Практическое занятие в форме экскурсии по мини-музею "История куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Моисеева Оксана Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kukla.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Технологическая карта занятия  

Образовательная область «Познавательное развитие»

Старшая группа

Тема: «История куклы»

 

                                                                                                                                                          Составили воспитатели:

 Фоменко Елена Александровна

                                                                                                                                                                    Моисеева Оксана Валерьевна

г. Камень-на-Оби

 2025 г.

Цель: создание условий для ознакомления детей с историей кукол.

Задачи:

- познакомить с разновидностями кукол разных времён;

- развивать познавательные и творческие способности детей;

- прививать любовь к народному творчеству;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материалы и оборудование: деревянный домик, набор кукол  разных национальностей в национальных костюмах, советские куклы, тряпичные обережные куклы, деревянная кукла, Снегурочки из пластика, пенопласта, ваты, брелоки куклы, указка, аудиозапись, кьюар код, телефон.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап

(3 мин.)

Создать эмоциональ-

ный настрой: включить детей в деятельность на личностно - значимом уровне.

Форма организации:

фронтальная.

Методы: Словесный,

наглядный.

Приемы: беседа,

сюрпризный момент

Воспитатель с детьми входят в зал.

В: - Дети, к нам на занятия сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

В:  - Ребята, посмотрите, что это у нас весит на стене?

 В: - Молодцы! «Детский сад № 17» приглашает вас на открытие мини-музея «История куклы». Хотите посетить мини-музей?

- Давайте мы с вами сейчас вспомним правила поведения в мини-музее.

- Молодцы! Правильно! Отправляемся на экскурсию.

- Дети  поздоровайтесь с экскурсоводом Оксаной Валерьевной.

Дети входят в зал и здороваются с гостями.

-Здравствуйте!

Дети обращают внимание на афишу.

- Это афиша!

-Да!

- Не толкаться. Не кричать. Не брать экспонаты без разрешения. Не бегать.  

Дети проходят в мини-музей и приветствуют экскурсовода.

Основ-

ной

(20.)

Закрепить знания детей о куклах разных народов и эпох.

Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.

Развивать устную и связную речь детей в монологической и диалогической форме.

Прививать интерес к истории кукол.

Воспитание умения выслушивать ответы сверстников.

Форма: фронтальная

Словесный: беседа,

рассказ о куклах,

похвала.

Наглядный:

Куклы.

Практический:

выполнение практикориентированных заданий,

динамической паузы.

Экскурсовод приветствует детей.

Э: - Здравствуйте дети! Я рада видеть вас на открытии мини-музея кукол! Сегодня я хочу вас познакомить с разными видами кукол. Посмотрите, как в нашем мини-музее много кукол. Куклы появились очень давно.

А как вы думаете, какая первая кукла появилась? Посмотрите внимательно.

Э: -  А почему ты так думаешь?

Э: - Вася возьми куклу, давайте мы её поставим  на стол и хорошо рассмотрим.

(Показ куклы)

 Э: - Ещё с давних времён, когда люди не умели делать кукол как сейчас, их делали из дерева. Посмотрите, чего нет у куклы?

Э: - Молодцы! Правильно! Обратите внимание, что у первой деревянной куклы выделены только голова и туловище. Как вы думаете, как дети играли с этой куклой?

Э: - Брали бревно, заворачивали в кусок ткани его и дети играли. Давайте вернёмся к мини-музею.

Э: - Переходим к следующему экспонату. Позже стали делать кукол из ткани и первая и главная роль куклы в древности, была призвана помогать человеку и оберегать его. Давайте их возьмём из нашего музея, перенесём на стол и рассмотрим.

Э: - Ещё до рождения ребёнка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение. Возьмите каждый в руки кукол, рассмотрите их. Скажите, чем отличается тряпичная обережная кукла от первой деревянной?

Э: - Молодцы, правильно! У тряпочных обережных кукол не было лица, потому что она считалась не живой, а значить без души и у неё нет злых духов, и  поэтому служила оберегом для всех людей. Дети, посмотрите и скажите, что у обережной куклы вместо ног?

Э: - И сейчас я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру, в которую дети издавна играли на Руси с этими обережными куклами, называется игра  «Малечина-калечина».

Правила игры

1. Участники расходятся по всей площадке и встают как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.  

2. По жребию или по считалке выбирают «малечину» -  игрока, который первым начинает играть. Он берёт палочку, ставит её вертикально на кончик указательного пальца или на ладонь и, придерживая другой рукой, проговаривает вместе с играющими речитативом фразу: «Малечина-калечина, Сколько часов до вечера? Раз, два, три …».

3. С этого момента «малечина» отпускает вторую руку, а все участники игры громко ведут счёт. Главное - удержать равновесие палочки.  

4. Если палочка покачнулась, разрешается подхватить её второй рукой, чтобы не уронить.  

5. Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадёт. Тогда «малечиной» становится другой игрок, тоже выбранный по жребию.  

6. Побеждает тот, у кого дольше продержится палочка, то есть, у кого выходит больше часов до вечера.  

Э: - Возвращаем в корзинку тряпичных обережных кукол и поставим наши экспонаты обратно в мини-музей.

Показ следующего экспоната.

Э: - Дети, обратите внимание,  в какие куклы играли наши мамы. Из какого материала они сделаны?

Э: - Дети, а чем эти куклы отличаются от первой деревянной и от тряпичной обережной кукол, которых мы рассмотрели?

Э: - Молодцы! Правильно!

Показ следующего экспоната.

