Адаптационная программа по развитию собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира "Познаю мир"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 98.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 46»
муниципального образования города Братска
665709, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Энергетик, ул. Холоднова 7 , тел/факс 37-63- 42
Адаптационная программа
по развитию собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира
Автор:
Воспитатель
Кабанова Надежда Сергеевна
г. Братск - 2025 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Практическая значимость
4. Новизна
5. Этапы реализации программы
6. Планируемые результаты освоения Программы
7. Выводы
8. Список литературы
9. Приложение
Пояснительная записка
Возможно, больше, чем любое другое время в жизни, раннее детство — это период бесконечных возможностей.
С нашими малышами стараемся использовать в образовательной деятельности отдельные технологии, методы и приёмы – утренний сбор, метод самостоятельного выбора, приём принятия собственных решений и т.д. Возможно, больше, чем любое другое время в жизни, раннее детство — это период бесконечных возможностей.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Актуальность
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира - вопрос актуальный на сегодняшний день.
Практическая значимость
Вместе с детьми обследовать новые предметы, показывать способы обследования, возможности применения предметов, предлагать детям действовать вместе с ним, наблюдать за проявлением интереса детей в окружающем мире, принимать инициативу детей делать что-то вместе
Участники программы: воспитатели, воспитанники раннего дошкольного возраста, родители
Новизна
Необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений ребёнка и окружающего мира, в котором он живет с использованием инновационных форм и технологий – утренний круг, чек – листы, карточки по заданиям
Цель: развитие собственных инициатив детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений в познании окружающего мира
Задачи:
- развитие умений в удовлетворении детского любопытства через освоении окружающего мира;
- приобретение нового опыта — самостоятельного и в содействии и сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, приобретения новых знаний;
- помогать детям узнавать идеи и способы изучения новых объектов и явлений;
- развитие собственных инициатив и расширения спектра интересов;
- развитие умений самостоятельно действовать в процессе взаимодействия с другими детьми и взрослыми;
Срок реализации программы: май - декабрь 2024г.
Формы и методы организации детской познавательной деятельности, это:
- картосхемы, алгоритмы;
-моделирование ситуаций с участием персонажей;
-индивидуально-личностное общение с ребенком;
-поощрение самостоятельности;
-побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;
Этапы реализации программы
Подготовительный этап:
- Создание предметно-развивающей среды
- постановка цели, задач,
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов, игр
- составление перспективного плана
Основной этап:
- Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) по теме проекта.
- Разучивание стихов о жителях леса, о природе, временах года.
- Отгадывание загадок о животных и растениях.
- Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
- Раскрашивание картинок.
- Дидактические, экологические, подвижные игры.
- Просмотр мультфильма, презентации.
- Познавательные занятия.
- Целевые прогулки по территории детского сада.
- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
Заключительный этап:
- анализ достижения поставленной цели
- обобщение результатов работы,
- формулировка выводов
- составление рекомендаций
Планируемые результаты освоения Программы:
Целевые ориентиры
- Дети познают мир при помощи всех органов чувств
- Дети познают мир самостоятельно, но сохраняют при этом тесную связь со своим окружением
- Дети активно и по собственной инициативе познают окружающий мир
- Дети исследуют окружающий мир, исходя из своих индивидуальных задач
- Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.
Выводы:
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями развития собственной детской инициативы, поддержания и развития познавательной активности.
Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять — удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Не следует ругать ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался.
Дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.
Список литературы:
- Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром». – Москва: Просвещение, 2014.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. - М.: ЦГЛ. - 2018.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (2 -3 лет).
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2016.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пальчиковая гимнастика "Дикие животные и их детеныши"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Картотека загадок о диких животных для детей раннего возраста.
