Конспект занятия по познавательному развитию №27 в старшей группе Тема: «Весна в степи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Весна в степи»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №27
в старшей группе
Тема: «Весна в степи»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи.
Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Подготовка к занятию: перед началом занятия куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причём один – в расправленном виде, другой – туго свёрнутый.
Материалы и оборудование: демонстрационный – презентация «Весна в степи»; раздаточный – пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети знакомы с особенностями природных условий степи.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 2 мин |
II | Основная часть | 21 мин | |
1 | Беседа | Про степь | 4 мин |
2 | Работа с пособием | «В каком месяце Таня и Ваня отмечали погоду…» | 3 мин |
3 | Беседа | «Март» | 3 мин |
4 | Беседа | «Апрель» | 4 мин |
5 | Физкультминутка | «Хомка-Хомячок» | 1 мин |
6 | Беседа | «Май» | 2 мин |
7 | Работа с пособием | «Расскажи, чем питаются птицы. Обведи…» | 2 мин |
8 | Работа с пособием | «Чем питаются эти животные?» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- На прошлом занятии мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжить путешествие. Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемешались с места на место? (На самолёте, на поезде, даже на ковре-самолёте!)
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по России, где сейчас очень тепло. (Слайд №1)
- Сначала вспомним, где мы уже побывали. (Слайд №2) Что изображено на картинке? (Тайга.)
- Следующий слайд. (Слайд №3) (Это Арктика.)
- А это? (Слайд №4) (Смешанный лес.)
(Слайд №5) (Тундра.)
- На следующей картинке (слайд №6) – здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!
II. Основная часть
- Беседа про степь
- Мы с вами оказались в степи. Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминают степь? (Она напоминает тундру. Так же, как и там, в степи нет деревьев).
- Вспомните, почему отсутствуют деревья в тундре. (Слишком долгая и суровая зима и вечная мерзлота).
- Но ведь в степи лето длинное и жаркое, дождей не хватает. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрит наши кусочки ткани.
- Какой из них высох?
- Тот, что был расправлен. Другой, свёрнутый, остался сырым. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью. На что похожи листья?
- На расправленную ткань. В степи лето длинное и жаркое, дождей не хватает. В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы, например, тюльпаны, с их узкими и мелкими листьями, способны экономить воду.
- Весна - чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему?
- Земля ещё пропитана талой водой. Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Где же они берут воду летом?
- У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.
- Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные).
- Раньше их было очень много: дикие лошади (Слайд №7), бизоны (Слайд №8), сайгаки (Слайд №9). Но люди всё больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли, сайгаков осталось очень мало и их занесли в Красную книгу. Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики (Слайд №10), суслики (Слайд №11), сурки (Слайд №12), хомяки (Слайд №13). Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А пищу себе находят на поверхности.
- Работа с пособием (задание 1)
- (Слайд №14) Рассмотрите рисунки, на них изображена весна в степи. Какая картинка с изображением ранней весны?
- Какой лист календаря соответствует этой картинке?
- Почему вы так думаете? (Если лежит снег, то на улице холодно. А низкие температуры воздуха мы договорились отмечать синей стрелочкой, направленной вниз.)
- Рассмотрите вторую картинку. Какая погода на ней изображена? (Ветреная.)
- Как вы догадались, что на улице сильный ветер? (Трава сильно наклоняется от ветра.)
- Какой листок календаря соответствует этой картинке?
- На какой картинке изображена поздняя весна?
- Соедините стрелками с календарём погоды.
- Беседа «Март»
- Да, у нас в степи сейчас весна. Как мы узнали, что весна пришла?
- Весеннее тёплое солнце победило стужу. (Слайд №15) С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, жёлтыми огоньками. «Кап! Кап! Кап!» Что же это?
- Это капель. С каждой капелькой растёт внизу лужица талой воды. Капли переполняют лужу – и вот уже потёк тоненький ручеёк, пробивая себе дорогу в подтаявшем снегу. Пришла весна. Сколько весенних месяцев?
- Первый месяц весны – март. Март открывает весну. Сколько солнца и белого снега на улице, что глаза слепит. В народе март прозвали зимобором. (Слайд №16) За что, как вы думаете?
- Именно в марте зима с весной борется. Еще март называют капельником. (Слайд №17) Почему?
- Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы, дни долгожданного времени года – весны! В марте появляются первые проталинки, отсюда и другое его название… Какое, как вы думаете?
- Протальник. (Слайд №18) Что такое проталинка?
- Там, где снег уже растаял, появляются узкие полоски чёрной земли. Это и есть проталины.
- В марте прилетают грачи (Слайд №19). Ходят не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червячков, гнёзда строят. В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал».
- Беседа «Апрель»
- За мартом идёт апрель. (Слайд №20) В апреле весна вволю разгуляется. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном. О чём говорит нам это название?
- К концу апреля солнце красное прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель и водолеем. (Слайд №21) За что, как вы думаете?
- Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Апрель – месяц говорливой воды. Говорят «Апрельские ручьи землю будят». Что это значит?
- Тёплые весенние воды смоют зимнюю грязь, согреют землю. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листвы и цветов. «Апрель водою славен, почками красен». Там, где снег уже сошёл, появляются первые весенние цветы. Какие?
