Конспект занятия по познавательному развитию №27 в старшей группе Тема: «Весна в степи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Весна в степи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27_vesna_v_stepi.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №27

в старшей группе

Тема: «Весна в степи»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Подготовка к занятию: перед началом занятия куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причём один – в расправленном виде, другой – туго свёрнутый.

Материалы и оборудование: демонстрационный – презентация «Весна в степи»; раздаточный – пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты:  дети знакомы с особенностями природных условий степи.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

2 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Беседа

 Про степь

4 мин

2

Работа с пособием

«В каком месяце Таня и Ваня отмечали погоду…»

3 мин

3

Беседа

«Март»

3 мин

4

Беседа

«Апрель»

4 мин

5

Физкультминутка

«Хомка-Хомячок»

1 мин

6

Беседа

«Май»

2 мин

7

Работа с пособием

«Расскажи, чем питаются птицы. Обведи…»

2 мин

8

Работа с пособием

«Чем питаются эти животные?»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- На прошлом занятии мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжить путешествие. Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемешались с места на место? (На самолёте, на поезде, даже на ковре-самолёте!)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по России, где сейчас очень тепло. (Слайд №1)

- Сначала вспомним, где мы уже побывали. (Слайд №2) Что изображено на картинке? (Тайга.)

- Следующий слайд. (Слайд №3) (Это Арктика.) 

- А это? (Слайд №4) (Смешанный лес.) 

(Слайд №5) (Тундра.)  

- На следующей картинке (слайд №6) – здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!

II. Основная часть

  1. Беседа про степь

- Мы с вами оказались в степи. Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминают степь? (Она напоминает тундру. Так же, как и там, в степи нет деревьев). 

- Вспомните, почему отсутствуют деревья в тундре. (Слишком долгая и суровая зима и вечная мерзлота).

- Но ведь в степи лето длинное и жаркое, дождей не хватает. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрит наши кусочки ткани.

- Какой из них высох?

- Тот, что был расправлен. Другой, свёрнутый, остался сырым. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью. На что похожи листья?

- На расправленную ткань. В степи лето длинное и жаркое, дождей не хватает. В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы, например, тюльпаны, с их узкими и мелкими листьями, способны экономить воду.

- Весна - чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему?

- Земля ещё пропитана талой водой. Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Где же они берут воду летом?

- У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.

- Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные).

- Раньше их было очень много: дикие лошади (Слайд №7), бизоны (Слайд №8), сайгаки (Слайд №9). Но люди всё больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли, сайгаков осталось очень мало и их занесли в Красную книгу. Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики (Слайд №10), суслики (Слайд №11), сурки (Слайд №12), хомяки (Слайд №13). Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А пищу себе находят на поверхности.

  1. Работа с пособием (задание 1)

- (Слайд №14) Рассмотрите рисунки, на них изображена весна в степи. Какая картинка с изображением ранней весны?

- Какой лист календаря соответствует этой картинке?

- Почему вы так думаете? (Если лежит снег, то на улице холодно. А низкие температуры воздуха мы договорились отмечать синей стрелочкой, направленной вниз.)

- Рассмотрите вторую картинку. Какая погода на ней изображена? (Ветреная.)

- Как вы догадались, что на улице сильный ветер? (Трава сильно наклоняется от ветра.)

- Какой листок календаря соответствует этой картинке?

- На какой картинке изображена поздняя весна?

- Соедините стрелками с календарём погоды.

  1. Беседа «Март»

- Да, у нас в степи сейчас весна. Как мы узнали, что весна пришла? 

- Весеннее тёплое солнце победило стужу. (Слайд №15) С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, жёлтыми огоньками. «Кап! Кап! Кап!» Что же это?

- Это капель. С каждой капелькой растёт внизу лужица талой воды. Капли переполняют лужу – и вот уже потёк тоненький ручеёк, пробивая себе дорогу в подтаявшем снегу. Пришла весна. Сколько весенних месяцев?  

- Первый месяц весны – март. Март открывает весну. Сколько солнца и белого снега на улице, что глаза слепит. В народе март прозвали зимобором. (Слайд №16)  За что, как вы думаете? 

- Именно в марте зима с весной борется. Еще март называют капельником. (Слайд №17) Почему?

- Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы, дни долгожданного времени года – весны! В марте появляются первые проталинки, отсюда и другое его название… Какое, как вы думаете?

- Протальник. (Слайд №18) Что такое проталинка?

- Там, где снег уже растаял, появляются узкие полоски чёрной земли. Это и есть проталины.

- В марте прилетают грачи (Слайд №19). Ходят не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червячков, гнёзда строят. В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал».

  1. Беседа «Апрель»

- За мартом идёт апрель. (Слайд №20) В апреле весна вволю разгуляется. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном. О чём говорит нам это название?

- К концу апреля солнце красное прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель и водолеем. (Слайд №21) За что, как вы думаете?

- Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Апрель – месяц говорливой воды. Говорят «Апрельские ручьи землю будят». Что это значит?

- Тёплые весенние воды смоют зимнюю грязь, согреют землю. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листвы и цветов. «Апрель водою славен, почками красен». Там, где снег уже сошёл, появляются первые весенние цветы. Какие?

- Подснежники. (Слайд №22). В городе их найти трудно. В городе расцветёт другой цветок.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланной весной.

