Проект «Хлеб-первая святыня народа!» подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Молодькова Ольга Ивановна

Проект заключается в том, чтобы повысить уровень знания детей о хлебе разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_hleb_pod._gr.no2_.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Брусничка»

Проект «Хлеб-первая святыня народа!»

подготовительная группа

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Воспитатель:

Молодькова Ольга Ивановна

Салехард 2018 г.

«Кусок хорошо выпеченного хлеба есть

одна из величественных достижений человеческого ума»

К.А. Тимирязев

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно - исследовательский. 

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 22 января по 22 марта)  

Участники проекта: дети подготовительной группы №2, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема.  Низкий уровень толерантного поведения взрослых и детей.

 Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Давайте заглянем в булочные лавки разных народов мира, чтобы понять и оценить какую важную роль занимает хлеб, традиции и обычаи хлебопечения в обычной, культурной и религиозной жизни для каждой из народностей.

Без чего трудно представить свой обеденный стол? Правильно, без хлеба. Пышного, ноздреватого, с хрустящей корочкой. А что вы скажите, если к обычному борщу вам предложат рейкялейпя или пумперникель? А ведь это тоже хлеб. Весь хлеб готовиться из муки. Но в ходе исторического процесса, у разных народов выработались разные способы и рецепты приготовления хлеба. Но как бы хлеб не пекся, какого бы вида он не был, в любой стране к нему относятся с уважением. И какие бы кушанья не стояли на столе, без хлеба мы обойтись не сможем. 

Актуальность проекта заключается в том, чтобы повысить уровень знания детей о хлебе разных народов. Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. В нашем детском саду, вместе воспитываются дети разных национальностей. Так уж сложилось, что хлеб является не только питательной выпечкой, но и частью культуры во многих странах. Национальные рецепты хлеба формировались с начала времен, и в разных частях света они имеют свои особенности.
С самых давних времен хлеб считали началом все начал и обращались с ним с особым уважением и вниманием. Хлебушек выпекают везде и всюду и даже в таких местах земного шара, где пшеница вовсе не растет. Но какого б вида хлебушек не был, как бы он не выпекался, всегда составляющей и самой главной основой являлась мука и зерно. Пройдя исторический процесс, разные народы мира выработали различные методы и технологии приготовления мучных и хлебобулочных изделий.
 Дети ежедневно встречаются с хлебом и, возможно поэтому, у них теряется его значимость, нет понимания и уважения к главному продукту на столе. С этой целью был и создан данный проект.

Цель проекта: 

Формирование основ понимания разной национальной культуры у детей.

Задачи проекта:  

  1. Формирование уважения и признания к себе и к людям к их культуре.
  2. Сформировать у детей представления о ценности хлеба.
  3. Формировать представления о разнообразии хлеба разных наций.
  4. Закрепить представления о том, что хлеб нужен всем народам.
  5. Познакомить с национальным процессом приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.

Предмет исследования — Производства хлеба разных народов.

Объект исследования — Хлеб.

Основные направления работы

—   Непосредственно-образовательная деятельность.

—   Совместная  образовательная деятельность

       воспитателя и детей в ходе режимных моментов.

—   Самостоятельная деятельность детей

—   Взаимодействие с родителями

—   Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Технологии, используемые в работе с детьми:

  1. Здоровьесберегающие

динамические паузы в сочетании с речевым материалом,

           пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

      2. Технология развивающего обучения- ориентация  

            познавательной деятельности на потенциальные  

           возможности ребёнка.

      4. Технология игрового обучения.

      6. Технология интегрированного обучения.

Формы работы.

Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

                 Методическое сопровождение проекта

Консультативный материал для родителей, подборка детской  художественной  и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактические игры.

                      ИКТ

CD-диски, компьютер, интерактивная система, фотоаппарат, планшет.

