Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр с пением
консультация (старшая группа)

Бочарникова Светлана Васильевна

Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorchestva_detey_s_narodnymi_igrami.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр с пением

Подготовил: Бочарникова С.В. музыкальный  руководитель МБДОУ д/с № 12

Развитие творческих способностей в игровой деятельности - актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

      Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т.д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. 

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к музыкальному и устному фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, благодаря чему, у дошкольников формируются представления о древней русской культуре, его истоках, формировании. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

         В своей работе я, как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с пением. Ребенок интуитивно испытывает потребность в пении и движениях, поэтому очень важно развивать у него начальные формы подобных проявлений.

         Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи:

    - развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

    - совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;

    - развитие умений выполнять игровые образы;

    - развитие творческой индивидуальности;

    - развитие музыкального и эстетического вкуса;

    - развитие всех психических процессов;

    - формирование понимания красоты речи;

    - формирование духовной сферы, патриотических чувств;

    - развитие эмоциональной сферы;

    - формирование физических качеств, здоровья;

    - формирование коммуникативных качеств.

    - приобщение к народной культуре, традициям.

 В своей работе я использую следующие методы:

     - словесный;

     - наглядный;

     - практический.

Словесный метод:

    - рассказы об игре, её правилах;

    - объяснение значений старинных слов;

    - беседы с элементами диалога;

    - вопросы - ответы;

    - заучивание текста народных игр,

    Наглядный метод:

     - рассматривание иллюстраций к играм;

     - рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

     - рассматривание костюмов;

     - показ презентаций.

Практический метод:

    - проведение игр;

    - изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

    - проведение праздников и развлечений;

    - консультации для родителей;

    - консультации для педагогов.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:

   - знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

    - личный пример при разучивании игр;

    - пример ребёнка при создании игрового образа;

    - использование костюмов, атрибутов.

         Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

         Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

         Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

         Игры  забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

   - хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай»,

    «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

    - некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

            - хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

         Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным, т.к. образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов: эмоционально-коммуникативная направленность, двигательное выражение и пространственно-временные представления.  В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка развивает двигательную, речевую и мимическую экспрессию человека, особенно, это касается народной музыки и песни. Положительные эмоции от общения с народным искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют и активизируют резервные силы организма.

         Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

         Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что дошкольникам легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и выразительные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по настроениям и характеру народные произведения стимулируют развитие фантазии и воображения ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных танцевально-двигательных упражнений и игр, которые предполагают решение следующих задач: научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела; развивать двигательную способность; пластическую выразительность: (музыкальность, ритмичность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к двигательной импровизации); фантазию; способствовать снижению боязни, страха, тревожности, улучшению настроения; повысить свою самооценку, социальную активность; развивать эмоциональность. Поэтому, я активно использую работу по развитию танцевально-игрового творчества, которая потом успешно применяется детьми в народных играх.

         Так как народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Оно строится таким образом, чтобы все дети активно участвовали в пении. У детей при этом возникают коммуникативно-эмоциональные отношения. Хоровое исполнение народных песен несёт большой положительный заряд, т.к. они носят оптимистический характер, побуждает к размышлениям и переживаниям, преодолеть чувство застенчивости, а ведущий, стоящий в центре круга попадает в центр внимания. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, но надо учитывать, что пение несовместимо с резкими, быстрыми движениями, поэтому мы используем песни спокойного, плавного характера (главным образом, русские народные хороводы, игры). Эти песни мы поём без музыкального сопровождения, они имеют простую мелодию, развивает правильное дыхание, дикцию.

         Практика показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Библиографический список

 

1. Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.

2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и

 младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.

4.Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

5.Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное музыкальное творчество. М., Советский композитор. 1988.- 190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....