Интеллектуальная игра "Что? Где? Почему?/игра.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Данная методическая разработка направлена на развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в вопросах эскпериментально-исследовательской деятельности, активизации поисковой деятельности воспитателей, закрепление знаний педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Интеллектуальна игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?»
в рамках реализации годовой задачи
«Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой активности у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
подготовила и провела заместитель заведующего по ВМР Черкашина Е.В.
Камчатский край
с. Мильково
Март 2025г.
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в вопросах экспериментально-исследовательской деятельности, активизация поисковой деятельности.
Задачи:
Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с дошкольниками.
Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
Оборудование для игры: бейджики для педагогов с названием команды «Магнитики», «Капельки», протокол для жюри, сертификаты для педагогов, компьютер, мультимедийный проектор, видео с «Объяснялками» от детей, листки с заданием «Постройте структуру занятия-экспериментирования» каждой команде, чистые листы бумаги, ручки. Чёрный ящик, в котором термометр, пипетка, пробирка, лупа; для опытов: спички, пипетка, доска для лепки; цветы из бумаги таз с водой; два яйца – варёное и сырое; сосновая шишка раскрытая + (сосновая шишка, заранее опущенная в воду); 4-5 виноградинок, газированная вода, одноразовые прозрачные стаканчики.
Педагоги на игру приходят в белых халатах. Предварительно педагогов необходимо поделить на две команды.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! На протяжении уже 6 месяцев мы с вами реализуем годовую задачу «Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой активности у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
Мы с вами продолжаем проводить работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, и сегодня наша встреча посвящена данной теме. Давайте представим, что мы собрались в лаборатории «Что? Где? Почему?», будем исполнять роль лаборантов, все готовы к работе, в ходе работы мы закрепим наши знания через лабораторные испытания.
В нашей лаборатории будут работать два состава лаборантов, две команды «Магнитики» и «Капельки». В каждой команде одинаковое количество участников. На выполнение задания командам дается время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. Ответы выносятся на суд членов жюри.
Представить членов жюри.
Жюри: заведующий, педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-логопед.
Вначале я задам вам вопрос, «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей).
Ведущий:
Приглашаем поиграть,
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить,
Повторить, что не знаем - поучить.
- Разминка «Удивительные превращения» Каждой команде предлагается вопросов по содержанию сказки.
Коллеги, вам нужно вспомнить в кого превратились или были заколдованы герои сказок. Предлагаются вопросы, время на обдумывание не дается.
Команда «Магнитики» | Команда «Капельки» |
1.В кого превращался Князь Гвидон? (Комара, муху, шмеля). 2.В кого превращались одиннадцать братьев - принцев из сказки Ганса Христиана Андерсена (В лебедей). 3.Во что превратилась Снегурочка, после того, как прыгнула через костер (В облако). | 1.В кого превращался Великан – людоед из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»? (Во льва, в мышь). 2.В кого превратилось Чудовище из сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца). 3.В кого превратился Братец Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (В козленка). |
Ответ написать на бумаге Известно, что знаменитый физик Исаак Ньютон разложил солнечный луч сквозь трёхгранную призму. И получил разноцветную полоску цветов или цветовой круг, называемые спектром, который состоит из семи цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового). А теперь вопрос: Назовите три главных цвета в спектре, и докажите, почему они главные. (Минута на размышление.) Внимание! Правильный ответ. Красный, желтый и синий - это три главных цвета. При их смешивании образуются все цвета светового спектра. | |
- «Объяснялки» Каждой группе предлагается прослушать запись объяснения ребенка и угадать о чем идет речь.
«Объяснялки» от детей (видео объяснение)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ). 2. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне моря. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ). | 1. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ) 2.Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них кипит и даже выплескивается лава. Там опасно, он может погибнуть. Но он все равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ). |
- «Внимание, вопрос!»
Вопрос: По каким принципам можно классифицировать эксперименты?
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
А). По характеру объектов, используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом которых является человек
Б). По месту проведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле
В). По количеству детей:
Индивидуальные (1 - 4 ребенка)
Групповые (5 - 10 детей)
Коллективные (вся группа)
Г). По причине их проведения:
Случайные
Запланированные
Поставленные в ответ на вопрос ребенка
Д. По характеру включения в педагогический процесс:
Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
