Интегрированное занятие по познавательному развитию "Символы России из мира природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Интегрированное занятие
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка» п. Орловский
Интегрированное занятие по познавательному развитию
«Символы России из мира природы»
(подготовительная к школе группа, 6-7 лет)
Автор – составитель:
воспитатель 1 квалификационной категории
Цикунова Л.С.
2025 г.
Программное содержание:
Цель:формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России (растения, животные, птицы – неофициальные символы России из мира природы).
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге и гербе;
- расширять и актуализировать представления детей о гербе России и гербе Ростовской области через ознакомление с орлом - символом России из мира птиц;
- расширять и актуализировать представления детей о гербе Орловского района через ознакомление с цветком тюльпаном – символом района из мира растений и конем – символом района из мира животных;
- вызвать у детей интерес к окружающему миру,расширять знания детей о неофициальныхсимволахстраны из мира природы: медведе, березе, дубе, ромашке; символе мира – голубе.
- сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания (физминутка).
Развивающие:
- Развивать внимание и память, грамматически правильную речь детей, активизировать и обогащать словарь детей словами: символ мужества, могущества, радости и счастья, силы и отваги, непобедимости русского народа, чистоты и красоты, мира…
- развивать интерес детей к художественной литературе: познакомить детей с легендой о желтом тюльпане, рассказом о лазориках; называть сказки с участием медведя;
- вызвать положительный эмоциональный отклик (радость, удовольствие) при слушании художественного слова музыкальных произведений.
Воспитательные:
- Формировать уважительное отношение к государственным и негосударственным символамРоссии, родному краю, своей стране;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей;
- формировать желание стать другом природы, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через выполнение творческой работы «Голубь мира»
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (окружающий мир, природа);
- Социально-коммуникативное развитие (формирование основ гражданственности и патриотизма, социальные отношения);
- Речевое развитие (формирование словаря, связная речь, интерес к художественной литературе);
- Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, прикладное творчество, слушание музыки)
- Физическое развитие (основная гимнастика).
Оборудование и материалы:
- столы, стулья, мольберт, магниты, ноутбук, экран, проектор,
- книга – самоделка «Символы России из мира природы»,
- сторисек – «мешок историй»: дидактическая игра «Угадай, про какое дерево, цветок так говорят?», набор дидактических карточек «Растения – символы России», «Собери из частей картинку» (пазлы – разрезные картинки (берёза,жёлтый и красный тюльпаны, ромашка, медведь); персонажи из сказок: три медведя, колобок, заяц и лиса, Машенька (кукольный театр), материал для коллективной работы «Голубь мира»: бумажные тарелки, голуби из бумаги, клей, длинные палочки; раскраски и дидактический материал «Символы России».
Ход занятия
- 1 СЛАЙД. Титульный. Название занятия, ФИО педагога.
Организационный момент. Вход детей в зал, приветствие.
Воспитатель:
«Доброе утро, добрый час!
Очень рада видеть Вас!
«Доброе утро!» - нам птицы щебечут.
«Доброе утро!» - деревья нам шепчут.
«Доброе утро!» - нам солнышко светит.
Доброе утро! Здравствуйте, дети!»
Дети:Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, меня зовут Лариса Сергеевна, и я работаювоспитателем в детском саду №1 «Березка» в такой же подготовительной группе, как и ваша.
Ребята, а вы любите слушать сказки и легенды?
А отгадывать загадки?
А играть?Дети: ДА!
Воспитатель: Отлично! Присаживайтесь на стулья, и я покажу вам одну необычную иочень интересную книгу.
Воспитатель показывает книгу – самоделку:
Мы с ребятами нашей группы очень любим изучать природу нашей Родины, разгадывать ее загадки и тайны.
Эту книгу мы придумали и сделалис ребятами сами.
В ней собрано много интересных легенд и сказок, разных заданий и игр про растения и животных нашей страны.
Блиц – опрос.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша страна?
Дети:Россия.
А в какой области России мы живем? В Ростовской области.
А как называется наш поселок? Поселок Орловский.
А район, в котором расположен наш поселок? Орловский район.
Воспитатель: Верно. А сейчас я предлагаю вамоткрыть нашу необычную книгу и познакомиться с природными символами России и нашего района.
