Конспект НОД во 2 младшей группе тема: "Путешествие в прошлое вместе с куклой»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия во второй младшей группе.
«Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей»
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с обычаями, традициями и предметами быта русского народа.
Задачи:
Знакомство детей с русским бытом, утварью;
Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
Развитие интереса к познанию нового материала.
Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка кукла Катя; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия, под неё появляется кукла Катя.
Кукла Катя: здравствуйте ребята!
Воспитатель: Здравствуй. Какой красивый у тебя наряд. Такие сейчас уже не носят. Наши дети сейчас совсем по-другому одеваются.
Кукла Катя: и правда! Ваша одежда совсем другая. А много лет назад одевались именно так. (показать изображения одежды)
Воспитатель: да с тех времён одежда поменялась. И сейчас люди одеваются совсем по-другому. Садитесь на стульчики, будем знакомиться. Как тебя зовут?
Кукла Катя: меня зовут Катя. Но в старые времена говорили-кличут.
Воспитатель: А что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.
Кукла Катя: Кличат – это по-старинному значит «зовут».
Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь?
Кукла Катя: много. А вас ребята как зовут (дети называют свои имена)
Воспитатель: ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кукла Катя: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?
Ответы детей (конечно, хотим!).
Кукла Катя: ну тогда смотрите и слушайте!
Катя вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.
Дети называют избу, сени и горницу.
Кукла Катя: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?
Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).
Кукла Катя: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.
Воспитатель показывает на картинке русскую печку.
Кукла Катя: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Куклой Катей
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».
Кукла Катя: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.
Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».
Кукла Катя: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынка, до пят —
Все волосинки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!
Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Кукла Катя: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Кукла Катя: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании)
Воспитатель: иди, Катенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!
Дети прощаются с Катей. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кати было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: « Путешествие Емели из прошлого в настоящее дорожных знаков» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Знакомство детей с некоторыми дорожными знаками и историей их появления...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в лес с куклой Машенькой»
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе....

Конспект НОД в младшей группе Тема: «Путешествие в страну строителей»
Конспект НОД по конструированию...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Путешествие в прошлое- День Победы»
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Путешествие в прошлое- День Победы»...

Интегрированное занятие в младшей группе Тема: «Путешествие в весенний лес»Конспект познавательно- интегрированного занятия в младшей группе. Цель: расширять и закреплять представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, через ИКТ. Задачи
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25747592","attributes":{"alt":"","class":"me...

Конспект занятия в младшей группе Тема «путешествие в осенний лес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Конспект занятия в младшей группе Тема «путешествие в осенний лес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»...

ООД по ФЦКМ во второй младшей группе Тема: «Путешествие в прошлое».
ООД по ФЦКМ во второй младшей группе Тема: "Путешествие в прошлое"....