Систематические
Е). По продолжительности:
Кратковременные (от 5 до 15 минут)
Длительные (свыше 15 минут)
Ж). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные, или циклические
З). По месту в цикле:
Первичные
Повторные
Заключительные и итоговые
И). По характеру мыслительных операций:
Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- Постройте структуру занятия-экспериментирования.
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
(на распечатанном листе педагоги расставляют цифры в предположительно правильном порядке)
- «Черный ящик»
Вопросы для черного ящика:
- Существует несколько видов:
жидкостные;
электронные;
оптические;
газовые;
инфракрасные. (Термометр)
- Широко применяются для отмеривания точных объёмов жидкостей или газов, в медицине, химии, биологии, а особенно широко в аналитической химии и биохимиии (Пипетка).
- Широко используется в химических лабораториях для проведения некоторых химических реакций в малых объёмах, для отбора проб химических веществ. Чаще всего изготавливается из специального лабораторного стекла, иногда из кварцевого стекла. Делают из пластика с помощью литья под давлением (Пробирка).
- Используется во многих областях человеческой деятельности, в том числе в биологии медицине, археологии, банковском и ювелирном деле, криминалистике, при ремонте часов и радиоэлектронной техники, а также филателии, нумизмате (Лупа).
- «Сказочные персонажи»
В произведениях детской художественной литературы есть персонажи, отличающиеся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. Вашему вниманию будут предложены фразы этих персонажей, постарайтесь их отгадать.
Итак, персонаж №1(Незнайка)
«Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный»;
«Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть»;
«Лежи да сморкайся, вот тебе и развлечение».
Персонаж №2 (Винни-Пух)
«Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик!»;
«Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся»;
«Если тебе показалось, что твой собеседник тебя не слушает, будь терпелив. Может быть, ему просто что-то попало в ухо».
Персонаж №3 (Карлсон)
«Спокойствие, только спокойствие!»;
«Эх, попадёшь к вам в дом – научишься, есть всякую гадость!»
«Свершилось чудо! Друг спас жизнь друга»
Сейчас мы немного порассуждаем об этих персонажах. Оценивать ответы команд.
Вопросы командам:
- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским? Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
- Чего, на ваш взгляд не хватает для полноценной исследовательской деятельности персонажам?
Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.
- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения? В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.
- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения для детского развития? Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.
- «Опытные ручки»
- «Чудесные спички»
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
- «Цветы лотоса».
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
- «Вареное или сырое?»
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно. Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести.
Вывод: Объясните ребёнку, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
- «Секрет сосновой шишки»
Рассмотреть шишку, растущую на сосне, опавшую сосновую шишку на земле, рассмотреть шишку находящуюся долго в помещении. А можно ли вернуть шишке первоначальный вид, скажем так, чтобы чешуйки были закрыты плотно? Опустить шишку в тёплую (холодную) воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Рассмотреть итог опыта через 20 минут. Рассмотреть итог опыта оставленной шишки в воде на сутки.
Шишка изменила форму, чешуйки закрылись. Почему? (пропиталась водой, под воздействием воды). А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой). Воды в стакане стало меньше, и она потемнела (окрасилась).
Вывод: Сухая шишка - лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой. Чешуйки закрываются.
- «Подводная лодка из винограда». Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Заключение:
Уважаемые коллеги, мы с вами убедились, что главное достоинство метода экспериментирования, опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Жюри оглашает итоги игры. Педагогам вручаются сертификаты участников игры.
Уважаемые педагоги!
Спасибо всем!
Мы были рады встрече.
Участницы все были хороши.
Здесь проигравших нет.
Еще не вечер.
Свершенья новые
Нас ждут всех впереди!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Конспект открытого занятия...

Сценарий интеллектуального турнира между семьями воспитанников подготовительных групп «Мама, папа, я – интеллектуальная семья!»
Интеллектуальный конкурс между семьями, включающий в себя задания по различным областям программы, а так же творческие задания (загадки. ребусы, головоломки, танцевальные паузы, задания на воображение...

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Конспект интеллектуальной игры
Цель:1. Учить детей работать в микрогруппе, уметь предлагать несколько вариантов ответов2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.3. Умение отвечать четко, яс...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным инт...

Сценарий интеллектуального конкурса для старшей группы «Мама, папа, я — интеллектуальная семья»
Задачи:1. повышать родительскую компетентность;2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;3. формировать у детей психологическую готовность к ...




