Экологический проект «Лес-наше богатство» Возрастная группа: подготовительная к школе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_les-nashe_bogatstvo.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Экологический проект

«Лес-наше богатство»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Воспитатель: О.В. Хопта

г. Шадринск, 2024

Тема  проекта: «Лес-наше богатство»

Тип проекта: познавательно-тематический

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Дата старта проекта: 14.10.2024         

Участники проекта: дети, их родители, воспитатели.

Составители: Воспитатель- Хопта О.В.

Актуальность проекта     

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь.  Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.  С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель: Создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи:

•        Учить детей понимать, что лес – наше богатство

•        Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства

•        Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать

Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений)

•        Развивать творческие способности

•        Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям

         Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, развивать нравственные качества личности.

Ожидаемый результат:

  • Пополнена предметно - развивающая среда в группе через модернизацию уголка природы (уголок леса)
  • Информационно-методический пакет о лесах на территории нашего города (пополнение литературой, иллюстрациями, кроссвордами, загадками, стихами, настольные игры, дидактические игры)
  • Презентация проекта
  • Рекомендации и консультации для родителей, воспитателей 
  • Выставка творческих работ детей «Берегите лес от пожара», «Лес в разные времена года», «Весенний лес»
  • Систематизирован литературный и иллюстрированный материал по теме «Лес»
  • Выставка макетов «Дерево».

Методы и приемы работы с детьми:

  • Наглядные 
  • Словесные
  • Игровые
  • Практические.

Формы реализации проекта

  • НОД
  • Наблюдения
  • Исследование
  • Экспериментирование
  • Лепка, аппликация, рисование
  • Наблюдения, целевые прогулки 
  • Индивидуальная работа с детьми  
  • Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий
  • Чтение художественной литературы о природе 
  • Утренние беседы
  • Работа в книжном уголке
  • Тематические выставки работ 
  • Взаимодействие с семьей.  

Виды детской деятельности: реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, восприятие художественной литературы.

Условия реализации проекта 

Информационно – методические.

  • Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д.
  • Подборка художественной литературы
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей  
  • Фильмы о природе
  • Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.

Материально-технические:

Материал для художественного творчества: пластилин, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Мероприятия

Сроки

  1. Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта;
  2. Создание условий необходимых для реализации проекта;
  3. Подходы к взаимодействию с родителями.

Практический этап

1. Проведение с детьми бесед о лесе:

«Благодарит и сердится природа»

«Маленькие помощники»

«Дятел – лекарь леса»

«В лесу пожар»

«Лес – мой зеленый друг»

«В гостях у деревьев»

2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций о лесе.

3. Дидактические игры:

«Природное лото»

«С чьей ветки детки?»

«Собери дерево»

«Что такое хорошо, и что такое плохо».

4. Сюжетно-ролевые игры:

«Поход в лес»,

«По грибы мы в лес пойдём» 

5. Подвижные игры:

«Елочки»

«К кустику беги!»»

6. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).

7. Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».

8. Пластилинопластика «Осенний лес».

9. Рисование на тему «Наш лес».

10. Познавательное занятие «В гости к деревьям».

11. Наблюдение

        «За березкой»,

        «За рябиной»,

        «Деревья и кусты осенью»,

        «Деревья в парке».

12. Опыты:

       «Свойства и качества дерева»,

       «Плавает - тонет».

ежедневно

в течение всего проекта

ежедневно

16.10

ежедневно

в течение всего проекта

18.10

в течение всего проекта

16.10

18.10

21.10

23.10

15.10

17.10

17.10

21.10

в течение всего проекта

в течение всего проекта

22.10

24.10

18.10

в течение всего проекта

18.10

25.10

Завершающий этап

  1. Экскурсия в лес.
  2. Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы)
  3. Викторина «Природа – наш друг?». (воспитывать экологическую культуру детей).
  4. Изготовление и выставка поделок из природного материала на тему: «Бабочка»

23.10

24.10

25.10

Взаимодействие с родителями

1. Информация для чтения: «Учите детей любить природу»

2. Индивидуальные беседы в вечерние часы: «Правила поведения в лесу»

3. Рекомендации: «Правила безопасности в лесу»

4.Консультация: «В союзе с природой»

5. Модернизация уголка природы (уголок леса)

Модель трёх вопросов:
1. Что мы знаем?