Он зимою спит в берлоге. Простудить боится ноги! — Может, лапы? - Шалунишка! Ты скажи мне — Кто он? … (МИШКА) | Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. (ёжик) |
В яме спит зимою длинной, Но, чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется... (медведь) | Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (ёжик) |
Летом ходит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь) | Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (ёжик) |
Ловко прячется в норе, Любит шарить во дворе! Схватит куру — и в леса! И зовут её - … (ЛИСА) | Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живет И орешки грызет. (белка) |
Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (лиса) | По деревьям скок-скок, А орешки щёлк-щёлк. (белка) |
Посмотрите-ка, какая — Рыжая хозяюшка Из лесу пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла. (лиса) | Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… (белочка) |
Он по полю ловко скачет, Как пушистый белый мячик. Летом бел, зимою сер. И немножко окосел. Кто он? Угадай — ка! Ну, конечно, -… (ЗАЙКА) | Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… (белочка) |
Что за зверь такой лесной Встал, как столбик под сосной, И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц) | Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… (белочка) |
Маленький, беленький, По лесочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык. (зайка) | Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… (белочка) |
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) | Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну . (Волк) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Картотека опытов и экспериментов с природным материалом
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность; развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, ракушки, баночки.
Ход: Воспитатель предлагает детям определить, что находится в тазиках и баночках (вода).
Игра №1 «Сделаем дождик» - дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки ). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белое).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?» ( Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Тема: «Где прячутся семена?»
Цель: показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске; помочь овладеть способами сбора семян.
Оборудование: Шишки, каштаны, семена березы, поднос.
Ход: Воспитатель приносит корзину с шишками. «Ребята, на каком дереве растут шишки? (на еле). Как вы думаете, зачем елке нужны шишки? (созревают семена).
Воспитатель раздаёт детям шишки и показывает, как из них достать семена. «Надо осторожно постучать шишкой по столу, из шишки будут вылетать семена»
Вопросы: «Где прятались семена? (под чешуйками). Какой величины семена ели? Легкие они или тяжёлые? Для чего дереву нужны семена?».
Воспитатель выставляет перед детьми поднос с семенами и просит найти семена берёзы. Вопросы: «Спрятаны ли семена березы? (нет). Где они находятся? (семена березы прижаты друг к другу, образуют серёжку). Давайте на них подуем. Что произойдёт? (семена рассыплются, они лёгкие).
Воспитатель предлагает выбрать самые крупные семена. «Это каштаны. Каждое семя спрятано в отдельном домике. На что похож этот домик? (на ёжика). Давайте на них подуем. Можно ли сдуть семена каштана? Почему? (они тяжелые). Какой формы семена? Какие они на ощупь? ( круглые, твёрдые). Покатайте их по столу.
Тема: «Как вода меняет цвет?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ; воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Ход: «Ребята, для чего нам нужны краски? (чтобы рисовать).
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (добавить краску)».
При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камушки» - дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (вода окрашена).
Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.
Тема: «Какой вкус у воды?»
Цель: дать детям представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, сахаром.
Ход: Взрослый предлагает попробовать, что налито в стаканчике на столе.
Вопросы: «Чем я вас угощаю? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой)» Дети пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»
Игровое задание «Угадай угощение» - нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная).
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Тема: «Во что превращается снег и лед?»
Цель: показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: ёмкости со снегом и льдом.
Ход: Подготовка – принести с улицы 2 ёмкости со снегом и льдом.
- Ребята, а как Вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом в нашей очень тёплой группе? Дети: они растают. Воспитатель: Правильно, ребята. А как Вы думаете, что быстрее растает снег или лёд? Дети: ответы детей. Воспитатель: Снег тает быстрее льда. Но и снег и лёд превращаются в воду. А чтобы наши варежки стали совсем сухие, что нужно сделать? ... А во что превратились снег и лёд в наших тёплых ладошках? Ответы детей. Ребята, а вам интересно было узнать о таких свойствах снега и льда? Да, действительно мы с вами узнали, сколько нового, интересного и удивительного!
Вывод: снег и лед при комнатной температуре превращается в воду.
Тема: «Тонет – не тонет»
Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы).
Материал: большая прозрачная емкость, деревянный кубик, камни, резиновый мяч, песок, пластмассовая ложка, гайка.
