Методическая разработка "Система работы по ознакомление детей старшего дошкольного возраста с неживой природой".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки ... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой ­предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается экологическим воспитанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_prirodoy.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по ознакомление  детей старшего дошкольноговозраста  с неживой природой.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки ... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается экологическим воспитанием.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло - в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни родились в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане - они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах - в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси - перелетные птицы). Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта ...

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Для успешного формирования знаний о физических явлениях, предлагаю некоторые методические рекомендации:

  • Воспитателю необходимо в начале учебного года разработать перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с неживой природой.
  • Педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка на занятии или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь в ходе выполнения какой-либо работы.
  • Воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активной практической деятельности на природе (уборка снега, вскапывание земли и др.).
  • Воспитателям и родителям рекомендуется проводить экскурсии с детьми в природу, организовывать наблюдение и элементарные опыты с объектами неживой природы в разное время года.
  • Взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.
  • Во время прогулок, экскурсий на природу воспитатель может организовать сбор природного материала (камушки, песок, др., который способствует активному восприятию детьми формы, цвета.
  • Воспитателям важно проводить занятия по сенсорному воспитанию детей в первой половине дня. Для того, чтобы дети не уставали и не утомлялись от однообразия, не следует затягивать время занятий.
  • Воспитатель должен знать хорошо психологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах. Это позволит воспитателю серьёзно и вдумчиво отобрать наиболее эффективные методы и приёмы, создать необходимые педагогические условия, а также правильно организовать работу для ознакомления с физическими явлениями и развития наблюдения.

 

Как знакомить детей с явлениями неживой природы?

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.

Ознакомление с объектами и явлениями неживой природы начинается на 2 году жизни. Так, при формировании культурно-гигиенических навыков, воспитатель учит детей называть воду и её признаки: вода бывает тёплая, холодная, льётся, течёт. На прогулке называет другие явления неживой природы, предлагает детям назвать их: песок, камни, идёт дождь.

На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления: дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.

В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Например: в играх с водой и песком, на основе чувственных восприятий, узнают, что вода – тёплая или холодная; песок – сухой или сырой. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов. Рассматривая песок и камни, воспитатель обращает внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются), если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, воспитатель подводит детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно – падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть.

Причинно следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой  и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами - глиной, землёй, водой. Необходимо постоянно учить устанавливать причинно следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы.

Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно   устанавливать причинно – следственные связи.  Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой. Почему?

При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, воспитатель закрепляет знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, ознакомление с признаками разных времён года, надо начинать не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.

Работа по ознакомлению с явлениями неживой природы углубляется в группе 5-го года жизни. Детям даются знания не только о внешних признаках разных предметов, но под действием других явлений они видоизменяются. Например: вода кипит, при кипении превращается в пар. С этим явлением воспитатель знакомит детей на экскурсии на кухню или в прачечную. При приготовлении завтрака, обеда воспитатель обращает внимание на пар, который поднимается над чайником, кастрюлей, поясняет, что вода от тепла нагревается и испаряется. Ознакомление с явлениями превращения воды в пар переносится в природные условия. Дошкольники учатся устанавливать элементарные связи в природе: после дождя вода в лужах исчезает, т.к. она от солнечного тепла нагревается и превращается в пар – испаряется. Детей знакомят с такими свойствами воды, как замерзание и явлениями, которые происходят при этом: снег, лёд. Детей подводят к пониманию того, что вода замерзает не только зимой, снег и лёд можно получить и летом. Подтвердить этот факт можно несложным опытом. Налить в блюдечко воды и поставить в холодильник. Дети узнают о том, что вода замерзает от холода, превращаясь в лёд, а от тепла снова в воду. Подобные явления природы воспитатель наблюдает с детьми во время прогулок. Необходимо закреплять с детьми внешние признаки явлений: снег – белый, каждая снежинка – это маленькая, ледяная звёздочка. Лёд прозрачный, твёрдый, ломкий. Особое внимание обращается на зависимость состояния одного предмета под действием другого: снег и лёд от тепла превращаются в воду. Дождь, снег, лёд – это вода в разных состояниях. Знакомя с объектами природы, необходимо подвести дошкольников к тому, что, хотя эти объекты и имеют разные признаки, их объединяет то, что вода, песок, камни, земля, воздух – н е ж и в ы е.