• Названия некоторых пород деревьев.
• Названия строительного материала, мебель.
• Загадки и песни о деревьях.
• Что даёт человеку лес.

2. Что мы хотим узнать?
• Разновидности деревьев, виды леса.
• Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
• Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
• Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
• Спросить у взрослых .
• Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
• Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
• Посмотреть телепередачи, видеоматериалы, 
фотографии,  мультфильмы, документальные фильмы о лесе.
• Оформить фотоальбом «Наш лес».
• Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
• Посадить деревья на территории детского сада.
• Провести опыты.

Планирование системной паутинки.
1.Центр искусства
• Рисование на тему «Наш лес».
• Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
• Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла».
2.Центр математики
• Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
• Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
• Подвижная игра «Деревья»
• Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
4. Центр книги
• Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
• Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
• Отгадывание загадок.
5. Центр игры
• Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
• Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
• Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
Список необходимого оборудования и материала к проекту.
Дидактические игры:
• «Деревья»,
• «Чья тень?»,
• «Собери и назови»,
• «С какой ветки детки?»,
• «Найди похожие по форме»,
• «Третий лишний»,
• «Маленькие помощники»,
• «Охраняем природу»,
• «Природа – наш друг!».
Раздаточный и демонстрационный материал:
• Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
• Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
• Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
• Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
• Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
• Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
Природный материал:
• Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
• Листья деревьев;
• Шишки хвойных деревьев;
• Мультфильмы: «Два клёна», «Чьи в лесу шишки?», «Теремок»,  «Как стол несли», «Чудо-дерево», «Русские потешки», «Золотая липа», «Дерево с золотыми яблоками»,
«Знакомые нашей ёлки», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Жило-было дерево…».
Художественная литература:
• Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
• С. Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
• К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
• К.Д. Ушинский «Дятел»;
• С. Маршак . Откуда стол пришёл?

• Г. Ладошников. Новый дом.
• З.Александрова. Птичья Ёлка.
• Е.Соколова. Живая ёлочка.
• Е. Соколова. Зелёная красавица.
• А. Часовников. Лесорубы.
• А. Часовников. Комбинат.
• А. Часовников. Сплавщики.

Результаты проекта:

Дети:

  • Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях. Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
  • Знают правила поведения в природе;  
  • Имеют представления о последствиях неправильного отношения к сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).  
  • Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
  • Развита связная речь, обогащен словарь детей.
  • Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
  • Воспитывать убеждения о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
  • Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.        

Родители:  

  • Принимают активное участие в реализации проекта.  Повышен интерес к познанию природы родного края;
  • Понимают важность бережного отношения к лесу.
  • Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
  • Расширен кругозор экологических знаний.

Перспектива: в целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ и окрестностях города.

Список литературы  

1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.

2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.

4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.

5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.

7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2004.

10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009. - 144с.          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Лес - наше богатство".

Воспитание экологической  культуры дошкольников....

Экологический проект «Лес-наше богатство»

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Сформировать представление о том, как труден «Путь стула в детский с...

Экологический проект "Лес- наше богатство"

Проект на тему: «Лес — наше богатство».Длительность данного проекта - 2 месяца (февраль - март 2017 года). Участниками являются воспитатели средней группы "Аленький цветочек" (Уткина Ю. Ю. и Плес...

Конспект организованной образовательной деятельности «Наша Родина - Россия» . Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Задачи: 1. ОО «Познавательное развитие»-Расширение и конкретизирование представлений детей о нашей Родине – России.- Закрепление знания детей о государственных символах России;-Приви...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Лес – наше богатство » для обучающихся подготовительной к школе группы

Цель: Систематизирование знаний детей о пользе леса в жизни человека и его обитателей.Задачи:Образовательные:Формировать осознанно -правильное отношение к объектам природы.Учить оценивать свои поступк...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель: Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края....

Конспект ОД по познавательному развитию «Экологический поход по спасению леса» Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные: Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, закрепить знан...