Ход: - Ребята, посмотрите какие предметы, я приготовила сегодня для нашего экспериментирования. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, пощупать, определить, какие легкие, какие тяжелее?
Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают.
Воспитатель спрашивает:
- Что плавает?
- Все ли предметы одинаково держатся на воде?
- Одинакового ли они размера?
- Почему они плавают?
Вывод: Легкие предметы держатся на поверхности, а тяжелый предмет давит
на воду, его вода удержать не может.
Тема: «Каким свойством обладают сухие листья?»
Цель: помочь детям выявить свойства сухих листьев (тёмная окраска, лёгкие, шуршат, крошатся). Развивать умение сравнивать, делать простейшие вывод
Оборудование: ёмкость с собранной сухой листвой, сорванные с дерева листья, толкушка, поднос, таз с водой.
Ход: Воспитатель: «Ребята, сегодня по дороге в детский сад я собрала на нашем участке немного опавших листьев. Сейчас мы с вами поиграем!».
Игра «Как шуршат листочки»- дети опускают руки в таз с сухими листьями и пе-ребирают их. «Что вы слышите? (шуршание). Почему листочки издают такой звук? (они сухие).
Игра «Кораблики» - дети опускают листочки в таз с водой и дуют на них. Вопросы: «Что делают листочки? (плывут). Почему они плывут? (мы дуем).
Игра «Сделаем ковёр». Воспитатель стучит толкушкой по сухим листьям и сор-ванным с дерева. Вопросы: «Какие изменения произошли с листьями? Что стало с сухими листьями? (они ломкие, крошатся). Почему не потеряли форму свежие листья?(они мягкие). Возьмите сухие листья и сожмите их. Какие они на ощупь? (шершавые). Разомните их пальчиками. Что у вас получилось
Вывод: Сухие листья шершавые, шуршат и крошатся.
Тема: «Почему камешки тонут в воде?»
Цель: Формировать представления о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Воспитывать интерес к играм с природным материалом.
Оборудование: Камушки большие и маленькие, прозрачная ёмкость с водой, две пустые ёмкости, мешочек с камнями, ложки, пёрья птиц.
Ход: «Ребята, по дороге к вам я нашла мешочек. А он не пустой. Давайте вместе посмотрим, что в нём лежит».
Воспитатель достаёт из мешочка камушки и рассматривает их с детьми. Вопросы: « Одинаковые ли все камушки? (нет). Чем они отличаются? (формой, величиной). Какие они на ощупь? (гладкие). Назовите места, где можно увидеть много камушек? ( аквариум, в песочнице, на дорогах)».
Игровое задание «Разделим камушки на большие и маленькие».
Воспитатель: «Возьмите в руки камушки. Какие камушки тяжелые, какие лёг-кие? Почему? (большие тяжелее маленьких). Как вы думаете, будут ли камушки плавать в воде? (ответы детей). Давайте это проверим».
Игровое задание «Опусти камушки в воду». Вопросы: «Что происходит с камушками? Все ли камушки тонут? Почему?( камушки тяжелые).
Вывод: Камушки тяжёлые и поэтому тонут в воде.
Тема: «Какой бывает песок?»
Цель: способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду; сухой - рассыпается, светлого цвета; сырой - липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.
Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном он сырой, в другом-сухой).
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит песок? (из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый). Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке? Получаются ли и сырого песка куличики?
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости.
Тема: «Где находится воздух?»
Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.
Оборудование: ёмкость с водой, трубочки для коктейля.
Ход: Воспитатель приносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть.
Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать).
Игра: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок). Откуда появился ветерок?.
Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос.
Игровое упражнение «Вдох-выдох»- дети делают глубокий вдох и выдох.
Игровое упражнение «Как выходит воздух»- дети дуют в трубочку, конец кото-рой опущен в воду. Вопросы: «Что появилось в воде? Откуда появились пу-зырьки? (так из трубочки выходит воздух). Куда исчезли пузырьки? (воздух вы-ходит и пузырьки исчезают). Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх.
