Проект «Хлеб-первая святыня народа!» подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект заключается в том, чтобы повысить уровень знания детей о хлебе разных народов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Брусничка»
Проект «Хлеб-первая святыня народа!»
подготовительная группа
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Воспитатель:
Молодькова Ольга Ивановна
Салехард 2018 г.
«Кусок хорошо выпеченного хлеба есть
одна из величественных достижений человеческого ума»
К.А. Тимирязев
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 22 января по 22 марта)
Участники проекта: дети подготовительной группы №2, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема. Низкий уровень толерантного поведения взрослых и детей.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Давайте заглянем в булочные лавки разных народов мира, чтобы понять и оценить какую важную роль занимает хлеб, традиции и обычаи хлебопечения в обычной, культурной и религиозной жизни для каждой из народностей.
Без чего трудно представить свой обеденный стол? Правильно, без хлеба. Пышного, ноздреватого, с хрустящей корочкой. А что вы скажите, если к обычному борщу вам предложат рейкялейпя или пумперникель? А ведь это тоже хлеб. Весь хлеб готовиться из муки. Но в ходе исторического процесса, у разных народов выработались разные способы и рецепты приготовления хлеба. Но как бы хлеб не пекся, какого бы вида он не был, в любой стране к нему относятся с уважением. И какие бы кушанья не стояли на столе, без хлеба мы обойтись не сможем.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы повысить уровень знания детей о хлебе разных народов. Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. В нашем детском саду, вместе воспитываются дети разных национальностей. Так уж сложилось, что хлеб является не только питательной выпечкой, но и частью культуры во многих странах. Национальные рецепты хлеба формировались с начала времен, и в разных частях света они имеют свои особенности.
С самых давних времен хлеб считали началом все начал и обращались с ним с особым уважением и вниманием. Хлебушек выпекают везде и всюду и даже в таких местах земного шара, где пшеница вовсе не растет. Но какого б вида хлебушек не был, как бы он не выпекался, всегда составляющей и самой главной основой являлась мука и зерно. Пройдя исторический процесс, разные народы мира выработали различные методы и технологии приготовления мучных и хлебобулочных изделий. Дети ежедневно встречаются с хлебом и, возможно поэтому, у них теряется его значимость, нет понимания и уважения к главному продукту на столе. С этой целью был и создан данный проект.
Цель проекта:
Формирование основ понимания разной национальной культуры у детей.
Задачи проекта:
- Формирование уважения и признания к себе и к людям к их культуре.
- Сформировать у детей представления о ценности хлеба.
- Формировать представления о разнообразии хлеба разных наций.
- Закрепить представления о том, что хлеб нужен всем народам.
- Познакомить с национальным процессом приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
Предмет исследования — Производства хлеба разных народов.
Объект исследования — Хлеб.
Основные направления работы
— Непосредственно-образовательная деятельность.
— Совместная образовательная деятельность
воспитателя и детей в ходе режимных моментов.
— Самостоятельная деятельность детей
— Взаимодействие с родителями
— Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Технологии, используемые в работе с детьми:
- Здоровьесберегающие
динамические паузы в сочетании с речевым материалом,
пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
2. Технология развивающего обучения- ориентация
познавательной деятельности на потенциальные
возможности ребёнка.
4. Технология игрового обучения.
6. Технология интегрированного обучения.
Формы работы.
Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Методическое сопровождение проекта
Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактические игры.
ИКТ
CD-диски, компьютер, интерактивная система, фотоаппарат, планшет.
Ожидаемые результаты проекта:
со стороны детей:
-сформируются понимание, важность и уважение к хлебу разных народов;
-расширится кругозор детей о понятии толерантность;
-дети, представители различных национальностей и культур, разовьют опыт толерантных отношений:
-расширят свои знания;
-дети познакомятся с типами хлеба разных народов.
со стороны родителей:
-сформируется понимание необходимости создания условий для развития познавательной деятельности детей;
- Оформление книги рецептов о хлебе.
- Участие в презентации проекта.
со стороны педагогов:
-возможность использования данного проекта в работе педагогов МДОУ
Продукт проектной деятельности:
- Книга рецептов «Наш хлеб».
- Книга загадок, считалок, скороговорок, пословиц и поговорок о хлебе
- Презентация «Хлеб-первая святыня народа!»
I этап – Подготовительный
Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий для реализации проекта.
II этап – Основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
III этап – Итоговый
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта: сбор и обработка методических и практических материалов.