Вы готовы?Дети: да.
Воспитатель: Итак, открываем первую страницу.
*Что здесь изображено?
Дети: флаг и герб России.
Воспитатель: Верно – флаг и герб - это государственные символы нашей страны, по которым Россию узнают во всем мире.
У многих стран в мире на гербе государства изображены разные животные или птицы.
Закрывает книгу.
Вопрос: Кто из вас знает, какая птица изображена на гербе России? Двуглавый орел.
Воспитатель: Правильный ответ, молодцы!
- 2 СЛАЙД. ГЕРБ РФ
- 3 СЛАЙД. ВИДЕОРОЛИК про орлов
*Воспитательпоказ видео сопровождает рассказом:
Ребята, посмотрите на эту крупную хищную птицу.
*Большие крылья могут достигать в размахе 2,5м;
* крупный загнутый вниз клюв и острые когти длиной 6 сантиметров (!) – мощнейшее оружие орлов при нападении на мелких животных.
*Орлы парят высоко в небе,
* обладают острым зрением,
* могут очень быстро летать (быстрее, чем едет гоночная машина!):
- 4 СЛАЙД. Гербовый двуглавый орел и орел в природе
Воспитатель:А теперь - ПЕРВАЯ ЗАГАДКАиз нашей книги.
- В природе у орла одна голова.
Ребята, как вы думаете,почему на гербе Россииу орла изображено две головы?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Интересные предположения. А вот какой вариант ответа есть в нашей книге.
- Россия расположена в двух частях света – в Европе и Азии и две головы орла внимательно смотрят в обе стороны и охраняют рубежи нашей большой страны.
Три короны над головами, скрепленные единой лентой, скипетр и держава обозначают сильную власть и единство государства.
Всадник, поражающий змея, символизирует готовность нашего народа встать на защиту своей страны от врагов.
5 СЛАЙД. Герб РФ и герб Ростовской области
Воспитатель: А сейчас посмотрите, ребята, на слайде изображены два герба.Слева – герб России с золотым двуглавым орлом, а справа - герб нашей Ростовской области. И здесь тоже изображен орел.
Черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками держит щит.
Воспитатель: Запомните, ребята!
Орёл -официальный символ, изображенный на гербе России – символ могущества, силы, непобедимости и дальновидности.
*Воспитатель:А вот на гербе нашего Орловского района можно увидеть сразу несколько символов из мира живой природы.
- Воспитатель показывает тюльпан в книге:
Что это за цветок, ребята? Тюльпан
Не случайно этот цветок оказался в нашей книге.
Скажите, ребята, какое время года наступило? Весна.
Воспитатель: Верно!И очень скоро в наших донских степях зацветет много тюльпанов. Цветным ковром покрывают они большие пространства и будут радовать нас самыми разными расцветками.
- 6 СЛАЙД. Дикорастущие тюльпаны
Дикорастущие степные тюльпаны - один из главных символов заповедника «Ростовский» и всего нашего района!
7 СЛАЙД. Красная книга. Тюльпан Шренка.
Воспитатель: Редкие виды тюльпанов занесены в Красную книгу и охраняются государством.
Мы можем любоваться красотой этих тюльпанов в степи, но обязательно должны запомнить - эти тюльпаны запрещено рвать в букеты!
Про тюльпанлюди сочинили множество красивых легенд и сказаний. Две истории я вам сегодня расскажу.
8 СЛАЙД. ЛАЗОРИКИ
С давних времен казаки называют степные тюльпаны «лазориками» и считают их символами весны и возрождения.
Издавна в станицах бытует поверье, что лазорики - это души погибших в боях казаков.
Похожие на капли крови алые, красные бутоныстепных тюльпанов распускаются весной в памятьо тех, кто погиб за родину и свободу, потому с давних пор казаки никогда не рвали эти цветы, верили - это души казаков веками глядят на нас, напоминая о себе…
А о прекрасном желтом тюльпане, в бутоне которого было спрятано человеческое счастье, с древности рассказывают такую ЛЕГЕНДУ.
- 9 СЛАЙД. ВИДЕО. Легенда о прекрасном желтом тюльпане.
В далёкие времена люди искали счастье и глядя на нежные бутоны желтых тюльпанов им казалось, что вот оно — счастье, рядом. . .
