“Формирование этнокультурной самодостаточности детей дошкольного возраста посредством народных игр”
статья по окружающему миру (старшая группа)
Возрождение традиций опирается на этническое самосознание народа, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 103.62 КБ |
Предварительный просмотр:
“Формирование этнокультурной самодостаточности
детей дошкольного возраста посредством народных игр”
Возрождение традиций опирается на этническое самосознание народа, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Традиционные игры представляют собой универсальное средство воспитания и развития детей, поэтому мы внедряем в своей работе игровой метод обучения. С малых лет знакомим наших воспитанников с играми родного народа “Хабылык”, “Иэрэгэй”, “Тыксаан” “Мохсуо” и.т.д. Ознакомив с традиционными играми Саха, мы по желанию детей знакомим с играми других народов с их правилами и сутью.
При этом наша главная задача - раскрыть духовно- нравственные качества, идентичные, сообразны с нами. На основе знания родной культуры формирование открытости культуре других народов; показать посредством игр духовно- нравственные качества народа, идентичные с нашими; воспитание самодостаточности наших детей с такими же открытыми людьми в поликултиурном мире. Тогда ребенок с малых лет растет в среде не ущемления, небоязни общаться с представителями других народов. При этом, такие игры выступают отличным средством понимания и принятия представителей других народов.
Этнокультурное воспитание в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.
Игры разных народов вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Игра “Асык-Ату” казахского народа похожая на игру народа Саха “Мохсуо” – игра с косточками. Знакомя детей с играми мы подчёркиваем такие качества казахов как пытливость ума, находчивость, быстро находят решения из разных ситуаций, Т.е. мы все народы, населяющие Планету, все похожи, все стремимся к быть единой с благородными наследиями будущего.
Асык – это большое народное воспитание…Игра в асык, … — воспитывают сноровку, ловкость, увертливость, меткость, быстроту, упорство и прочие … качества, необходимые … как воздух. Асык — это не просто кость. Это символ удачи и мастерства. Удачно метнуть асык — это как везение в жизни: важно не только попасть, но и выбрать правильный момент. В некоторых обрядах асыки использовались для гаданий, а дарить украшенный асык считалось знаком особого уважения.
Основная деятельность казахов — животноводство — сделала асыки доступным материалом, а игра с ними стала универсальным развлечением. Она объединяла детей и взрослых, мужчины и женщины соревновались, развивая меткость, тактику и смекалку.
Асык ату имеет удивительную географию и историю. Первые упоминания об играх с косточками встречаются еще в Древнем Египте. В Каирском музее хранятся асыки, которые использовали при дворе фараонов. Однако настоящую популярность эта игра обрела среди кочевых народов Центральной Азии, где скотоводство было неотъемлемой частью жизни.
У казахов асык ату получил широкое распространение уже в эпоху бронзы. Это подтверждают находки археологов на территории Казахстана.
Игры с асыками способствуют развитию: мелкой моторики; координации; пространственного мышления; сенсорных ощущений; творческого воображения; внимания; памяти; фантазии. Используя асыки, можно изучать с детьми цвета; размеры; числа, счет; буквы и т.д.
Асык — это кость коленного сустава овцы или козы, реже верблюда или коровы. Кеней (кентай) - самые маленькие асыки, чаще всего из овец или коз. Название говорит само за себя — созвучно казахскому слову «кішкентай», что значит «маленький». Эти асыки — как скромные «рядовые» солдаты в игре, выполняют основную работу. Сақа (саа) - это настоящий «король» среди асыков. Сақа — самый крупный, тяжёлый и ценный. Его обычно делают из суставов крупного барана или архара. Чтобы повысить устойчивость и силу удара, сақа иногда утяжеляли, заливая свинцом или обматывая медной проволокой. А у ханских детей эти асыки украшались даже золотом! Легенда о «Алтын саа» (Золотой сақа) напоминает, насколько этот асык был важен: за него герой готов был бороться, рискуя жизнью.
Правила игры Асык ату — это что-то вроде древнего «боулинга», только вместо тяжелых шаров используются кости баранов, а вместо кеглей — другие асыки. Эта игра требует не только силы, но и точности, а порой даже хитрости. Асык ату — коллективная игра. В неё могут играть как два человека, так и целая группа, что делает её доступной и популярной. Чем больше участников, тем интереснее и азартнее проходит соревнование. Главное, чтобы у каждого игрока был свой сақа — главный асык, который используется как биток. Обычно их выставляют в линию, круг или треугольник, в зависимости от договорённости или варианта игры. Например:
Линия (ряд): Асыки выкладываются один за другим с равным расстоянием между ними.
Круг: Асыки размещают в центре начерченного круга. Задача игроков — выбивать асыки за его границы.
Треугольник: Асыки расставляются в форме треугольника, вершина которого указывает в сторону первого бросающего.
Количество и расположение асыков могут варьироваться, но обычно каждый игрок добавляет одинаковое количество своих асыков в «кон».