Раскрывая признаки неживого   (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращает внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними. Вместе с детьми устанавливают связи, способствующие этому: растения поливали, рыхлили землю. Вода, земля, воздух, свет – вот необходимые условия для существования (растений и животных) растительного и животного мира. На прогулках, на занятиях закрепляются знания о взаимосвязях между объектами неживой и живой природы.

Детей 6-го года жизни в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности учат сравнивать объекты живой и неживой природы, находить общие и отличительные признаки. В ходе ознакомления дошкольников с разными состояниями воды, они учатся отмечать и называть такие явления: туман, иней, роса, тучи, облака, сравнивают их и находят общие признаки. Туман – это маленькие капельки воды, которые висят низко над землёй в воздухе. Облака – это тоже небольшие капельки воды, сгущённые, и висят высоко над землёй. Туман и облака белого цвета. Дети учатся определять и называть погоду. Например: на улице туман, погода влажная, воздух влажный, лицо, руки, одежда тоже становятся влажными. Когда погода ясная – ярко светит солнце, воздух чистый, прозрачный, сквозь него далеко видно. Когда собирается много облаков, из них часто падает дождь. Зимой маленькие капельки воды в тучах замерзают, и из них падает снег или крупа. Когда дует сильный ветер – бывают метели, вьюги. Внимание старших дошкольников нужно обращать не только на внешние формы явлений неживой природы, но и на их отличительные признаки и свойства. Они должны знать, что сосульки на крышах, лёд на реке, в луже – всё это вода в твёрдом состоянии. От холода она замерзает. Дети должны научиться употреблять в речи происхождения разных явлений, понимать, что все явления неживой природы зависят от солнечного тепла: мало греет солнце – стало холодно, лужи, реки покрываются льдом. Пригревает солнце – тает снег, лёд. Детям даются начальные понятия о физической природе росы, инея. Для установления причины их возникновения, воспитатель проводит утром наблюдения за этими явлениями, обращает внимание на то, что дождя не было, а трава и цветы – сырые. На листочках – капельки воды. Поясняет, что капельки воды – это роса, она появляется ночью оттого, что  испарение, которое выделяли листочки ночью, охладело и превратилось в воду в виде капелек росы. Понять это детям помогает простой опыт: воспитатель накрывает банкой небольшое растение и ставит на солнце. Банку покрывает влажной салфеткой, испарение, которое выделяет растение, охлаждается и оседает в виде капелек дождя на стенках банки и листочках. В процессе ознакомления с предметами и явлениями неживой природы, дошкольников постепенно подводят к умозаключению: разные объекты - вода, песок, земля, воздух и явления - дождь, туман, иней, снег, изморозь, роса – всё это неживая природа. У детей формируется умение делить природу на живую и неживую, выделять существенные признаки, находить сходства и различия. Кроме того, неживая природа – это среда для животного и растительного мира.

В подготовительной к школе группе знания о неживой природе уточняются и закрепляются.  Дети учатся описывать природу, выделять и называть явления, характерные для разных времён года, устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе, простейшую зависимость между живой и неживой природой. Так, они могут понимать, что осенью, когда солнце всё меньше греет, становится холодно, животные готовятся к зиме. При наблюдении погоды и природных явлений, необходимо обращать внимание детей на количество солнечного тепла, которое регулирует процесс как в неживой и в живой природе. Дошкольники учатся определять признаки и свойства разных объектов, объединяя объекты и явления по определённым признакам. Знакомя их с такими явлениями зимой, как иней, изморозь, узоры на окнах; летом – град, воспитатель учит правильно называть и отмечать их по внешнему признаку. Она поясняет, что иней бывает поздней осенью, когда наступают первые заморозки и весной, когда они ещё бывают. Обращает внимание воспитатель и на то, что иней появляется на ровной поверхности (крыша, земля, трава) и, что это - маленькие шарикоподобные, замерзшие капельки воды. Иней бывает и зимой, когда после потепления наступает похолодание, он появляется на вертикальных объектах и предметах природы (деревья, кусты, антенны). Чтобы раскрыть причину этих явлений, воспитатель может провести такой опыт: внести с улицы в тёплое помещение холодный предмет – он сразу покрывается инеем. Металлический предмет на морозе переохладился, а в комнате много испарения. Эти испарения при соприкосновении с ним превращается в капельки воды, а поскольку предмет очень холодный, то капельки воды тут же на нём замерзают, при нагревании предмета получается обратный процесс.