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга.

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд –

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт. (Е.Серова)

- О каком цветке написано стихотворение?

- Это цветы мать-и-мачеха. (Слайд №23) Они появляются на голой бурой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Ещё вчера здесь лежали остатки грязного снега. Когда же успели вырасти и расцвести эти храбрые цветы на коротких чешуйчатых стебельках?

- Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнышко и освободило золотоголовых пленников. Почему же не мёрзнут эти крошки?

- (Слайд №24) Посмотрите внимательно на стебелёк. Он покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от холода ночью и от жаркого солнца днём. Свой цветок мать-и-мачеха бережёт, раскрывает его только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни он спит, сложив лепестки в бутон и опустив голову. Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала оно цветёт, а потом отращивает листья. Чем необычны листья мать-и-мачехи?

- (Слайд 25) Сверху они гладкие и холодные, а снизу мягкие и тёплые. Из-за этого и прозвали растение мать-и-мачеха. Вспомните сказки «Золушка», «12 месяцев», «Крошечка-хаврошечка». Какие мачехи были в этих сказках?

- А теперь подумайте, почему же дали цветам такое необычное название – мать-и-мачеха?

- Приложишь листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, холодной стороной, и станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения название такое.

- В апреле все перелётные птицы вернулись домой из тёплых стран, хлопочут на гнёздах, песни распевают. Вот скворцы. (Слайд №26) Прилетает скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник.  Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое место. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом. Теперь длинными апрельскими днями будет слышаться жизнерадостное пение и трепет крыльев увлечённого своей мелодией певца.

- Какие ещё птицы вернулись на родину?

- Прилетели трясогузки. (Слайд №27) Издавна в народе существует примета, что эта птичка «хвостом лёд разбивает». Как же это?

- Оказывается, трясогузки прилетают, когда на реке начинается ледоход. (Слайд №28) Множество ручейков из растаявшего снега и сосулек устремляются к реке, будят её, подтачивают ледяной панцирь, которым ещё покрыта река. Лёд трескается, и по реке плывут большие льдины. Они сталкиваются, разбиваются друг о друга. С треском и грохотом река освобождается ото льда. На реке ледоход – лёд идёт!

- В апреле в нашей стране празднуют День птиц. (Слайд №29) В этот весёлый солнечный день развешивают скворечники, синички и другие дуплянки для пернатых друзей. Весёлыми песенками благодарят птицы людей за удобное жильё и славят весну. (Слайд №30)

Мы построили скворечню –

Дом весёлого скворца.

Мы повесили скворечню

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки. (Е.Тараховская)

  1.  Физкультминутка «Хомка-Хомячок»

(Слайд №31)

Хомка-хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку,

Раз-два – выше голова.

Три-четыре – руки шире.

Пять-шесть – тихо сесть.

Семь-восемь – лень отбросим..

  1. Беседа «Май»

- Приходит самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Это... (Слайд №32) май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. (Слайд №33) Почему, как вы думаете?

- «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Цветут черёмуха, вишня, яблоня. Называют май и песенником. Почему?

- (Слайд №34) Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист; как в лесах веточка, так песенка. Зво́нок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. «Ай-ай, месяц май – и тёпел, да холоден. В мае два холодных периода: когда цветёт черёмуха (Слайд №35) и когда дуб  распускается. (Слайд №36) Подождём – проверим примеры.

- Итак, у весны три долга, три завета: (Слайд №37) Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется. Снег согнать, землю разбудить – чья это забота?

- Апрель живой водой землю отпаивает. Кому достаётся позаботиться о зелени?

- Май лес наряжает, лето в гости ожидает. Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудесными майскими запахами.

  1. Работа с пособием

(Слайд №38)

- Какие птицы изображены на рисунке?

- Расскажите, чем питаются эти птицы.

- Обведите перелётных.

- Почему они улетают на зиму в тёплые края?

  1. Работа с пособием

(Слайд №39)

- Рассмотрите зверей. Какие животные изображены на рисунке?

- На какие две группы можно их разделить?

- Чем питаются эти животные?

- Обведите зелёным карандашом травоядных, а красным – хищников.

- Кого больше: хищников или травоядных?

- Травоядных или зверей?

- Зверей или хищников?

III. Заключительная часть

Итог

(Слайд №40)

- Какие признаки весны появились у нас за окном?

- Какие три месяца наступают весной?

- Какие растения растут в степи?

- Каких животных вы запомнили?

- Как животные степей приспособились к условиям жизни? (Роют норы, окраска – под цвет травы, чтобы укрыться от хищников; хищники имеют острое зрение и нюх – ничего не мешает, чтобы увидеть добычу издалека; много травы – живут большие травоядные и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»

Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей  возникновения с. Алакуртти Мурманской области....

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе Тема: «Волшебная сила магнита!»

Цель: помочь детям получить отчётливые представления о магните с выделением его выраженных качеств и свойств.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о магните и его свойствах притягива...

Конспект занятия по познавательному развитию №2 в старшей группе Тема: «Береги себя!»

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Береги себя!»...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Весна»

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе ...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе. Тема занятия: «Деление квадрата на 4 равные части».

Цель: Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Задачи: Продолжать формировать умение сравнивать предметы по высоте с помощью условной ме...