просто надо сделать так, чтобы бутон раскрылся. . .
Многие люди пытались раскрыть нежные лепестки, чтобы их жизнь стала счастливой, но бутон не раскрывался.
Не помогала ни сила, ни колдовство и заклинания.
Секрет был в том, что цветок должен раскрыться сам.
Однажды мимо цветка шла женщина с маленьким сыном.
Мальчик впервые увидел красивый цветок и побежал к нему, заливаясь счастливым смехом.
Малыш не знал о предании, он просто обрадовался прекрасному цветку и хотел разглядеть диковинное растение поближе.
Услышав беззаботный детский смех, желтый тюльпан сам раскрылся навстречу чистой душе ребенка, а счастье пошло гулять по свету, даря себя всем встречным.
Вот так искренний детский смех сделал то, что было не под силу никакой земной силе.
С тех пор желтый тюльпан считают символом радости и счастья!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенды? Дети: да.
Воспитатель: А кто из вас запомнил символом чего считают желтый тюльпан?
Дети:Желтый тюльпан считают символом радости и счастья.
Воспитатель: Золотые бутоны тюльпанов, которые вплетены в
в венок из пшеничных колосьев, изображены на гербе Орловского района.
- 10 СЛАЙД. Герб Орловского района (центр герба без коня)
ЗАГАДКА №2
Воспитатель: А кто же изображен в центре герба Орловского района?
Ответы детей: лошадь, конь, мустанг и т.д.
Если дети затрудняются ответить, то прочитать загадку:
Есть копыта, хвост и уши,
Про нее скорей послушай.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
На заре в широком поле,
Любит погулять на воле.
Очень любит сено есть,
И достоинств нам не счесть.
С человеком очень дружит
И ему надёжно служит.
Кто это? Дети:Лошадь.
- 11СЛАЙД. Конь – символ Орловского района
Воспитатель:На гербе нашего Орловского района изображен скачущий красавец – конь.
Как вы думаете, почему именно конь стал символом нашего района?
- 12СЛАЙД. Конь – верный друг и соратник казака
Ответы детей.
Воспитатель: С давних времен лошади считались символом скорости, силы и выносливости.
Конь – верный друг и соратник казака. В военных походах казаки защищали Родину в частях кавалерии,
а в мирное время лошадей использовали, чтобы пахать землю и возить грузы.
«Казак с конем, что жар с огнем», говорили на Дону.
- 13 СЛАЙД. Сегодня в нашем районе расположен знаменитый конный завод «Донской», где разводят маститые породы лошадей. Эти скакуны участвуют в скачках по всему миру и выигрывают самые крупные соревнования!
- 14 СЛАЙД. Для донских казаков лошадь всегда была символом свободы и независимости!
Живетв нашем Орловском районе, на заповедном острове Водном, уникальный, единственный в России табун одичавших лошадей.
Диких мустангов можно увидеть и полюбоваться ими в заповеднике «Ростовский», сотрудники которого берегут и охраняют свободолюбивых животных!
Воспитатель: О диких мустангах острова Водный тоже можно почитать в нашей книге…
- Воспитатель переворачивает страницу книги и «удивляется»:
Ребята, не пойму, что случилось! Следующая страница книги почему – то пустая…Картинка и история исчезли…Вместо них в книге лежит чье – то перо…и кто – то оставил нам подсказку:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. Кто же это? (Сорока).
Воспитатель: Ребята, вы слышите…? Какие - то звуки?
- 15 СЛАЙД. Сорока(запись – стрёкот Сороки…)
Кто же это?Дети: - ответы…. (Сорока).
Воспитатель:Верно, угадали. Это сорока. Не зря эту птицу в народе называютсорока – воровка. Славится сорока тем, что болтает без умолку и тащит в свое гнездо все, что плохо лежит.
**Стоп, а где мой мешок историй?
Я ведь принесла вам не только книгу, но еще и целый мешок историй.
Вы не видите его?
Помогите, пожалуйста, его найти.
- 16 СЛАЙД. Заставка занятия «Символы России» + музыка:
Ребята с воспитателем идут на поиски мешка.
