Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «История ёлочной игрушки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Представлен конспект ООД по познавательному развитию на тему "История елочной игрушки", с помощью которого дети знакомятся с историей возникновения елочных игрушек , с традициями празднования Нового года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_yolochnoy_igrushki.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 г. Кувшиново Тверской области

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «История ёлочной игрушки».

Автор:

Воспитатель МДОУ

детский сад №2

О.Ю. Никитина

        г. Кувшиново

2022 год

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «История ёлочной игрушки».

Цель: познакомить дошкольников  с историей возникновения ёлочной

игрушки.

Задачи:

- знакомить детей с государственными праздниками: «Новый год»;

- расширять и обогащать знания детей об истории новогодней игрушки;

- познакомить детей с историей елочной игрушки в Европе и России;

- обогащать активный и пассивный словарь детей;

- активизировать словарный запас детей;

- воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времён;

- воспитывать интерес к традициям празднования Нового года;

-развивать нравственно-эстетическое восприятие.

Материал:  новогодняя выставка « Игрушки наших бабушек», ёлочка, ёлочные игрушки; волшебная палочка, новогодние игрушки и гирлянды изготовленные детьми на занятиях, снежинки белые  и голубые, музыкальное сопровождение «Новогодние игрушки».

Предварительная работа:

- рассматривание альбома с новогодними игрушками разных лет;

- беседа о елочной игрушке;

- рассматривание открыток и старинных игрушек;

- сравнение старинных и современных игрушек;

- разгадывание загадок о зиме;

- чтение сказок, стихов и рассказов о зиме, о праздновании «Нового года»;

- просмотр мультфильмов про «Новый год», презентации музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»;

- изготовление елочных игрушек из подручных средств.

Ход занятия                                                                                                                         Организационный момент
Настроение у нас отличное,
А улыбка - дело привычное!
Пожелаем друг другу добра,
Нам занятье начинать пора!

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (Ответы детей: зима).

- По каким признакам вы узнали, что зима? (Ответы детей).

- А как называется первый зимний месяц? (Ответы детей: декабрь).

- А какой сегодня день недели (Ответы детей).

- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число (Ответы детей).

Дети вешают на елочку 17 елочную игрушку.

Воспитатель:

- Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами

Если ёлка в дом идёт,

Что за праздник?... (Новый год)

- Ребята, а вы любите праздник Новый год? (Ответы детей).

- Чем он вам нравится? (Ответы детей: дарят подарки).

- Да, ребята, в новый год к нам приходят наши сказочные герои, дарят

подарки Дед Мороз и Снегурочка.

- А какое главное украшение зала на Новый год? (Ответы детей: елка).

- Ребята, вспомните, а как елка украшена на празднике? (Ответы детей:         нарядно, красиво).

Воспитатель: Трудно найти человека, который бы не любил Новый год.

Красивый обычай украшать ёлку возник много лет тому назад.

Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками.  Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать после указа царя Петра 1.  В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы.                                                                                                                             А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

Игра «Назови, какая ёлочка»

Дети и воспитатель встают в круг, передают палочку и называют слова: зеленая, новогодняя, красивая, стройная, колючая, пушистая, зимняя, душистая, смолистая, нарядная, и др. Если кто-то из ребят затрудняется, воспитатель предлагает товарищам помочь.

Воспитатель:

- Дети, предлагаю вам пройти на нашу выставку «Игрушки наших бабушек»,      

 посмотрите сколько здесь новогодних экспонатов.

- Какие игрушки вы видите, назовите? (Ответы детей).