Вывод: Внутри человека есть воздух.
Тема: «Почему нельзя есть снег?
Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимо-связь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный).
Предварит. работа: зимой во время прогулки дети едят снег. Разговоры, убеждения не помогают, и я предложил провести эксперимент. Мы набрали снег и принесли в группу.
Воспитатель: А как вы думаете, что произошло со снегом, который мы принесли вчера?
Дети: Он растаял. Превратился в воду.
Воспитатель: А как вы думаете, почему снег в группе быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает.
Дети: В группе тепло, а на улице холодно.
Воспитатель: Давайте рассмотрим воду, которая получилась в ведерке после того как снег растаял. Чистая ли водичка?
Дети: Вода грязная.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какой же снег на улице: грязный или чистый? Мы сейчас нашу воду профильтруем и увидим, что у нас получиться.
Для этого я возьму салфетку, положу ее в воронку и перелью воду из ведерка. Снимаем салфетку и раскладываем ее на белом листе бумаги.
Воспитатель: А теперь посмотрим на фильтр. Что вы видите?
Дети: Грязь! Там есть даже камешки!
Воспитатель: Да. На фильтре осталось много пыли, песка и мелких камешков.
Воспитатель: Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега?
Тема: «Какую форму принимает вода?»
Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Оборудование: ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.
Ход: Взрослый показывает детям разнообразные формочки и баночками и предлагает с ними поиграть.
Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где взяла воду? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; на-полняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, вы-ливается). Вода - жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться
Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Тема: «Какой вкус у воды?»
Цель: дать детям представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, сахаром.
Ход: Взрослый предлагает попробовать, что налито в стаканчике на столе.
Вопросы: «Чем я вас угощаю? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой)» Дети пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»
Игровое задание «Угадай угощение» - нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная).
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Тема: «Во что превращается снег и лед?»
Цель: показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: ёмкости со снегом и льдом.
Ход: Подготовка – принести с улицы 2 ёмкости со снегом и льдом.
- Ребята, а как Вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом в нашей очень тёплой группе? Дети: они растают. Воспитатель: Правильно, ребята. А как Вы думаете, что быстрее растает снег или лёд? Дети: ответы детей. Воспитатель: Снег тает быстрее льда. Но и снег и лёд превращаются в воду. А чтобы наши варежки стали совсем сухие, что нужно сделать? ... А во что превратились снег и лёд в наших тёплых ладошках? Ответы детей. Ребята, а вам интересно было узнать о таких свойствах снега и льда? Да, действительно мы с вами узнали, сколько нового, интересного и удивительного!
Вывод: снег и лед при комнатной температуре превращается в воду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Карта наблюдения за проявлениями собственной инициативы в познавательной деятельности игрового характера
Критерии | Ф.И. Ребенка |
Действует по собственной инициативе | |
Выполняет без обращения за помощью к взрослому | |
Осознанно действует (наблюдается аккуратность в действиях, порядок) | |
Осуществляет самоконтроль (делает ли до конца, исправляет ли ошибку) | |
Способен переносить способы действий в новые условия | |
Желание искать и находить новые способы использования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего
Проект: «Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего»...

Собственная методическая разработка "Развитие активной речи детей раннего возраста в процессе совместной образовательной деятельности"
Важно развивать развитие речи детей,это основа основ для каждого ребёнка!...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) с интеграцией по экологическому воспитанию и развитию речи для детей раннего возраста Тема: «Птичек много - волк один»
Материал представляет собой занятие по формированию элементарных математических представлений с интеграцией других образовательных областей....

«Развитие собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира в соответствии с инновационной программой «Вдохновение»
В нашем дошкольном учреждение внедряется и апробируется программа нового поколения «Вдохновение» и мы с нашими малышами стараемся использовать в образовательной деятельности отдельные техн...

Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в адаптационный период
Развитие и воспитание детей раннего возраста...