*Воспитатель замечает у окна мешок:
Да вот же он! Наверное, понравился сороке, хотела она его утащить, да унести не смогла, тяжелый для неё оказался.
Давайте присядем отдохнуть вот на эти стулья (возле столов, в стороне от экрана) и посмотрим, что же интересного лежит в моем «мешке историй»)!
- Дидактическая игра «Вспомните сказки с участием медведя».
Воспитатель достает из мешка фигурки кукольного театра - персонажей сказок с участием медведя, выставляет на стол:
Перед вами герои русских народных сказок.
Я буду поочередно показывать персонажей, а вы попробуйте угадать, из какой они сказки?
*3 медведя – сказка «Три медведя»,*Колобок – сказка «Колобок»,*Заяц и лиса – сказка «Заюшкина избушка»,*Лягушка, заяц, лиса, волк, медведь – сказка «Теремок».
Во всех этих сказках присутствует сильный и могучий зверь, которого с древних времен считают неофициальным символом нашей большой и сильной страны.Что же это за зверь? Дети: Медведь.
Воспитательпоказывает медведя в книге:*Медведь — символ силы и непобедимости русского народа.
Его уважительно называют Хозяин леса, Хозяин тайги или просто Хозяин!Он - большой, косолапый и неуклюжий, но злить медведя нельзя никому.Тот, кто его обидит, почувствует на себе всю силу его крепких лап и огромных клыков. Медведь – дикое, хищное животное!
Но в одной русской народной сказке маленькая девочка смогла подружиться с большим и сильным Мишкой. Что же это за сказка?
Дети:Сказка «Маша и Медведь».
Воспитательдостает из мешка фигурку Маши и ставит ее на стол рядом с другими персонажами сказок:
Любят Маша и Медведь поиграть, да потанцевать. И вас приглашают на веселую физминутку.
Выходите танцевать, да в игру на внимание поиграть! Все движения под музыку повторяем, а по команде «Замри!» - замираем в определенной позе.
- 17СЛАЙД. Физкультурная разминка с Машей и Медведем «ДВИГАЙСЯ! ЗАМРИ!»
Воспитатель: Мы отлично подвигались и повеселились, а сейчасприсаживайтесь за столы.
18 СЛАЙД. Заставка занятия «Символы России». Работа за столами:
Воспитатель: достает из мешка конверт с набором дидактических карточек «РАСТЕНИЯ – СИМВОЛЫ РОССИИ»:
А вот и новые задания из «мешка историй».
И эти задания для вас подготовили Маша и Медведь из любимой сказки!
- Игра «Угадай, про какое дерево так говорят?»
Воспитатель: Это дерево считают символом русской природы.
Про неё в народе говорят:
И красива, и стройна, как лебедушка она.Белый сарафан на ней, крона из зеленыхкудрейКлейкие почки, на веточках сережки.
Что это за дерево?(Берёза)
Берёзу считают символом чистоты и свежести, символом девичьей красоты. (воспитатель прикрепляет карточку «береза» к мольберту или доске)
- А это дерево в России считают символом силы и мощи.
Про него говорят:
Он могучий и большой
Богатырь в стране лесной.
Не загадка это даже, сразу назовем,
Если только кто – то скажет –
Желуди растут на нем! (Дуб).
Дуб называют живым символом долголетия.
(воспитатель прикрепляет карточку «дуб» к мольберту или доске)
- Игра «Угадай, про какой цветок так говорят?»
*Воспитатель: Этот полевой цветок большинство жителей России считают национальным цветком, символом русской природы и теплого лета, оберегом страны.
Белые лепестки этого цветка символизируют чистоту, а жёлтая середина — благополучие.
Этот цветок — символ Дня семьи, любви и верности, который отмечают в России летом, 8 июля.
Так что это за цветок? Ромашка.
Воспитатель: Конечно, это – наша любимая ромашка.
(воспитатель прикрепляет карточку «ромашка» к мольберту или доске)
Воспитатель: Береза, дуб, ромашка – это народные символы нашей большой России.
Ребята,вы отлично справились с заданиями! А теперь вам предстоит выполнить финальное задание от Маши и Медведя!
- ИГРА называется «Собери из частей картинку».
Игра проводится в парах.