Наблюдая с детьми снежные узоры на окнах, воспитатель поясняет, что в основе этого явления лежит та же причина, что и при появлении инея. Она обращает внимание и на то, что снег на стекле появляется не с улицы, а в комнате. И, если приложить палец или подышать на стекло, то оно оттаивает. Таким образом, воспитатель вместе с детьми устанавливает причинные связи. От холода водяные пары превращаются в иней, узоры на окнах. От тепла они тают, превращаются в воду.

Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Существенно важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.

  О чем нужно подумать, прежде чем начать знакомить с физическими явлениями:

  • Для начала нужно подготовить место для опытов, отвечающее всем требованиям техники безопасности. Ведь во время знакомства со свойствами льда и огня неосторожные движения ребенка и взрослого могут привести к пожару или повреждению электроприборов, которое часто случается при попадании воды внутрь устройства.
  • Имейте в виду, что после того, как взрослый закончит демонстрацию того или иного опыта, у ребенка естественным образом появится желание сделать то же самое самостоятельно. Поэтому во время самой демонстрации обращайте внимание малыша на запах, цвет, форму и другие аспекты.
  • Позволяйте детям помогать Вам в процессе подготовки реактивов, дайте им почувствовать то, что законы физики и химии понятны и просты, и даже «маленький Эйнштейн» может влиять на мир, используя знания во благо.
  • Чтобы у ребенка возникла заинтересованность при проведении опыта, старайтесь не выкладывать все сразу, а создайте атмосферу таинственности. Такой подход поможет привлечь внимание детей и вызовет главный вопрос, который задают все ученые: «Почему это происходит?».
  • Продумайте не только процесс демонстрации физического опыта, но и то, как Вы будете объяснить причину явления природы, при этом учитывайте возрастные особенности когнитивного развития данного возраста. Для дошкольника достаточно краткого и ясного ответа, который упростит понимание продемонстрированного явления.
  • Самое важное, что хочет узнать ребенок во время опыта, это причина, вызывающая то или иное изменение, происходящее с предметами при определенных условиях. Поэтому продумайте все «Потому» для того, чтобы удовлетворить потребность маленького почемучки.

Вот некоторые физические опыты для детей:

«Волшебная игла»

«Посмотри, у меня есть две иголки: одна простая, а другая - волшебная. Простая иголка может легко утонуть в этой чашке с водой, а вот волшебная - будет держаться на поверхности. Не веришь? Давайте проверим!

Берем небольшой кусочек тонкой бумаги и аккуратно выкладываем его на поверхность воды в нашей чашке. Возьмем иглу, посмотри, она должна быть совершенно сухой, чтобы с ней произошло это «волшебство». Аккуратно пинцетом кладем иголку на листочек бумаги и обнаруживаем, что она не тонет!

Конечно, ты скажешь, что секрет - в бумаге. Отчасти ты прав, бумага поддерживает иглу, как плот, и не дает ей утонуть. Но все на так просто, и чудеса продолжаются.

Берем наш пинцет и аккуратно погружаем в воду сначала края бумажного листка, затем и весь клочок. Посмотри, бумага утонула, а игла продолжает держаться на воде. Я же говорил тебе, что наша иголочка - необычная».

Объяснение «секрета» опыта: Игла сделана из стали, и поэтому должна тонуть в воде, как и другие предметы из металла. В нашем опыте иголка не тонет, потому что ее поддерживает сила поверхностного натяжения воды, которая помогает даже некоторым насекомым скользить по воде, таким как клопы-водомерки.

«Приключение ледяного кубика»

«Посмотри на этот кубик льда. Он образовался в морозильной камере из обычной воды, которую мы налили в специальный контейнер. А ты знаешь, что ледяной кубик может плавать по поверхности воды и даже умеет нырять. Давай посмотрим, как это у него получается.

Берем стеклянный стакан, наполняем его до половины чистой водой и опускаем льдинку. Видишь, она не тонет! А теперь мы сделаем так, что ледяной кусочек погрузится поглубже. Наливаем две столовые ложки растительного масла в стакан с водой, и что получается? Ледяной «пловец» не хочет всплывать! В чем же секрет волшебства? Ну-ка догадайся!»

