Открытая образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие в волшебный лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гребенникова Ольга Викторовна

Образовательная деятельность построена в форме квест-игры. Дети получили письмо от лесных жителей с просьбой о помощи расколдовать лес. За каждое выполненное задание дети получают часть картины. Ребятам предстоит вспомнить правила поведения в лесу (Игра "Светофор"), для каждого животного, насекомого, растения найти свой дом (Д/И "Кто где живет"), выложить пищевую цепочку и по схеме собрать птичку из конструктора "Тико". Из полученных частей дети собирают картину. На картине изображена природа. Дети делают выводы о значении природы для человека и животных, зачем надо беречь природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок»

Конспект открытого занятия

по ознакомлению с окружающим миром  

в старшей группе «Волшебный лес»

провела: воспитатель Гребенникова О.В.

Гурьевский округ

Поселок Малое Луговое

2025 г.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с

окружающим миром  в старшей группе «Волшебный лес»

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности.

Задачи:

- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;

- обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;

- при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;

- развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;

- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве;

- развивать конструктивные умения (работать по схеме);

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Материалы и оборудование:

- конверт с письмом, карточки-задания; магнитная доска, магниты;

- изображения животных и растений;

-светофор.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их. Наши воспитатели улыбаются, дарят вам свое хорошее настроение, давайте и мы улыбнемся в ответ для того, чтобы оно сопровождало всех нас целый день:

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты.

Воспитатель: Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет)

Ребята, на пакете надпись: срочно для детей группы «Бабочки»! Это для нас. Хотите узнать, что в пакете?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель открывает пакет и читает послание:

«Внимание! Внимание! Срочно! Мы- обитатели волшебного леса. Знаем, что вы добрые и отзывчивые ребята, любите природу и много о ней знаете, поэтому решили обратиться к вам за помощью! С нашим лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала его. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала у вас в группе детского сада.  Высылаем вам карту, на которой Баба Яга отметила, где спрятаны части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти волшебный лес и его обитателей».

Воспитатель: Каким будет ваше решение? Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).

Воспитатель: Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! Здесь есть карта, она поможет нам найти части картины. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете?

Первый этап- экологический светофор.

Ребята, а светофор- то необычный! У него только два сигнала: красный- запрещающий, зеленый- разрешающий. Для вас у него есть задания. Постараетесь выполнить?

Поднимите красный круг для тех действий, которые запрещены в лесу, а зеленый круг для тех, которые разрешены.

- Дети оставили костер в лесу.

- Дети наступают на мухомор.

- Дети вешают кормушку.

- Ребята бьют стекло в лесу.

- Дети подвязывают сломанную ветку.

Воспитатель: Что же, задание экологического светофора мы выполнили. Если вы дали правильные ответы, то в конверте должна появиться часть картины. Сейчас мы откроем конверт и посмотрим.

Вот первая часть картины.

 Воспитатель: Готовы продолжить поиски? Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.

На карте обозначена ширма, обручи зеленого, красного, синего цветов.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, в обручах конверт. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем?

 Д/И «Кто где живет»

Здесь маски с изображением животных и растений. Хочу напомнить вам, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях; что одни обитают в водоемах, другие – в лесу, некоторые- на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство. Возьмите каждый по маске. Посмотрите внимательно, подумайте и вспомните, кто где живет, растет. Зеленый обруч — это лес, красный- луг, синий- водоем.

Воспитатель: Пока звенит колокольчик, вы можете показывать характерные движения, которые свойственны вашему животному или растению. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания.

Воспитатель: Вот и вторая часть картины (на ширме). Значит, вы правильно всех расселили по домам!

Где же нам искать следующую часть? Изучим карту. Куда дальше идти?

 Дети рассматривают карту.

Воспитатель: Карта указывает нам на коробку на столе. Хотите узнать, что в ней?

Ответы детей.

Воспитатель: На коробке лежит конверт. В нем задание для вас.

Д/И «Пищевая цепочка»

«В этой коробке карточки с изображениями насекомых, животных, растений и морских обитателей. Как вы знаете, природа- дом для растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания. Соберите их».

Ребята, возьмите каждый по картинке и выстроите из них пищевые цепочки.

Воспитатель: Посмотрите, все ли из вас правильно составили пищевые цепи? Никто не ошибся?

Давайте проверим, если вы верно собрали цепи, то в конверте появится часть нужной нам картинки. Еще одна часть картины появилась в конверте! Значит, вы справились с заданием. Молодцы! Продолжаем наши поиски!

Воспитатель: Посмотрим карту. Как вы думаете, где следующее задание?

Рассматриваем карту. 

Воспитатель: Смотрите, конверт на доске. Хотите узнать, что в нем?

Воспитатель: Ребята, чтобы ожили птицы в лесу, нас просят выложить птиц по схеме из конструктора «Тико»

«Выложи птицу» 

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с испытанием! Сейчас проверим- заглянем в конверт (воспитатель находит часть картины в конверте).

Воспитатель: Да! Вот мы и нашли все части картины! Сможете ее собрать?

Дети собирают пазл.

Воспитатель: Смотрите, вы правильно собрали картинку. Что на ней изображено?

Ответы детей.

Воспитатель: Ваши ответы правильны, одним словом можно сказать, что изображена природа. А человеку необходима природа? Может быть она нужна только животным и растениям? Может быть только в волшебном лесу его обитателям нужна природа?

Дети: Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

Воспитатель: Вы совершенно правы. Как вы думаете, что всем людям нужно делать, чтобы сохранить природу?

Ответы детей: Беречь, не совершать плохих поступков, которые наносят вред природе, заботиться о ней.

Воспитатель: Я с вами согласна! Без нее человеку не прожить, поэтому природу необходимо беречь, заботиться о ней.

Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса?

Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!

Появляется конверт.

Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть? От кого он? Хотите узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще мы узнали, что вы дружные ребята, готовы всегда прийти на помощь, поэтому передаем для вас подарок. С благодарностью, жители волшебного леса!»

Воспитатель: Здесь эмблемы «Защитник природы». Вы теперь не просто воспитанники детского сада, вы- самые настоящие защитники природы!

Воспитатель вручает значки «Защитник природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».

Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей, подготовительной разновозрастной группе Открытое интегрированное занятие Тема: «Удивительный мир транспорта. От кареты до ракеты»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей, подготовительной разновозрастной  группеОткрытое  интегрированное  занятиеТема:...