Семинар-практикум по экологическому воспитанию
консультация по окружающему миру
Семинар-практикум для родителей по экологическому воспитанию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 24
Семинар –практикум на тему
«Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
Воспитатель
Романенкова Е.М.
Калининград
2023
Семинар –практикум на тему
«Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Цель работы с родителями по экологическому воспитанию: повысить уровень культуры и информированности родителей по экологическому воспитанию.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
• Практические навыки
• Знания
• Поступки и поведение
• Эстетические переживания
Для работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ можно использовать различные формы:
- Традиционные.
- Родительские собрания,
- консультации,
- конференции.
- Нетрадиционные.
- Анкетирование,
- совместные досуги и праздники,
- участие в выставках и конкурсах,
- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы,
- выпуск газет,
- фотогазет,
- экологических альбомов,
- плакатов,
- субботники.
- КВН
- Наглядно-информационные методы.
К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
- Педагогические ширмы.
В них дают чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Также воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребёнком дома, на природе.
Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
- Азбука поведения в природе.
-Прогулки в природу.
-Поможем крылатым докторам (о птицах).
- Наши друзья — насекомые.
-Пожар — это беда леса!
-Давайте беречь воду!
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель;
педагог — ребенок — родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы
При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности.
Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1)
Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:
-основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
-одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д.
Практическая часть. Педагогические ситуации.
*Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа почему? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
* Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название»
- Правильно ли поступила мама ?
- Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
- Чему способствовала мама постановкой такой задачи?
- Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
- Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Словесные ситуации
* На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку.
Как бы Вы поступили?
Что надо делать, когда встречаете птиц?
Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
Надо ли помогать птицам? Как?
Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
Работа с родителями по экологическому воспитанию дает возможность :
*Расширять кругозор детей, показывая взаимосвязи в природе
*Вовлекать детей в посильную совместную деятельность, давая посильные поручения
*Воспитывать желание помогать делом, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию
* У природы дети учатся красоте, чувству меры, добру, справедливости.
Таким образом, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). И в этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Приложение 1.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» (1 вариант)
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОО много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОО по экологии?___________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОО работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОО по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
9. Как оцениваете работу ДОО по данному вопросу? _________________
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» (вариант2) 1.ФИО___________________________________________
2.Возрастная группа________________________________
3.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
4.Интересует ли Вас лично данная проблема?_____________________
5.Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
6.Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОО работу по экологическому воспитанию дошкольников? _________________________
В чем это проявляется?
- Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ____________
8.Нужно ли это делать? _________________________________________
9. В чем Вам нужна помощь ДОО по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
10.Как оцениваете работу ДОО по данному вопросу? _________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Данный материал будет полезен для старших воспитателей, зам. по ВМР ...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание»
Семинар-практикум для воспитателей для обобщения экологических знаний педагогов....

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников»
Создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения...

Семинар практикум для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
семинар для педагогов...

Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".
Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен на систематизацию знаний педагогов по экологическому вос...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ - как средство экологического воспитания дошкольников»
Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...