Воспитатель раздает каждой паре игроков конверт с картинкой и объясняет задание:
- Каждая пара игроков должна собрать одну картинку, на которой изображен природный символ России: растение или животное.
*Можно и нужно помогать друг другу собирать все картинки за столом.
*Как только пара соберет свои картинки, нужно поднять руку вверх, и я увижу, что вы закончили выполнять задание.
*Выигрывает пара, которая выполнит задание быстрее других и правильно назовет, какой цветок или дерево нарисованы на собранной картинке.
* Во время игры воспитатель: помогает детям собирать картинки, отмечает по именам детей, которые закончили выполнять задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все очень старались победить в игре.
Быстрее всех правильно справилась с заданием ребята _______________!
Отличная работа!
Рефлексия:
А теперь давайте вспомним и назовем природные символы нашей страны, о которых мы сегодня говорили на занятии:
- Весенний цветок – символ счастья и радости– желтый тюльпан;
- Хищная птица - символ могущества и непобедимости на гербе России – орел;
- Животное - символ скорости, силы и выносливости, друг и соратник казака …конь;
- Хищное животное - хозяин леса – символ силы русского народа………медведь;
- Дерево - символ чистоты и свежести, символом девичьей красоты…береза;
- Дерево - живой символ долголетия……дуб;
- Полевой цветок - символ Дня семьи, любви и верности… ромашка.
*Воспитатель: О многих символах из мира природы мы сегодня поговорили, но хочется рассказать вам еще про один.
Этот живой символ объединяет всех людей, все страны и народы– эту птицу называют символом мира.
Воспитатель:Вы знаете, какую птицу называют символом мира?
Дети: Голубя.
Воспитатель: Правильно, это –голубь мира! (показывает в книге)
Голубь с веточкой оливы –
Важный символ на планете,
Голубь – символ счастья, мира,
Знать об этом надо, дети!
9 Мая наш народ будет праздновать юбилей Победы в Великой Отечественной войне.
80 лет прошло с той страшной поры.
Много солдат и мирных жителей погибло в той войне.
И потому, так важно ценить и беречь мир, который защитили наши деды и прадеды!
И я предлагаю вам, ребята, сейчас заняться творчеством и сделать своего «голубя мира», которого вы можете подарить ветеранам, защитникам Отечества и обязательно сказать им «Спасибо» за Победу!
19 СЛАЙД. Продуктивная деятельность «Голубь мира».
(на тарелках - вырезанные контуры голубей, клей, палочки, …)
Дети собирают голубя из двух частей, приклеивая их к основанию (палочке).
Воспитатель: Замечательные голуби у вас получились!
Сегодня вы были внимательными и активными участниками занятия. Мне очень понравилось общаться с вами. У меня отличное настроение.
Мой голубь мира парит в вышине.
20 СЛАЙД. Голубь мира и эмблема 80 лет Победы.
Рефлексия.
Воспитатель:Если и у вас хорошее настроение и вам понравилось занятие, то помашите голубями мне в ответ!
Наше занятие про символы России подошло к концу.
Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Что вам показалось самым интересным, а что – самым сложным?
А какую легенду или историю вы хотели бы рассказать своим родителям или друзьям?
Ответыдетей.
Воспитатель: Дорогие ребята, если вы захотите узнать еще больше интересных историй о символах России, то загляните в эту книгу. Я дарю ее вашей группе. Читайте, изучайте и добавляйте в нее новые интересные страницы!До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная ООД по « Познавательному развитию » приобщение к миру природы с использованием ИКТ в средней группе на тему: « Деревья осенью »
Цель: Систематизировать знания детей о деревьях, об их строении. Развивать экологическую культуру. Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, дуб, клен, береза, рябина).Формировать ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны»....

"Насекомые"Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Насекомые» направлен на познавательное развитие детей 3-4 лет. В процессе образовательной деятельности применяются средства ИКТ. Заня...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе детского сада.
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)в средней группе на тему : "Как животные готовятся к зиме?"...

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.
Конспект НОД по познавательному развитиюВ подготовительной к школе группеТема: Дары осени Задачи:образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в группе раннего возраста «Петушок и его семейка».
Учить детей узнавать на картинке и в игрушках домашних птиц ( петушок, курица) и их детенышей (цыпленок) и называть их....