Э: - Переходим к следующему экспонату - это Сувенирные куклы. Чем они отличаются между собой?

Э: - Здесь представлены куклы разных национальностей в национальных костюмах, которые проживают у нас в Алтайском крае. Ребята, посмотрите, какая из этих кукол представлена в русском национальном костюме?

Э: - А как вы догадались?

Показ куклы в русском национальном костюме.

Э: - Давайте рассмотрим её. Так как эти куклы сувенирные, то нужно относиться к ним бережно, так как они очень дорогие и хрупкие. Дети, посмотрите, у сувенирных кукол в национальных костюмах есть  кьюар код чтобы узнать историю этих кукол, как вы думаете, что нам нужно сделать?

Э: - Правильно! Молодцы!

Сканирует кьюар код и включает аудиозапись: «Каждая девочка и взрослый мечтали иметь сувенирную куклу. Считается, что такие куклы похожи на людей. Их коллекционируют. Сделаны такие куклы из фарфора, они хрупкие и их легко можно разбить. Поэтому к сувенирным куклам нужно относиться бережно».

Показ следующего экспоната.

Э: - Дети, обратите, внимание, в нашем мини-музее есть необычная кукла. Ребята, посмотрите, а что это за необычная такая кукла?

Э: - Молодцы! Правильно! Дети, возьмите их в руки и поставьте на стол наши экспонаты.

А откуда вы ее знаете?

Э: - Молодцы! Снегурочка пришла из русского народного фольклора, как девочка, сделанная из снега и ожившая в народной сказке. Снегурочка –  это игрушка два в одном: и кукла и символ праздника. А символ какого праздника?

Э: - Посмотрите, чем они отличаются друг от друга?

Э: - Да, сделаны Снегурочки из разных материалов. Из каких материалов они сделаны?

Э: - Правильно! Молодцы! Как символ Снегурочку ставили под ёлку ещё наши бабушки и прабабушки. Моя прабабушка ставила Снегурочку сделанную из ваты. Бабушка ставила Снегурочку из пенопласта, а мама моя ставила под ёлку вот такую Снегурочку, сделанную из пластмассы. А сейчас мы ставим под ёлочку вот такую Снегурочку, одетую в одежду, посмотрите, какой у неё нарядно расшитый костюм.

Дети приветствуют экскурсовода.

- Здравствуйте!

Дети рассматривают экспонаты.

 

Ответы детей.

Ребёнок берёт экспонат и ставит на стол. Дети рассматривают куклу.

- У куклы нет одежды, рук, ног, лица.

Ответы детей.

Дети возвращаются к мини-музею и рассматривают следующий экспонат.

Один ребёнок берёт корзинку с куклами и ставит на стол. Дети рассматривают экспонаты.

Дети берут в руки кукол и рассматривают.

Ответы детей:

- У них есть руки, одежда.

- У обережной куклы вместо ног палочка.

Дети внимательно слушают правила игры. Играют в игру.

Возвращают экспонаты в корзинку и ставят в мини-музей.

Ответы детей:

- Куклы сделаны из пластмассы.

- Их можно было купать, расчёсывать, так как они были сделаны из пластмассы.

Ответы детей:

- Куклы отличаются одежной, разрезом глаз.

Показывают сувенирную куклу в русском национальном костюме.

Ответы детей.

Рассматривают сувенирную куклу в русском национальном костюме.

- Нам нужно отсканировать кьюар код при помощи телефона.

Слушают аудиозапись о сувенирных куклах.

Ответы детей:

- Это Снегурочка!

Берут экспонаты и ставят их на стол, рассматривают.

Ответы детей:

- Из сказок.

- Символ Нового года.

- Они отличаются материалом, формой  т.д.

- Снегурочки сделаны из ваты, пластмассы, пенопласт.

Рассматривают экспонаты.

Заключительный этап. Рефлексия

(2 мин.)

Закрепить знания о куклах.

Развивать умения выслушивать ответы сверстников.

Воспитывать интерес к куклам и их истории.

Заключительная беседа по этапам совместной деятельности.

Рефлексия.

Э: - Дети, сегодня вы посетили мини-музей. Скажите, с какими куклами вы сегодня познакомились?

Э: - Какая кукла самая первая появилась?

Э: - Молодцы дети! На этом наша экскурсия завершена и в память на открытии мини-музея мы дарим вам вот такие брелоки матрёшек. До новых встреч!

Ответы детей.

- Первая деревянная кукла.

Дети получают подарки, благодарят и прощаются с экскурсоводом и гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Практическое занятие к семинару-практикуму на тему: "Традиционные и нетрадиционные формы лепки". Тема занятия: "Натюрморт (лепка овощей и фруктов)".

Материал содержит практическую часть к семинару-практикуму по традиционным формам лепки с использованием пластилина, и может быть использовано для проведения занятия по лепке в подготовительной к школ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)

ТЕМА: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.ЦЕЛЬ: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.Задачи:      Образовательная: Познакомить детей с нар...

Картотека игр к конспекту занятия (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)

Подборка игр для знакомства детей с играми народнов Приамурья.  Формировать представление о жизни и быте этих народов....

Практическое занятие по изготовлению куклы-скатки

Конспект практического занятия«Учимся делать куклу-скатку» для детей с задержкой психического развития.Цель: изготовить куклу-скатку, приобщить детей к русской культуре, народным традициям...

МУЗЕЙ ЛОЖКИ (занятие в форме экскурсии)

МУЗЕЙ ЛОЖКИ (занятие в форме экскурсии)...