Опытно-экспериментальный уголок
опыты и эксперименты по окружающему миру
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Наш центр опытно-экспериментальной деятельности называется «Лаборатория Почемучек», которая включает в себя 5 взаимодополняющих модулей:
1модуль - «Мини - лаборатория «Колбочка»
2модуль - «Мудрая Совушка -хочу всё знать»
3модуль - «Наша игротека «Знатоки экологии»
4модуль - «Огород на окне»
5модуль - «Методическая копилка «Экология от А до Я»
Центр расположен в групповой комнате на полочках. В каждом модуле центра присутствует игровой персонаж (плоскостное изображение), который может быть включен в познавательную деятельность.
«Мини - лаборатория «Колбочка»
В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.
Оборудование: ёмкости, разного объема и конфигурации, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки;
Природный материал: камешки, семена бобов, фасоли, гороха, ракушки, шишки, желуди, перья, емкости с песком, мелом, камни;
Мир природы: пенопласт, пробки, нитки, крышки, шнурки, ленты,
Приборы – помощники: глобус, микроскоп, весы, прозрачные контейнеры для наблюдений, песочные часы;
Медицинский материал: шприцы без иголок, резиновые груши, пипетки, ватные палочки, колбочки, ватные диски, мерные ложки, халаты, шапочки, перчатки.
Мир материалов: фантики, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы, шнурки,
Технический материал: шурупы, болты.
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода»: пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, т.е. материалы для изучения свойств воды, игрушки для игр с водой, формочки для замораживания льда
«Невидимка – воздух»: трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушку и веера т.е. материалы для изучения свойств воздуха;
«Свет и цвет»: различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки, т.е. материалы для изучения свойств света, цвета;
«Звук»: киндер-сюрпризы с различными наполнителями
(горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, свисток, т.е. материалы для изучения свойств звука;
«Запах»: мешочки с луком, чесноком, смородина, кофе… т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов;
«Магнетизм»: разные магниты, скрепки, металлические предметы, т.е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини – лаборатории «Почемучки» находятся коллекции:
- «Мир семян».
- «Мир камней».
- «Мир ракушек».
- «Мир пуговиц»
- «Мир бумаги»
- модели:
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. - правила поведения в уголке экспериментирования. - календарь природы: с временами года, месяцами, днями недели;
- календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- набор карточек с символами погодных явлений (ветер,
осадки, освещенность, облачность)
Средства для фиксации результатов опытов:
- карандаши, фломастеры, маркеры,
- блокноты, дневники;
- папка с фиксацией опытов в рисунках.
- доска магнитно-маркерная стационарная.
В мини – лаборатории «Почемучка» можно организовать работу с песочным световым столом.
2. МОДУЛЬ «Хочу всё знать»
Стать настоящим учёным непросто, надо много знать, интересоваться познавательной литературой. Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами, способствует формированию у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
В него входят детская познавательная литература: детские энциклопедии «Энциклопедия Птицы», «Планета Земля», «Атлас тело человека», «Космос», «Почему крапива жжется» и т.д.
Альбомы - картинки:
- времена года,
- деревья,
- растительный мир, грибы,
- природные явления,
- насекомые,
- птицы,
- животные жарких стран,
- домашние животные и птицы,
- дикие животные,
- луговые цветы,
- садовые цветы,
- животные Севера и др.
3. МОДУЛЬ «Наша игротека «Знатоки экологии»
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
В игротеке «Знатоки экологии» находятся экологические игры, настольные игры:
«Кто где живет?»
«Кто чем питается»
«Что из чего сделано»
«Где что зреет»
«Животный мир»
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» и др.
4. МОДУЛЬ «Огород на окне»
Целью создания в детском саду «Огорода на окне» является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.
На окне весной обустраивается огород. Посадки: помидор, огурец, капуста, редиска, лук, чеснок, горох, цветы, овес, морковка и т.д. Огород дополнен сюжетной декорацией, дневник наблюдения и дидактические игры.
5.Модуль «Методическая копилка «Экология от А до Я»
В методической копилке собран материал, для методического сопровождения деятельности центра « Мудрая Совушка»
Здесь находятся:
- методические рекомендации по проведению опытов,
- картотека наблюдений для средней группы,
- картотека прогулок для средней группы,
- картотека опытов, экспериментов,
- картотека словесных и дидактических экологических игр,
- информация для родителей (консультации, рекомендации),
- копилка загадок, стихов.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучек» способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, и направляя активную деятельность маленьких «почемучек», мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
![]()
![]()

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Лучший центр для опытно – экспериментальной деятельности (уголок экспериментирования) в группе»
Это положение разработано для проведения конкурса, с целью качественной организации пространственной предметно - развивающей среды для детского экспериментирования, формирования ...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада
Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада Воспитатель: Томилова О. Г.Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познав...

Смотр-конкурс «Лучший центр для опытно-экспериментальной деятельности (уголок экспериментирования) в группе.
Смотр-конкурс «Лучший центр для опытно-экспериментальной деятельности (уголок экспериментирования) в группе....

Сообщение на тему: Познавательный уголок опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
Сообщение на тему: Познавательный уголок опытно-экспериментальной деятельности в детском саду ВведениеПознавательные уголки — это важное средство развития детей дошкольного возраста, способ...