- Подснежники. (Слайд №22). В городе их найти трудно. В городе расцветёт другой цветок.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланной весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд –
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт. (Е.Серова)
- О каком цветке написано стихотворение?
- Это цветы мать-и-мачеха. (Слайд №23) Они появляются на голой бурой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Ещё вчера здесь лежали остатки грязного снега. Когда же успели вырасти и расцвести эти храбрые цветы на коротких чешуйчатых стебельках?
- Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнышко и освободило золотоголовых пленников. Почему же не мёрзнут эти крошки?
- (Слайд №24) Посмотрите внимательно на стебелёк. Он покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от холода ночью и от жаркого солнца днём. Свой цветок мать-и-мачеха бережёт, раскрывает его только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни он спит, сложив лепестки в бутон и опустив голову. Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала оно цветёт, а потом отращивает листья. Чем необычны листья мать-и-мачехи?
- (Слайд 25) Сверху они гладкие и холодные, а снизу мягкие и тёплые. Из-за этого и прозвали растение мать-и-мачеха. Вспомните сказки «Золушка», «12 месяцев», «Крошечка-хаврошечка». Какие мачехи были в этих сказках?
- А теперь подумайте, почему же дали цветам такое необычное название – мать-и-мачеха?
- Приложишь листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, холодной стороной, и станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения название такое.
- В апреле все перелётные птицы вернулись домой из тёплых стран, хлопочут на гнёздах, песни распевают. Вот скворцы. (Слайд №26) Прилетает скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое место. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом. Теперь длинными апрельскими днями будет слышаться жизнерадостное пение и трепет крыльев увлечённого своей мелодией певца.
- Какие ещё птицы вернулись на родину?
- Прилетели трясогузки. (Слайд №27) Издавна в народе существует примета, что эта птичка «хвостом лёд разбивает». Как же это?
- Оказывается, трясогузки прилетают, когда на реке начинается ледоход. (Слайд №28) Множество ручейков из растаявшего снега и сосулек устремляются к реке, будят её, подтачивают ледяной панцирь, которым ещё покрыта река. Лёд трескается, и по реке плывут большие льдины. Они сталкиваются, разбиваются друг о друга. С треском и грохотом река освобождается ото льда. На реке ледоход – лёд идёт!
- В апреле в нашей стране празднуют День птиц. (Слайд №29) В этот весёлый солнечный день развешивают скворечники, синички и другие дуплянки для пернатых друзей. Весёлыми песенками благодарят птицы людей за удобное жильё и славят весну. (Слайд №30)
Мы построили скворечню –
Дом весёлого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки. (Е.Тараховская)
- Физкультминутка «Хомка-Хомячок»
(Слайд №31)
Хомка-хомка, хомячок –
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз-два – выше голова.
Три-четыре – руки шире.
Пять-шесть – тихо сесть.
Семь-восемь – лень отбросим..
- Беседа «Май»
- Приходит самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Это... (Слайд №32) май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. (Слайд №33) Почему, как вы думаете?
- «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Цветут черёмуха, вишня, яблоня. Называют май и песенником. Почему?
- (Слайд №34) Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист; как в лесах веточка, так песенка. Зво́нок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. «Ай-ай, месяц май – и тёпел, да холоден. В мае два холодных периода: когда цветёт черёмуха (Слайд №35) и когда дуб распускается. (Слайд №36) Подождём – проверим примеры.
- Итак, у весны три долга, три завета: (Слайд №37) Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется. Снег согнать, землю разбудить – чья это забота?
- Апрель живой водой землю отпаивает. Кому достаётся позаботиться о зелени?
- Май лес наряжает, лето в гости ожидает. Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудесными майскими запахами.
- Работа с пособием
(Слайд №38)
- Какие птицы изображены на рисунке?
- Расскажите, чем питаются эти птицы.
- Обведите перелётных.
- Почему они улетают на зиму в тёплые края?
- Работа с пособием
(Слайд №39)
- Рассмотрите зверей. Какие животные изображены на рисунке?
- На какие две группы можно их разделить?
- Чем питаются эти животные?
- Обведите зелёным карандашом травоядных, а красным – хищников.
- Кого больше: хищников или травоядных?
- Травоядных или зверей?
- Зверей или хищников?
III. Заключительная часть
Итог
(Слайд №40)
- Какие признаки весны появились у нас за окном?
- Какие три месяца наступают весной?
- Какие растения растут в степи?
- Каких животных вы запомнили?
- Как животные степей приспособились к условиям жизни? (Роют норы, окраска – под цвет травы, чтобы укрыться от хищников; хищники имеют острое зрение и нюх – ничего не мешает, чтобы увидеть добычу издалека; много травы – живут большие травоядные и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»
Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей возникновения с. Алакуртти Мурманской области....

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе Тема: «Волшебная сила магнита!»
Цель: помочь детям получить отчётливые представления о магните с выделением его выраженных качеств и свойств.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о магните и его свойствах притягива...

Конспект занятия по познавательному развитию №2 в старшей группе Тема: «Береги себя!»
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Береги себя!»...
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Весна»
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе ...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе. Тема занятия: «Деление квадрата на 4 равные части».
Цель: Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Задачи: Продолжать формировать умение сравнивать предметы по высоте с помощью условной ме...
