Интегрированное занятие по познавательному развитию "Символы России из мира природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цикунова Лариса Сергеевна

Интегрированное занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                     детский сад №1 «Березка» п. Орловский

Интегрированное занятие по познавательному развитию

 «Символы России из мира природы»

(подготовительная к школе группа, 6-7 лет)

Автор – составитель:

воспитатель 1 квалификационной категории

Цикунова Л.С.

2025 г.

Программное содержание:

Цель:формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России (растения, животные, птицы – неофициальные символы России из мира природы).

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге и гербе;
  • расширять и актуализировать представления детей о гербе России и гербе Ростовской области через ознакомление с орлом - символом России из мира птиц;
  • расширять и актуализировать представления детей о гербе Орловского района через ознакомление с цветком тюльпаном – символом района из мира растений и конем – символом района из мира животных;
  • вызвать у детей интерес к окружающему миру,расширять знания детей о неофициальныхсимволахстраны из мира природы: медведе, березе, дубе, ромашке; символе мира – голубе.
  • сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания (физминутка).

Развивающие:

  • Развивать внимание и память, грамматически правильную речь детей, активизировать и обогащать словарь детей словами: символ мужества, могущества, радости и счастья, силы и отваги, непобедимости русского народа, чистоты и красоты, мира…
  • развивать интерес детей к художественной литературе: познакомить детей с легендой о желтом тюльпане, рассказом о лазориках; называть сказки с участием медведя;
  • вызвать положительный эмоциональный отклик (радость, удовольствие) при слушании художественного слова музыкальных произведений.

Воспитательные:

  • Формировать уважительное отношение к государственным и негосударственным символамРоссии, родному краю, своей стране;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей;
  • формировать желание стать другом природы, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства через выполнение творческой работы «Голубь мира»

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие (окружающий мир, природа);
  • Социально-коммуникативное развитие (формирование основ гражданственности и патриотизма, социальные отношения);
  • Речевое развитие (формирование словаря, связная речь, интерес к художественной литературе);
  • Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, прикладное творчество, слушание музыки)
  • Физическое развитие (основная гимнастика).

Оборудование и материалы:

  • столы, стулья, мольберт, магниты, ноутбук, экран, проектор,
  • книга – самоделка «Символы России из мира природы»,
  • сторисек – «мешок историй»: дидактическая игра «Угадай, про какое дерево, цветок так говорят?», набор дидактических карточек «Растения – символы России», «Собери из частей картинку» (пазлы – разрезные картинки (берёза,жёлтый и красный тюльпаны, ромашка, медведь); персонажи  из сказок: три медведя, колобок, заяц и лиса, Машенька  (кукольный  театр),   материал  для  коллективной  работы «Голубь мира»:  бумажные тарелки,  голуби  из  бумаги,  клей, длинные  палочки; раскраски  и  дидактический  материал  «Символы России».

Ход   занятия

  • 1 СЛАЙД. Титульный. Название занятия, ФИО педагога.

Организационный момент. Вход детей в зал, приветствие.

Воспитатель:

«Доброе утро, добрый час!

Очень рада видеть Вас!

«Доброе утро!» - нам птицы щебечут.

«Доброе утро!» - деревья нам шепчут.

«Доброе утро!» - нам солнышко светит.

Доброе утро! Здравствуйте, дети!»

Дети:Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, меня зовут Лариса Сергеевна, и я работаювоспитателем в детском саду №1 «Березка» в такой же подготовительной группе, как и ваша.

Ребята, а вы любите слушать сказки и легенды?

А отгадывать загадки?

А играть?Дети: ДА!

Воспитатель: Отлично! Присаживайтесь на стулья, и я покажу вам одну необычную иочень интересную книгу.

Воспитатель показывает книгу – самоделку:

Мы с ребятами нашей группы очень любим изучать природу нашей Родины, разгадывать ее загадки и тайны.

Эту книгу мы придумали и сделалис ребятами сами.

В ней собрано много интересных легенд и сказок, разных заданий и игр про растения и животных нашей страны.

Блиц – опрос.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша страна?

Дети:Россия.

А в какой области России мы живем?                 В Ростовской области.

А как называется наш поселок?       Поселок Орловский.

А район, в котором расположен наш поселок?      Орловский район.

