что вам понравилось наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»

Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в слов...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Подготовительная группа ТЕМА: Составление рассказа по картине «Вот так покатался!».

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, придумывать самостоятельный сюжет, не повторяя содержания рассказов товарищей. Закрепить умение использовать выразительные средства при описании з...