Ожидаемые результаты проекта:

со стороны детей:

-сформируются понимание, важность и уважение к хлебу разных народов;

-расширится кругозор детей о понятии толерантность;

-дети, представители различных национальностей и культур, разовьют опыт толерантных отношений:

-расширят свои знания;

-дети познакомятся с типами хлеба разных народов.

со стороны родителей:

-сформируется понимание необходимости создания условий для развития познавательной деятельности детей;

- Оформление книги рецептов о хлебе.

- Участие в презентации проекта.

со стороны педагогов:

-возможность использования данного проекта в работе педагогов МДОУ

Продукт проектной деятельности:

  • Книга рецептов «Наш хлеб».
  • Книга загадок, считалок, скороговорок, пословиц и поговорок о хлебе
  • Презентация «Хлеб-первая святыня народа!»

I этап – Подготовительный

Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий для реализации проекта.

II этап – Основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.

III этап – Итоговый

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта: сбор и обработка методических и практических материалов.

Реализация проекта

Мероприятие

Ответственные

Сроки

I этап – Подготовительный

1.

 Проведение анкетирования родителей с целью получения информации об их отношении к хлебу «Хлеб всему голова». (приложение 1)

Воспитатели и родители

январь

2.

Оформление родительского уголка

Воспитатели

январь

3.

Подготовить материально-техническую базу (подобрать художественную литературу, иллюстрированный и игровой дидактический материал для детей по теме проекта).

Воспитатели

январь

5.

Изучить аналогичный опыт работы

Воспитатели

январь

6.

Создать мотивационную основу для активного участия детей в проекте

Воспитатели, дети

январь

                                 II этап – Основной

1.

Рассматривание книг, альбомов о хлебе разных народов.

Рассматривание иллюстраций и репродукций:
картин И. И. Шишкина «Рожь»,

И. И. Машкова «Снедь московская». (приложение 2)

Воспитатели, дети

Февраль, март

2.

Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к произведениям о хлебе.

Воспитатели, дети

Февраль, март

3.

Составление книги загадок, скороговорок, чистоговорки, пословиц и поговорок о хлебе. (приложение 3)

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.

Воспитатели и родители

Февраль, март

4.

Подвижная игра

  • Игра-эстафета «Разгрузи машину с мукой».
  • «Калачи»;

             Игра с Чучелом

        (приложение 4)

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества

Воспитатели, дети

Февраль, март

Физкультминутки:

  • «Посадили мы зерно»
  • «В землю зернышко попало»  (приложение 5)

Воспитатели, дети

Февраль, март

5.

Пальчиковая гимнастика

  • «Мышка зёрнышко нашла»
  • «Месим тесто»
  •  «Мешу, мешу тесто, есть в печи место» (приложение 6)

Воспитатели, дети

Февраль, март

6.

  • Экскурсия в магазин.  (приложение 7)

Воспитатели, дети

Февраль, март

7.

Чтение художественной литературы о хлебе:

  • Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь
  • Русская народная сказка «Легкий хлеб», «Крупеничка»
  • М.Пришвин «Лисичкин хлеб»,
  • Норвежской сказки «Пирог».
  • У.н.с. «Колосок»
  • В. Ремизов «Хлебный голос» (приложение 8)

Заучивание стихотворений:

  • Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог",
  • Я. Аким «Хлеб».
  • В. Степанов «Полюшко поле»
  • В. Орлов «В каждом зёрнышке пшеницы»
  • Я. Дягутите. «Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось».
  • С.Погореловский «Вот он Хлебушек душистый», 
    Т.Лаврова «Из чего печется хлеб» (приложение 9)

Развивать интерес к художественной литературе.

Воспитатели, дети

Февраль, март

8.

  • Загадки,
  • Скороговорки и чистоговорки,
  • Пословицы и поговорки,
  • Приметы,
  • считалки о хлебе (приложение 10)

Воспитатели, дети

Февраль, март

9.