Воспитатель: Верно. А сейчас я предлагаю вамоткрыть нашу необычную книгу и познакомиться с природными символами России и нашего района.

Вы готовы?Дети: да.

Воспитатель: Итак, открываем первую страницу.

*Что здесь изображено?

Дети: флаг и герб России.

Воспитатель: Верно – флаг и герб - это государственные символы нашей страны, по которым Россию узнают во всем мире.

У многих стран в мире на гербе государства изображены разные животные или птицы.

Закрывает книгу.

Вопрос: Кто из вас знает, какая птица изображена на гербе России?                                                      Двуглавый орел.

Воспитатель: Правильный ответ, молодцы!

  • 2 СЛАЙД. ГЕРБ РФ

  • 3 СЛАЙД.  ВИДЕОРОЛИК про орлов

*Воспитательпоказ видео сопровождает рассказом:

Ребята, посмотрите на эту крупную хищную птицу.

*Большие крылья могут достигать в размахе 2,5м;

* крупный загнутый вниз клюв и острые когти длиной 6 сантиметров (!) – мощнейшее оружие орлов при нападении на мелких животных.

 *Орлы парят высоко в небе,

* обладают острым зрением,

* могут очень быстро летать (быстрее, чем едет гоночная машина!):

  • 4 СЛАЙД.  Гербовый двуглавый орел и орел в природе

Воспитатель:А теперь - ПЕРВАЯ ЗАГАДКАиз нашей книги.

  • В природе у орла одна голова.

Ребята, как вы думаете,почему на гербе Россииу орла изображено две головы?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Интересные предположения. А вот какой вариант ответа есть в нашей книге.

  • Россия расположена в двух частях света – в Европе и Азии и две головы орла внимательно смотрят в обе стороны и охраняют рубежи нашей большой страны.

Три короны над головами, скрепленные единой лентой, скипетр и держава обозначают сильную власть и единство государства.

Всадник, поражающий змея, символизирует готовность нашего народа встать на защиту своей страны от врагов.

5 СЛАЙД.  Герб РФ и герб Ростовской области

Воспитатель: А сейчас посмотрите, ребята, на слайде изображены два герба.Слева – герб России с золотым двуглавым орлом, а справа - герб нашей Ростовской области. И здесь тоже изображен орел.

Черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками держит щит.

Воспитатель: Запомните, ребята!

Орёл -официальный символ, изображенный на гербе России – символ могущества, силы, непобедимости и дальновидности.

*Воспитатель:А вот на гербе нашего Орловского района можно увидеть сразу несколько символов из мира живой природы.

  • Воспитатель показывает тюльпан в книге:

Что это за цветок, ребята?                                                     Тюльпан

Не случайно этот цветок оказался в нашей книге.

Скажите, ребята, какое время года наступило?   Весна.

Воспитатель: Верно!И очень скоро в наших донских степях зацветет много тюльпанов. Цветным ковром покрывают они большие пространства и будут радовать нас самыми разными расцветками.

  • 6 СЛАЙД. Дикорастущие тюльпаны

Дикорастущие степные тюльпаны - один из главных символов заповедника «Ростовский» и всего нашего района!

7 СЛАЙД. Красная книга. Тюльпан Шренка.

Воспитатель: Редкие виды тюльпанов занесены в Красную книгу и охраняются государством.

Мы можем любоваться красотой этих тюльпанов в степи, но обязательно должны запомнить - эти тюльпаны запрещено рвать в букеты!

Про тюльпанлюди сочинили множество красивых легенд и сказаний. Две истории я вам сегодня расскажу.

8 СЛАЙД. ЛАЗОРИКИ

С давних времен казаки называют степные тюльпаны «лазориками» и считают их символами весны и возрождения.

Издавна в станицах бытует поверье, что лазорики - это души погибших в боях казаков.

Похожие на капли крови алые, красные бутоныстепных тюльпанов распускаются весной в памятьо тех, кто погиб за родину и свободу, потому с давних пор казаки никогда не рвали эти цветы, верили - это души казаков веками глядят на нас, напоминая о себе…

А о прекрасном желтом тюльпане, в бутоне которого было спрятано человеческое счастье, с древности рассказывают такую ЛЕГЕНДУ.

  • 9 СЛАЙД.  ВИДЕО. Легенда о прекрасном желтом тюльпане.