Объяснение опыта: Причина кроется в том, что все вещества: лед, вода и масло - состоят из маленьких частичек, но у разных веществ эти частицы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды, поэтому он и утонул в жирном масле, но всплыл на поверхности воды.

«Как растения поднимают воду вверх, к самым лепесткам?»

«Зачем ты поливаешь цветок прямо на лепестки, ведь он пьет воду только из земли. Видишь, в горшке видны маленькие корни - это такие трубочки, по которым вода идет вверх. Да, да! Вода не только может литься вниз, но и подниматься вверх. Давай проведем опыт, и ты поймешь, как все происходит.

Нам нужна плотная салфетка. Отрежь от нее не узкую полоску, примерно 3 см шириной. Теперь нарисуем на полоске деления, чтобы она стала похожа на линейку. Готово!

А теперь берем чашку с водой, капнем немного акварели и опустим в нее нижний конец полосы из салфетки. А второй кончик придерживаем рукой или закрепляем с помощью прищепки.

Будь внимателен, видишь, цветная вода стала подниматься вверх, и наша полоска из белой медленно превращается в цветную. Вот такие чудеса!»

Объяснение опыта с водой: салфетка, как и трубочки в корнях растений, содержат небольшие пустоты. В них и затекает вода, заполняя полости одну за другой. Благодаря такой пористой структуре обычная салфетка или капилляры корней помогают воде быстро подниматься вверх».

«Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Задача: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации комара и шмеля.

Детям предлагается провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук, и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими:

у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как “з-з-з”;

у шмеля - низкий, грубый, звучит как “ж-ж-ж".

Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

«Инерция»

Предметы не виноваты, что они ленивые и упрямые. И чтобы их не обижать, физики вместо слов «лень» и «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов.

Ехал Леня на роликовых коньках по тротуару, разогнался, а на тротуаре маленькая ямка была. Коньки остановились, а сам Леня вперед по инерции едет, да не едет, а прямо летит, руки вперед выставил, чтобы носом об асфальт не удариться. Встал Леня, а на лбу шишка. И все из-за инерции!

Наверное, и ты встречался с инерцией. Вспомни, бежишь и вдруг ноги за что-нибудь запнулись, остановились, а ты вперед летишь по инерции, пока не упадешь на землю. Бывает и наоборот, стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно, и от этого все откидываются назад.

У меня на столе лежит открытка, на открытке – монета, если я потяну за открытку, что произойдет с монетой? Как ты думаешь? А ты?

 Выдернуть открытку.

 - Почему монета не упала? (Монета лежала неподвижно, поэтому по инерции старалась сохранить свою неподвижность)

Нужно обратить внимание ребенка на то, что инерция — это неотъемлемое свойство предметов, что нет предметов, которые не обладали бы инерцией.

Очень важно, что инерция проявляется не только в момент, когда движущиеся тела останавливаются, но и в момент, когда покоящееся тело начинает двигаться. Вообще всякое изменение скорости тела или направления его движения приводит к тому, что проявляется инерция.

Литература:

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т. М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – 190 с.

2. Вербин, С. Как повысить эффективность умственной деятельности / С. Вербин // Воспитание школьников. - 2004. - N: 5. - С. 45-49.

3.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 112 с.

4. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

5. Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 581-583.

6. Зенина, Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами / Зенина. – М.: Педагогическое общество России, 2006г. – 142 с.

7. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с. 84 - 92.

8. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - с. 33-37.

9. Никандров, Н. Н.Малышам о природе: Мир физики и техники : пособие для детского сада и начальной школы / Н. Н. Никандров.- Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1993. - 128 с.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

11. Дыбина О.В.,  Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

12.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС»2006.

13. В. Сикорука «Физика для малышей» М.: Педагогика, 1979.

14. Источник: https://doshvozrast.ru/roditeli/roditeli18.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....

Проект для детей старшего дошкольного возраста (неживая природа)

Исследовательский проект "Неживая природа" очень интересен для детей, они с удовольствием учавствуют в опытах с водой и землей....

Методическая разработка. Экологическая викторина для старшего дошкольного возраста "Секреты природы"

Презентация состоит из вопросов по шести разделам: птицы, насекомые, животные, фрукты-ягоды, овощи, цветы....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Неживая природа"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения и систематизации знаний о неживой природе. Это исследовательский проект, где дети самостоятельно проводят опыты с водой, во...

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...