На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.                                                                                                                                                - Из какого материала изготовлены игрушки на нашей выставке? (Ответы детей: стекла).                                                                                                                   - Дети, то делает игрушки? (Ответы детей: стеклодув).                                                                              Воспитатель: Стеклодув – мастер, создающий предметы из разогретой стеклянной массы путем выдувания. Он выдувает стекло через стеклянную трубочку, создавая разные предметы: посуду, шары и др. В своей работе мастер пользуется и другими инструментами: ножницами, щипцами. Человек этой профессии должен быть терпеливым, выдержанным, здоровым. Стеклодув за один день выдувает 250 шаров, а это требует большого напряжения легких. Эта профессия считается рабочей, но без творчества и воображения ему не обойтись. Поэтому у каждого дома имеются волшебные лебеди, золотые рыбки, хрустальные башмачки.                  Воспитатель: Стеклодув, какое необычное слово!                                                                 - Дети  давайте произнесём это слово медленно: стеклодув.                                        - Из каких частей состоит это слово? (Ответы детей: стекло и дуть).          Воспитатель: А каким инструментом пользуется мастер стеклодув для выдувания стекла? (Ответы детей: трубкой).      

Воспитатель: Что делают мастера стеклодувы? (Ответы детей: стеклянные изделия, елочные игрушки).    

Воспитатель: Дети, из каких материалов изготавливают елочные игрушки в наше время? (Ответы детей: пластмасс, пенопласт, стекло).                                                                                                                            Игра малой подвижности «Подарки»                                                                                       Один ребенок – «водящий» встает в центре круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:                                                                                                                            - Принесли мы всем подарки.                                                                                                                         Кто захочет, тот возьмет.                                                                                                                   Вот вам кукла с лентой яркой,                                                                                                                                        Конь, волчок и самолет.

Ребенок в центре должен «выбрать» один из этих подарков и сказать об этом остальным. Если называет коня, то дети скачут, если волчка – то кружатся, если куклу – то пляшут, если самолет – то разводят руки в стороны, словно крылья. После этого выбирается новый «водящий».

Воспитатель: - 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»!

"Клинское подворье" - это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме. В нем можно увидеть множество не только современных игрушек, но и старинных и древних. Его коллекции пополняются до сих пор.

Воспитатель: Ребята, вы любите наряжать ёлку? Чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые правила. Как вы думаете, почему стеклянные игрушки с большой осторожностью нужно вешать на елку?

(Ответы детей: они могут разбиться, а человек поранится).

Воспитатель: - Можно ли использовать вату для украшения елки?

(Ответы детей: она может загореться и будет пожар).

Воспитатель: - Можно ли украшать ёлку свечами или бенгальскими огнями?

(Ответы детей: нельзя).

Воспитатель: - Молодцы дети, правила безопасности мы вспомнили, можем спокойно наряжать ёлку.

Звучит песня «Новогодние игрушки», дети берут из коробки елочные игрушки, гирлянды и украшают ёлку в группе.                                                                                                                        Итог занятия

Воспитатель: - Ребята, кто запомнил, какими игрушками наряжали ёлку в старину?  (Ответы детей: бумажными, стеклянными, конфетами, съедобными, игрушки сделанные своими руками…).                                                                                    - А какими украшают сейчас?   (Ответы детей).                                                                                                    - Из каких материалов сделаны современные ёлочные игрушки? (Ответы детей).                                

 - Можно делать игрушки самим и украшать ими елочку? (Ответы детей).                                                      
Рефлексия «Белые и синие снежинки»
Воспитатель: - Дети, прикрепите к доске белую снежинку, если занятие прошло хорошо, все было понятно и вы довольны своими ответами, а если на занятии вам было трудно, неинтересно, ничего не понятно, прикрепите к доске синюю снежинку.

-  Какие вы молодцы!

- Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста – О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова и другие, Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.

- Комплексные занятия. – Н.В.Лободина, Волгоград, издательство «Учитель», 2011г.

- Сальникова А. История новогодних игрушек .- издательство Культура повседневности.- 2012.

- Интернет – сеть: Как наряжать новогоднюю ёлку.- www.genon.ru

- Ёлочные украшения – Wikimedaproject


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект НОД по познавательному развитию Для старшей группы Тема «По следам за снежинкой пойдём…»

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры Задачи:§  создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного...

Конспект НОД по Познавательному развитию для старшей группы Тема: «Грибы»

Интеграция ОО: «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.Форма организации: игровая деятельность.Задачи: научить...