Игроки метают специальную косточку — сака, пытаясь выбить асыки противников из круга или собрать как можно больше. Очки в асык ату начисляются за выбитые асыки. Каждый выбитый асык приносит одно очко, а выбитый в положении алшы (косточка в положении на боку) может быть оценён выше, если это предусмотрено правилами. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все асыки из круга или участники не достигнут заранее установленного количества очков. Запрещено касаться асыков руками, менять их положение или использовать нечестные приёмы. Нарушение этих правил может привести к пропуску хода или другим санкциям со стороны игроков
Асыки хранили с особым трепетом. Их носили в красивых мешочках, украшали, затачивали для точности, а иногда ставили на кон в играх. Победитель забирал асыки соперников, что делало игру не только увлекательной, но и по-настоящему азартной. Сегодня асык ату — это не просто игра, а культурное и спортивное явление, набирающее популярность не только в Казахстане, но и за его пределами. В 2017 году асык ату вошла в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, что подчеркнуло её значимость как уникальной традиции, объединяющей поколения. Сегодня в Казахстане профессионально занимаются асык ату почти 89 тысяч человек, включая юных спортсменов и взрослых. Игра стала популярной на международной арене: она включена в программу Всемирных игр кочевников, которые в 2024 году прошли в Казахстане. Это событие стала важной вехой в продвижении асык ату как культурного бренда страны.
Игра “Шагай наадан” народа Бурятии похожая на игру народа Саха “Тыксаан”. «Шагай наадан» – символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд). В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Шагай настолько разнообразна и захватывающа, что люди специально собирались вечерами и играли до поздней ночи.
Можно предположить, что для малыша приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития, возможность получить ребенку разносторонние впечатления.
Правила игры в «шагай наадан» очень разнообразны. Мы приведем здесь те, которые используются Федерацией национальных видов спорта Республики Бурятия при проведении турниров.
Няhалалга – «Щелканье»
Игра проходит в 2 этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадет наибольшее количество бүхэ. Сначала игроки бросают на кон по одинаковому количеству костей так, чтобы они ложились не кучей, а вразброс.
Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, хонхо на хонхо и т.д. Косточка должна идти, не задевая другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, так же не должна задевать соседние косточки.
При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. В противном случае, считается ошибкой. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не остается три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остается 3 косточки, тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все 3 косточки.
Если выпадают все 3 одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает 2 одинаковых кости, то игрок щелкает одинаковые кости как на первом этапе. Если ему удается, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.
Кроме этого необходимо помнить следующие правила:
- Шагай бьют средним пальцем правой руки, выигранные лодыжки забирают только левой рукой.
- При щелчке и при собирании выигранных шайгай нельзя задевать остальные лодыжки.
- При подготовке к щелчку нельзя, нацелившись на одну пару, переходить на другую.
Игра в кости имеет статус национального вида спорта со всеми вытекающими последствиями. С 2020 года в Забайкалье спортивную классификацию получила и игра (шагай наадан) С того момента за достижения присваиваются разряды, в том числе звание мастера спорта.
Игра “Микадо” единтична игре “Тырыынка”. МИКАДО. По одним источникам, родина данной игры - Япония, а по другим - Китай. Игра "Микадо" развивает концентрацию, ловкость и точность движения рук, учит терпению, выносливости и самообладанию.
Педагогический процесс нужно строить так, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
для 2-8 игроков от 5 лет и старше, время игры – 15 минут
Для игры вам потребуется тишина, концентрация и немного ловкости рук.
Для начала, возьмите все палочки в руку, поставьте кулак на стол, чтобы все палочки стояли. Резко раскройте кулак, и все палочки упадут на стол кругом. Если "бросок" прошел неудачно, его можно повторить.
Теперь попытайтесь пальцами вытаскивать палочки, не двигая остальные. Нажав на один конец палочки, можно осторожно вынуть ее. Если вы коснулись палочки, то обязаны ее вытащить. Если вы вынули палочку "Микадо"(с цветной спиралью), то можете использовать её, чтобы вытаскивать другие палочки. Если при попытке вынуть палочку сдвинулись какие-то другие, ваш ход заканчивается, и действует другой игрок.
Число раундов игры нужно определить перед началом партии. Прибавляйте очки за текущий раунд к тем, которые получили в предыдущих. Побеждает игрок с наибольшим числом очков.
Число палочек | Цвет полосок | Число очков |
1 | Микадо – цветная спираль | 20 |
5 | синий\красный\синий | 10 |
5 | красный\синий\красный\синий\красный | 5 |
15 | красный\желтый\синий | 3 |
15 | красный\синий | 2 |
Всего | 170 |
Содержимое:
41 палочек разной стоимости:
- -1 палочка Микадо, стоимостью 20 очков (синяя спираль)
- -5 палочек Самурай, стоимостью 10 очков каждая (красная, синяя, красная, синяя, красная)
- -5 палочек Мандарин, стоимостью 5 очков каждая (синяя, красная, синяя)
- -15 палочек Банзай, стоимостью 3 очка каждая (красная, синяя)
- -15 палочек Кули, стоимостью 2 очка каждая (красная, желтая, синяя)
Цель игры:
Вытащить из кучки палочки, стараясь не задеть при этом остальные.