НОД

  • «Хлеб всему голова» (ФЦКМ) (приложение 11)
  • «Как пекут хлеб» (ФЦКМ)
  • «Колоски» (аппликация) (приложение 12)
  • «Хлебный колос», «Испекли мы пироги» (лепка)
  • (приложение 13)
  • «Колосья в вазе» (рисование),
  • (приложение 14)
  • «Хлебозавод» (конструирование) (приложение 15)

Воспитатели, дети

Февраль, март

10.

Беседа

  • «Откуда хлеб пришел на стол» (приложение 16)
  • « «Как превратить зерно в муку»
  • «Хлебушек –отец родной»
  •  «Почему нужно беречь хлеб?»

Воспитатели, дети

Февраль, март

12.

Консультация «Как воспитать толерантного ребёнка?» (приложение 17)

 «Черты толерантной личности» (приложение 18)

Воспитатели и родители

Февраль, март

13.

Дидактические игры:

  • «Откуда хлеб на столе» (приложение 19)
  •  «От зерна до каравая»

Воспитатели, дети

Февраль, март

14.

Сюжетно-ролевые игры:

 «Хлебный магазин», «В гости к бабушке». (приложение 20)

Воспитатели, дети

Февраль, март

15.

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).  (приложение 21)
  • Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»

             (приложение 22)

Развитие познавательного интереса

Воспитатели, дети

Февраль, март

16

Просмотр презентации:

  • «Откуда хлеб пришел», (приложение 23)
  • «Типы хлеба у разных народов» (приложение 24)
  •  «Виды печей». (приложение 25)

Воспитатели, дети

Февраль, март

17

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колосок» украинская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Воспитатели, дети

Февраль, март

18

Взаимодействие с родителями
-Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе,
-Изготовление групповой кулинарной книги «Наш хлеб», (приложение 26)

-Изготовление пособий (из соленого теста) для сюжетно-ролевой игры «Пекарня», «Хлебный магазин», (приложение 27)
-Театрализация украинской  сказки «Колосок». (приложение 28)

Воспитатели, родители

и дети

март

III этап – Заключительный

1.

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели

март

2.

Анализ результативности

Воспитатели

март

3.

Презентация отчет «Хлеб-первая святыня народа!»

Воспитатели и родители

март

4.

Книга рецептов «Наш хлеб».

Книга загадок, считалок, скороговорок, пословиц и поговорок

 о хлебе.

Воспитатели и родители

март


Используемая литература:

  1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
  1. .О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
  2. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 192с.
  4.  Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
  5. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
  6. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. –
  7. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
  8. Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с
  9. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с. 32с.
  10. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.
  11. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод. Пособие в помощь организаторам детского движения / Отв. ред. В.А. Фокин. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. – 235 с.

Электронные ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=afW4ZiBF3Ns
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/.../beseda-otkuda-khleb-prishyol
  3. www.maam.ru/.../konspekt-nod-otkuda-hleb-prishel-s-vospitanikami-starshei-grupy.h...
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/14/otkuda-khleb-prishyol
  5. ttps://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya.../08/.../prezentatsiya-khleb-vsemu-golova
  6. https://bigslide.ru/obschestvoznaniya/10324-hleb-nashe-bogatstvo.html
  7. ttps://www.youtube.com/watch?v=K_gliDlNJ8M
  8. https://www.youtube.com/watch?v=zchspP5KdY8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Святыни земли Русской".

Программное содержание:Познакомить детей с луковичной формой купола.Учить рисовать симметричную форму купола храма.Продолжать учить детей создавать архитектурный проект православного храма на основе у...

Конспект НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа» Подготовительная группа дошкольного возраста.

Цель данного конспекта  обогатить знания детей о русской народной культуре. Закрепить знание детей о тнародном творчестве. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории свокго еарода....

Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)

Викторина – развлечение:«Быт и традиции русского народа»(подготовительная группа)...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

Проект по духовному краеведению в подготовительной группе на тему:«Возделывание и почитание христианских святынь - культурных объектов земли Подмосковной»

Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе...