Конспект занятия по познавательному развитию №25 в старшей группе Тема: «История русского костюма»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию
в старшей группе «История русского костюма»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №25
в старшей группе
Тема: «История русского костюма»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, назначением и применением в жизни.
Программное содержание: познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской литератур.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.
Материалы и оборудование: демонстрационный – дымковская и филлимоновская барышни; иллюстрации с изображением русских национальных костюмов; куклы в русских национальных костюмах, мяч; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет.
Планируемые результаты: дети знают историю русского национального костюма, его особенности, внешний вид, назначение и применение в жизни.
Структура занятия
I | Вводная часть | «Сравни: дымковскую и филимоновскую игрушки» | 3 мин |
II | Основная часть | 20 мин | |
1 | Работа с пособием | «Посмотри, как одевались в старину» | 2 мин |
2 | Игровое упражнение | «Изобрази» | 2 мин |
3 | Беседа | Об одежде | 6 мин |
4 | Игра | «Кем я буду» | 3 мин |
5 | Беседа | Об обуви | 3 мин |
6 | Работа с пособием | «Чем отличается старинная одежда от современной?» | 2 мин |
7 | Работа с пособием | «Что перепутал художник?» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Игра «Сравни: дымковскую и филимоновскую игрушки»
- Ребята, на прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров. Рассмотрите эти игрушки. Что интересного вы можете о них рассказать? (Это народные игрушки. Дымковская и Филлимоновская барышни. Их изготовили мастера-умельцы из Дымков и Филлимоново. Они сделаны из глины.)
- Где здесь дымковская, а где филлимоновская барышня? (Дымковская справа, а филлимоновская - слева.)
- А как вы догадались? (Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии, точки-горошины и клетка; филлимоновская игрушка: поперк туловища и шеи идут чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом.)
- Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон их платья, на яркую окраску ткани, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах.
II. Основная часть
- Работа с пособием (задание 1)
- Посмотрите, как одевались в старину.
- Назовите одежду, в которую они одеты. (Ответы детей.)
- Дайте названия одежды, из которой состояли русские костюмы.
У детей затруднение, они могут назвать сапоги, шапку, кокошник, но остальные названия они не знают.
- Игровое упражнение «Изобрази»
- Сегодня мы снова воспользуемся «машиной времени» и вместе с нашими героями Таней и Ваней заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину. Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Ответы детей)
- Правильно, это произошло очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать всё большее значение в жизни человека. В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему ни было. Двигаться неспешно, говорить важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам.
- Беседа об одежде
- В те далёкие времена общество не выносило ничего особенного, выдающегося. Будь как все – таково было общее правило. Известно, что в Древней Руси женщины белились румянами. Красивые от этого делались менее красивыми, а дурные приближались к красивым – таким образом все становились средними, не очень красивыми и не очень уродливыми. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканого.
- Что означает это слово? (Изготовленную дома, в домашних условиях на станке.)
- Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).
- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей.)
- На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растёртого в порошок камня.
- Главными частями мужской одежды были рубаха и порты́. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать засучив рукава» и «Работать спустя рукава». Как вы понимаете эти поговорки?
- Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам. У богатых людей была ещё одна очень интересная одежда. Она надевалась поверх кафтана, и рукава у неё были такими узкими, что в них нельзя было продеть руки. А для того чтобы выпростать руки, впереди были сделаны две щели. Эта одежда называлась о́хабень от древнего русского слова «охабить» – охватывать. Наше современное слово «охапка», то есть что-то охваченное руками, - того же происхождения.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки.)
- Вспомните название старинных московских улиц, среди них был и Колпачный переулок. Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зимнюю пору поверх одних портов надевали вторые. Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы. Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник? (Волк и лиса.)
- Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Как говорилось в русской пословице: «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи». Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Как образовалось это слово? (Душу греет.)
- Это короткая, чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была… Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея.)
- Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать. Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна – это украшение в виде обруча на шее.
- Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор в виде орнамента, то есть ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально подготовленные люди. Как они назывались? (Портные.)
- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. Делают ли так сейчас?
- Мода слишком быстро меняется, и уже нельзя надеть платье, которое носила мама в молодости. «Платье» и «платок» сейчас два разных слова, но произошли они от одного древнерусского слова «плат» – кусок материи.
- Игра «Кем я буду»
- Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по-разному, в зависимости от того, что они шили. Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду». (Необходимо взять мячик.)
- Если я шью шубу – значит я… (шубник).
- Если я шью кафтан – то я … (кафтанник).
Шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, сорочник, душегрейник, телогрейник.
- Беседа об обуви»
- Предметом особой заботы была обувь. В деревнях лапти плели сами, но в городе их не носили. Сначала всю одежду и обувь шили дома. Простейшей кожаной обувью издревле были мягкие туфли, которые изготавливались из прямоугольного куска кожи. Его по краю собирали на кожаный ремешок и стягивали вокруг ноги. Но больше всего были распространены сапоги. Их носили и мужчины и женщины, и взрослые и дети. По крою сапоги были совершенно одинаковыми, не было ни правого, ни левого. Форму ноги они приобретали в процессе носки.
- В зимние холода и мужчины и женщины надевали рукавицы и «рукавицы перщатые». На что похоже последнее слово? (Перчатки.)
- Работа с пособием (задание 2)
- Рассмотрите картину К.Е.Маковского «Под венец». Расскажите, чем старинная одежда от современной?
- Работа с пособием (задание 3)
- Что перепутал художник?
- Объясните свой ответ.
III. Заключительная часть
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие части одежды дошли до наших дней?
- До сих пор женщины носят сарафаны.
- А что изменилось? Наша одежда стала более удобной, каждый из нас сам выбирает, что ему носить. Но, как и прежде, необходимо знать, в какой одежде куда можно пойти.
- Например, куда вы наденете нарядное платье или рубашку?
- А куда вы пойдете в резиновых сапогах, куртке, шапке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой» Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «История ёлочной игрушки».
Представлен конспект ООД по познавательному развитию на тему "История елочной игрушки", с помощью которого дети знакомятся с историей возникновения елочных игрушек , с традициями праздновани...