Подготовка к игре:
Взять все палочки, а потом разжать кулак, чтобы палочки упали и рассыпались веером на столе или на земле.
Ход игры:
Начинает самый младший игрок. Игра ведется по часовой стрелке.
В свой ход игрок должен вытащить из кучи любую палочку. При этом нужно стараться не задеть остальные палочки.
Если ему это удается, он забирает палочку себе и продолжает игру, вытаскивая новую палочку. Если игрок заденет другую палочку, ход переходит к следующему игроку.
Примечание: палочка, которую он собирался вытащить, остается в том же положении в кучке.
Подсказка: игрок может помогать себе одной или несколькими палочками, которые уже выиграл.
Кто выигрывает?
В конце партии игроки складывают очки всех своих палочек. Победителем становится участник, набравший больше всех очков.
Корейская народная детская игра Гонги. По данным Корейской ассоциации игр гонги, примерно в 30 странах мира существуют традиционные игры, напоминающие гонги. Камни сконструированы таким образом, что внутрь «гон-ги» можно положить песок или мелкие камешки, как и делают в Корее
Правила игры в Гонги схожесть игрой народа Саха Хаамыска:
- Первый раунд. Игрок разбрасывает пять камней одной рукой по ровной поверхности. После этого он должен поднимать по одному камню за раз, подбрасывая его в воздух и ловя той же рукой. Это действие повторяется до тех пор, пока на поверхности не останется камней.
- Второй раунд. От игрока требуется вновь разбросать камни и собрать их, но на этот раз чуть иначе. Сперва требуется подбросить один камень в воздух и поймать его той же рукой. Затем, подбросив этот камень снова, игрок должен одновременно собрать два камня с поверхности и поймать подброшенный камень. После этого на поверхности должно остаться только два камня. Теперь игрок повторяет предыдущий шаг, но уже с тремя камнями в ладони, чтобы в итоге собрать все пять камней в одной руке.
- Третий раунд. Начало раунда такое же, как и в первых двух: игрок разбрасывает камни и затем поднимает один из них, подбрасывая его в воздух и снова ловя той же рукой. После этого игрок должен подбросить удерживаемый в ладони камень, одновременно собрать с поверхности ещё три камня и поймать подброшенный камень. Заключительный шаг третьего раунда — подбросить один из камней из ладони, собрать последний камень с поверхности и поймать подброшенный камень.
- Четвёртый раунд. В отличие от предыдущих трёх раундов, четвёртый раунд не начинается с разбрасывания камней. Вместо этого он стартует с того момента, где закончился третий раунд — все пять камней уже находятся в руке игрока. Задача состоит в том, чтобы подбросить один камень в воздух, положить оставшиеся четыре на землю и поймать подброшенный камень. Чтобы завершить раунд, игрок должен снова подбросить камень, который находится в руке, одновременно собрать с поверхности оставшиеся четыре камня и поймать подброшенный камень, когда он начнёт падать.
- Пятый раунд (последний). В первых четырёх раундах очки не начисляются. Однако, если игрок прошёл все раунды без ошибок и нарушений правил, то именно в пятом раунде появляется возможность заработать очки. Этот раунд значительно отличается от предыдущих. Он начинается с того, что игрок держит все пять камней в одной руке. Ему нужно подбросить все пять камней и поймать их на тыльную сторону той же руки. Из положения, когда камни лежат на тыльной стороне, игрок должен подбросить все пять камней и поймать их в ладонь той же руки.
Одна из самых жёстких правил касается пятого раунда. Когда игрок пытается поймать пять камней, лежащих на тыльной стороне руки, ему запрещено поворачивать руку ладонью вверх. Вместо этого камни должны быть подброшены с руки, обращённой ладонью вниз, и она должна оставаться в этом положении на протяжении ловли.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности.
Таким образом, вся это работа должна .идти неотрывно, а в системе, чтоб ребенок понимал суть кто мы такие, что богатство наше в нашей душе. И осознавал, что другие народы тоже такие же как я, как мы - духовно богатые. открытые. Этим самым мы воспитываем и собственную самодостаточность, чтоб ребенок в поликультурном мире не ощущал страха, тревожности и чувствовал свою этнокультурную самодостаточность,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»
Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами рус...
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народного фольклора.
Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов - «сорняков.» Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их вз...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр с пением
Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. Народные игры – это яркое выражение народа в них ...

Самообразование: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством народного творчества"
План самообразования на 2017-2021 год....

Особенности формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.
Особенности формирования двигательных навыков у детей старшегодошкольного возраста посредством народных подвижных игр. Народные подвижные игры служат методом формирования ужеосвоенных детьми двиг...





