Опытно-экспериментальный уголок
опыты и эксперименты по окружающему миру

Мурзанова Жвек Ислямбековна

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Наш центр опытно-экспериментальной деятельности называется «Лаборатория Почемучек», которая включает в себя   5 взаимодополняющих модулей:          

1модуль - «Мини - лаборатория «Колбочка»

2модуль -  «Мудрая Совушка -хочу всё знать»

3модуль  - «Наша игротека «Знатоки экологии» 

4модуль   -  «Огород на окне»

5модуль  - «Методическая копилка  «Экология от А до Я»

Центр расположен   в групповой комнате на полочках.  В каждом модуле центра присутствует игровой персонаж (плоскостное изображение), который может быть включен в познавательную деятельность.

                                            «Мини - лаборатория «Колбочка»

В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.

Оборудование: ёмкости, разного объема и конфигурации, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки;

Природный материал: камешки, семена бобов, фасоли, гороха, ракушки, шишки, желуди,  перья, емкости с песком,  мелом, камни;

Мир природы: пенопласт, пробки, нитки, крышки, шнурки, ленты,

Приборы – помощники: глобус, микроскоп,  весы, прозрачные контейнеры для наблюдений, песочные часы; 

Медицинский материал: шприцы без иголок, резиновые груши, пипетки, ватные палочки, колбочки, ватные диски,  мерные ложки, халаты, шапочки, перчатки.

Мир материалов: фантики, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы, шнурки,

Технический материал:  шурупы, болты.

 В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

«Волшебница-вода»: пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, т.е. материалы для изучения свойств воды, игрушки для игр с водой, формочки для замораживания льда

«Невидимка – воздух»: трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушку и веера т.е. материалы для изучения свойств воздуха;

«Свет и цвет»: различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки, т.е. материалы для изучения свойств света, цвета;

«Звук»: киндер-сюрпризы с различными наполнителями

(горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, свисток, т.е. материалы для изучения свойств звука;

«Запах»: мешочки с луком, чесноком, смородина, кофе… т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов;

«Магнетизм»: разные магниты, скрепки, металлические предметы, т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини – лаборатории «Почемучки» находятся   коллекции:

  • «Мир семян».
  • «Мир камней».
  • «Мир ракушек».
  • «Мир пуговиц»
  • «Мир бумаги»
  • модели:
  • алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.  - правила поведения в уголке экспериментирования. -  календарь природы: с временами года, месяцами, днями недели;
  • календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
  • набор карточек с символами погодных явлений (ветер,

осадки, освещенность, облачность)

Средства для фиксации результатов опытов:

  • карандаши, фломастеры, маркеры,
  • блокноты, дневники;
  • папка с фиксацией опытов в   рисунках.
  • доска магнитно-маркерная стационарная.

 

В мини – лаборатории «Почемучка» можно организовать работу с песочным световым столом.

 

2. МОДУЛЬ «Хочу всё знать»

Стать настоящим учёным непросто, надо много знать, интересоваться познавательной литературой.  Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами, способствует формированию у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. 

В него входят   детская познавательная литература: детские энциклопедии «Энциклопедия Птицы», «Планета Земля»,  «Атлас тело человека», «Космос», «Почему крапива жжется» и т.д.

Альбомы - картинки:

  • времена года,
  • деревья,
  • растительный мир, грибы,
  • природные явления,
  • насекомые,
  • птицы,
  • животные жарких стран,
  • домашние животные и птицы,
  • дикие животные, 
  • луговые цветы,
  • садовые цветы,
  • животные Севера и др.

 

          3.  МОДУЛЬ «Наша игротека «Знатоки экологии»

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

В игротеке  «Знатоки экологии»  находятся экологические игры, настольные игры:

«Кто где живет?»

«Кто чем питается»

«Что из чего сделано»

«Где что зреет»

«Животный мир»

Дидактическая  игра «Полезные и вредные продукты» и др.

4. МОДУЛЬ «Огород на окне»

Целью создания в детском саду «Огорода на окне» является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

На окне весной обустраивается огород. Посадки:  помидор, огурец, капуста, редиска, лук, чеснок, горох, цветы, овес, морковка и т.д.  Огород дополнен сюжетной декорацией, дневник наблюдения и дидактические игры.

5.Модуль «Методическая копилка «Экология от А до Я»

В методической копилке собран материал, для методического сопровождения деятельности центра « Мудрая Совушка»

Здесь находятся:

-        методические рекомендации по проведению опытов, 

-        картотека наблюдений для средней группы,

-        картотека прогулок для средней группы,

-        картотека опытов, экспериментов,

-        картотека словесных и дидактических экологических игр, 

-        информация для родителей (консультации, рекомендации),

-        копилка загадок, стихов.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучек» способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, и направляя активную деятельность маленьких «почемучек», мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. 

     

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Лучший центр для опытно – экспериментальной деятельности (уголок экспериментирования) в группе»

Это положение разработано  для проведения конкурса, с целью  качественной организации пространственной предметно - развивающей среды для детского экспериментирования, формирования ...

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада Воспитатель: Томилова О. Г.Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познав...

Смотр-конкурс «Лучший центр для опытно-экспериментальной деятельности (уголок экспериментирования) в группе.

Смотр-конкурс «Лучший центр для опытно-экспериментальной деятельности (уголок экспериментирования) в группе....

Сообщение на тему: Познавательный уголок опытно-экспериментальной деятельности в детском саду

Сообщение на тему: Познавательный уголок опытно-экспериментальной деятельности в детском саду ВведениеПознавательные уголки — это важное средство развития детей дошкольного возраста, способ...