Реализация проекта
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
I этап – Подготовительный | |||
1. | Проведение анкетирования родителей с целью получения информации об их отношении к хлебу «Хлеб всему голова». (приложение 1) | Воспитатели и родители | январь |
2. | Оформление родительского уголка | Воспитатели | январь |
3. | Подготовить материально-техническую базу (подобрать художественную литературу, иллюстрированный и игровой дидактический материал для детей по теме проекта). | Воспитатели | январь |
5. | Изучить аналогичный опыт работы | Воспитатели | январь |
6. | Создать мотивационную основу для активного участия детей в проекте | Воспитатели, дети | январь |
II этап – Основной | |||
1. | Рассматривание книг, альбомов о хлебе разных народов. Рассматривание иллюстраций и репродукций: И. И. Машкова «Снедь московская». (приложение 2) | Воспитатели, дети | Февраль, март |
2. | Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к произведениям о хлебе. | Воспитатели, дети | Февраль, март |
3. | Составление книги загадок, скороговорок, чистоговорки, пословиц и поговорок о хлебе. (приложение 3) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. | Воспитатели и родители | Февраль, март |
4. | Подвижная игра
Игра с Чучелом (приложение 4) Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества | Воспитатели, дети | Февраль, март |
Физкультминутки:
| Воспитатели, дети | Февраль, март | |
5. | Пальчиковая гимнастика
| Воспитатели, дети | Февраль, март |
6. |
| Воспитатели, дети | Февраль, март |
7. | Чтение художественной литературы о хлебе:
Заучивание стихотворений:
Развивать интерес к художественной литературе. | Воспитатели, дети | Февраль, март |
8. |
| Воспитатели, дети | Февраль, март |
9. | НОД
| Воспитатели, дети | Февраль, март |
10. | Беседа
| Воспитатели, дети | Февраль, март |
12. | Консультация «Как воспитать толерантного ребёнка?» (приложение 17) «Черты толерантной личности» (приложение 18) | Воспитатели и родители | Февраль, март |
13. | Дидактические игры:
| Воспитатели, дети | Февраль, март |
14. | Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «В гости к бабушке». (приложение 20) | Воспитатели, дети | Февраль, март |
15. | Познавательно-исследовательская деятельность:
(приложение 22) Развитие познавательного интереса | Воспитатели, дети | Февраль, март |
16 | Просмотр презентации:
| Воспитатели, дети | Февраль, март |
17 | Просмотр мультфильмов: | Воспитатели, дети | Февраль, март |
18 | Взаимодействие с родителями -Изготовление пособий (из соленого теста) для сюжетно-ролевой игры «Пекарня», «Хлебный магазин», (приложение 27) | Воспитатели, родители и дети | март |
III этап – Заключительный | |||
1. | Обработка и оформление материалов проекта | Воспитатели | март |
2. | Анализ результативности | Воспитатели | март |
3. | Презентация отчет «Хлеб-первая святыня народа!» | Воспитатели и родители | март |
4. | Книга рецептов «Наш хлеб». Книга загадок, считалок, скороговорок, пословиц и поговорок о хлебе. | Воспитатели и родители | март |
Используемая литература:
- Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
- .О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
- О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 192с.
- Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
- Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. –
- Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
- Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с. 32с.
- Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод. Пособие в помощь организаторам детского движения / Отв. ред. В.А. Фокин. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. – 235 с.
Электронные ресурсы:
- https://www.youtube.com/watch?v=afW4ZiBF3Ns
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/.../beseda-otkuda-khleb-prishyol
- www.maam.ru/.../konspekt-nod-otkuda-hleb-prishel-s-vospitanikami-starshei-grupy.h...
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/14/otkuda-khleb-prishyol
- ttps://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya.../08/.../prezentatsiya-khleb-vsemu-golova
- https://bigslide.ru/obschestvoznaniya/10324-hleb-nashe-bogatstvo.html
- ttps://www.youtube.com/watch?v=K_gliDlNJ8M
- https://www.youtube.com/watch?v=zchspP5KdY8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"
Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"
Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Святыни земли Русской".
Программное содержание:Познакомить детей с луковичной формой купола.Учить рисовать симметричную форму купола храма.Продолжать учить детей создавать архитектурный проект православного храма на основе у...

Конспект НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа» Подготовительная группа дошкольного возраста.
Цель данного конспекта обогатить знания детей о русской народной культуре. Закрепить знание детей о тнародном творчестве. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории свокго еарода....
Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)
Викторина – развлечение:«Быт и традиции русского народа»(подготовительная группа)...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...
Проект по духовному краеведению в подготовительной группе на тему:«Возделывание и почитание христианских святынь - культурных объектов земли Подмосковной»
Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе...