В далёкие времена люди искали счастье и глядя на нежные бутоны желтых тюльпанов им казалось, что вот оно — счастье, рядом. . . 

просто надо сделать так, чтобы бутон раскрылся. . .

Многие люди пытались раскрыть нежные лепестки, чтобы их жизнь стала счастливой, но бутон не раскрывался.

Не помогала ни сила, ни колдовство и заклинания. 

Секрет был в том, что цветок должен раскрыться сам.

Однажды мимо цветка шла женщина с маленьким сыном.

Мальчик впервые увидел красивый цветок и побежал к нему, заливаясь счастливым смехом.

Малыш не знал о предании, он просто обрадовался прекрасному цветку и хотел разглядеть диковинное растение поближе.

 Услышав беззаботный детский смех, желтый тюльпан сам раскрылся навстречу чистой душе ребенка, а счастье пошло гулять по свету, даря себя всем встречным.

Вот так искренний детский смех сделал то, что было не под силу никакой земной силе.

С тех пор желтый тюльпан считают символом радости и счастья!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенды?    Дети: да.

Воспитатель: А кто из вас запомнил символом чего считают желтый тюльпан?

Дети:Желтый тюльпан считают символом радости и счастья.

Воспитатель: Золотые бутоны тюльпанов, которые вплетены в

в венок из пшеничных колосьев, изображены на гербе Орловского района.

  • 10 СЛАЙД.  Герб Орловского района (центр герба без коня)

ЗАГАДКА №2

Воспитатель: А кто же изображен в центре герба Орловского района?

Ответы детей: лошадь, конь, мустанг и т.д.

Если дети затрудняются ответить, то прочитать загадку:

Есть копыта, хвост и уши,
Про нее скорей послушай.

Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.

На заре в широком поле,
Любит погулять на воле.

Очень любит сено есть,
И достоинств нам не счесть.
С человеком очень дружит
И ему надёжно служит.

Кто это?                                        Дети:Лошадь.

  • 11СЛАЙД. Конь – символ Орловского района

Воспитатель:На гербе нашего Орловского района изображен скачущий красавец – конь.

Как вы думаете, почему именно конь стал символом нашего района?  

  • 12СЛАЙД.  Конь – верный друг и соратник казака

Ответы детей.

Воспитатель: С давних времен лошади считались символом скорости, силы и выносливости.

Конь – верный друг и соратник казака. В военных походах казаки защищали Родину в частях кавалерии,

а в мирное время лошадей использовали, чтобы пахать землю и возить грузы.

«Казак с конем, что жар с огнем», говорили на Дону.

  • 13 СЛАЙД. Сегодня в нашем районе расположен знаменитый конный завод «Донской», где разводят маститые породы лошадей. Эти скакуны участвуют в скачках по всему миру и выигрывают самые крупные соревнования!
  • 14 СЛАЙД. Для донских казаков лошадь всегда была символом свободы и независимости!

Живетв нашем Орловском районе, на заповедном острове Водном, уникальный, единственный в России табун одичавших лошадей.

Диких мустангов можно увидеть и полюбоваться ими в заповеднике «Ростовский», сотрудники которого берегут и охраняют свободолюбивых животных!

Воспитатель: О диких мустангах острова Водный тоже можно почитать в нашей книге…

  • Воспитатель переворачивает страницу книги и «удивляется»:

Ребята, не пойму, что случилось! Следующая страница книги почему – то пустая…Картинка и история исчезли…Вместо них в книге лежит чье – то перо…и кто – то оставил нам подсказку:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  Кто же это?     (Сорока).

Воспитатель: Ребята, вы слышите…?  Какие - то звуки?

  • 15 СЛАЙД. Сорока(запись – стрёкот Сороки…)

Кто же это?Дети: - ответы…. (Сорока).

Воспитатель:Верно, угадали. Это сорока. Не зря эту птицу в народе называютсорока – воровка. Славится сорока тем, что болтает без умолку и тащит в свое гнездо все, что плохо лежит.

**Стоп, а где мой мешок историй?

Я ведь принесла вам не только книгу, но еще и целый мешок историй.

Вы не видите его?

Помогите, пожалуйста, его найти.

  • 16 СЛАЙД.  Заставка занятия «Символы России» + музыка:

Ребята с воспитателем идут на поиски мешка.

*Воспитатель замечает у окна мешок:

Да вот же он! Наверное, понравился сороке, хотела она его утащить, да унести не смогла, тяжелый для неё оказался.

Давайте присядем отдохнуть вот на эти стулья (возле столов, в стороне от экрана) и посмотрим, что же интересного лежит в моем «мешке историй»)!

  • Дидактическая игра «Вспомните сказки с участием медведя».  

Воспитатель достает из мешка фигурки кукольного театра - персонажей сказок с участием медведя, выставляет на стол:

Перед вами герои русских народных сказок.  

Я буду поочередно показывать персонажей, а вы попробуйте угадать, из какой они сказки?

*3 медведя – сказка «Три медведя»,*Колобок  – сказка «Колобок»,*Заяц и лиса – сказка «Заюшкина избушка»,*Лягушка, заяц, лиса, волк, медведь – сказка «Теремок».

Во всех этих сказках присутствует сильный и могучий зверь, которого с древних времен считают неофициальным символом нашей большой и сильной страны.Что же это за зверь?    Дети: Медведь.

Воспитательпоказывает медведя в книге:*Медведь — символ силы и непобедимости русского народа.

Его уважительно называют Хозяин леса, Хозяин тайги или просто Хозяин!Он - большой, косолапый и неуклюжий, но злить медведя нельзя никому.Тот, кто его обидит, почувствует на себе всю силу его крепких лап и огромных клыков. Медведь – дикое, хищное животное!

Но в одной русской народной сказке маленькая девочка смогла подружиться с большим и сильным Мишкой. Что же это за сказка?

Дети:Сказка «Маша и Медведь».

Воспитательдостает из мешка фигурку Маши и ставит ее на стол рядом с другими персонажами сказок:

Любят Маша и Медведь поиграть, да потанцевать. И вас приглашают на веселую физминутку.

Выходите танцевать, да в игру на внимание поиграть! Все движения под музыку повторяем, а по команде «Замри!» - замираем в определенной позе.

  • 17СЛАЙД. Физкультурная разминка с Машей и Медведем «ДВИГАЙСЯ! ЗАМРИ!»

Воспитатель: Мы отлично подвигались и повеселились, а сейчасприсаживайтесь за столы.

18 СЛАЙД.  Заставка занятия «Символы России». Работа за столами:

Воспитатель: достает из мешка конверт с набором дидактических карточек «РАСТЕНИЯ – СИМВОЛЫ РОССИИ»:

А вот и новые задания из «мешка историй».              

И эти задания для вас подготовили Маша и Медведь из любимой сказки!

  • Игра «Угадай, про какое дерево так говорят?»

Воспитатель: Это дерево считают символом русской природы.

Про неё в народе говорят:

И красива, и стройна, как лебедушка она.Белый сарафан на ней, крона из зеленыхкудрейКлейкие почки, на веточках сережки.

Что это за дерево?(Берёза)

Берёзу считают символом чистоты и свежести, символом девичьей красоты. (воспитатель прикрепляет карточку «береза» к мольберту или доске)

  • А это дерево в России считают символом силы и мощи.

Про него говорят:

Он могучий и большой

Богатырь в стране лесной.

Не загадка это даже, сразу назовем,

Если только кто – то скажет –

Желуди растут на нем!                                            (Дуб).

Дуб называют живым символом долголетия.

(воспитатель прикрепляет карточку «дуб» к мольберту или доске)

  • Игра «Угадай, про какой цветок так говорят?»

*Воспитатель: Этот полевой цветок большинство жителей России считают национальным цветком, символом русской природы и теплого лета, оберегом страны.

Белые лепестки этого цветка символизируют чистоту, а жёлтая середина — благополучие. 

Этот цветок — символ Дня семьи, любви и верности, который отмечают в России летом, 8 июля.

Так что это за цветок?                    Ромашка.

Воспитатель: Конечно, это – наша любимая ромашка.

(воспитатель прикрепляет карточку «ромашка» к мольберту или доске)

Воспитатель: Береза, дуб, ромашка – это народные символы нашей большой России.

Ребята,вы отлично справились с заданиями! А теперь вам предстоит выполнить финальное задание от Маши и Медведя!

  • ИГРА называется «Собери из частей картинку».

Игра проводится в парах.

Воспитатель раздает каждой паре игроков конверт с картинкой и объясняет задание:

  • Каждая пара игроков должна собрать одну картинку, на которой изображен природный символ России: растение или животное.

*Можно и нужно помогать друг другу собирать все картинки за столом.

*Как только пара соберет свои картинки, нужно поднять руку вверх, и я увижу, что вы закончили выполнять задание.

*Выигрывает пара, которая выполнит задание быстрее других и правильно назовет, какой цветок или дерево нарисованы на собранной картинке.

* Во время игры воспитатель: помогает детям собирать картинки, отмечает по именам детей, которые закончили выполнять задание.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все очень старались победить в игре.

Быстрее всех правильно справилась с заданием ребята _______________!

Отличная работа!

Рефлексия:

А теперь давайте вспомним и назовем природные символы нашей страны, о которых мы сегодня говорили на занятии:

  • Весенний цветок – символ счастья и радости– желтый тюльпан;
  • Хищная птица - символ могущества и непобедимости на гербе России – орел;
  • Животное - символ скорости, силы и выносливости, друг и соратник казака …конь;
  • Хищное животное - хозяин леса – символ силы русского народа………медведь;
  • Дерево - символ чистоты и свежести, символом девичьей красоты…береза;
  • Дерево - живой символ долголетия……дуб;
  • Полевой цветок - символ Дня семьи, любви и верности…          ромашка.

*Воспитатель: О многих символах из мира природы мы сегодня поговорили, но хочется рассказать вам еще про один.

 Этот живой символ объединяет всех людей, все страны и народы– эту птицу называют символом мира.

Воспитатель:Вы знаете, какую птицу называют символом мира?

Дети: Голубя.

Воспитатель: Правильно, это –голубь мира! (показывает в книге)

Голубь с веточкой оливы –

Важный символ на планете,

Голубь – символ счастья, мира,

Знать об этом надо, дети!

9 Мая наш народ будет праздновать юбилей Победы в Великой Отечественной войне.  

80 лет прошло с той страшной поры.

Много солдат и мирных жителей погибло в той войне.

И потому, так важно ценить и беречь мир, который защитили наши деды и прадеды!

И я предлагаю вам, ребята, сейчас заняться творчеством и сделать своего «голубя мира», которого вы можете подарить ветеранам, защитникам Отечества и обязательно сказать им «Спасибо» за Победу!

19 СЛАЙД.  Продуктивная деятельность «Голубь мира».

(на тарелках - вырезанные контуры голубей, клей, палочки, …)

Дети собирают голубя из двух частей, приклеивая их к основанию (палочке).

Воспитатель: Замечательные голуби у вас получились!

Сегодня вы были внимательными и активными участниками занятия. Мне очень понравилось общаться с вами. У меня отличное настроение.

Мой голубь мира парит в вышине.

20 СЛАЙД.  Голубь мира и эмблема 80 лет Победы.

Рефлексия.

Воспитатель:Если и у вас хорошее настроение и вам понравилось занятие, то помашите голубями мне в ответ!

Наше занятие про символы России подошло к концу.

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Что вам показалось самым интересным, а что – самым сложным?

А какую легенду или историю вы хотели бы рассказать своим родителям или друзьям?

Ответыдетей.

Воспитатель: Дорогие ребята, если вы захотите узнать еще больше интересных историй о символах России, то загляните в эту книгу. Я дарю ее вашей группе. Читайте, изучайте и добавляйте в нее новые интересные страницы!До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная ООД по « Познавательному развитию » приобщение к миру природы с использованием ИКТ в средней группе на тему: « Деревья осенью »

Цель: Систематизировать знания детей о деревьях, об их строении. Развивать экологическую культуру. Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, дуб, клен,  береза, рябина).Формировать ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны»....

"Насекомые"Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Насекомые» направлен на познавательное развитие детей 3-4 лет. В процессе образовательной деятельности применяются средства ИКТ. Заня...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе детского сада.

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)в средней группе на тему : "Как животные готовятся к зиме?"...

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.

Конспект НОД по познавательному развитиюВ подготовительной к школе группеТема: Дары осени Задачи:образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в группе раннего возраста «Петушок и его семейка».

Учить  детей узнавать на картинке и в игрушках домашних птиц ( петушок, курица) и их детенышей (цыпленок) и называть их....