Занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по экспериментированию в средней группе
«Воздух вокруг нас»
Воспитатель: Баженова Н.Г.
Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Учить проводить опыты.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, рисование приемом кляксографии, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Гипотезы:
воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (емкости с водой, флаконы, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, листы бумаги, гуашь, кисточки; фонарик, вееры (по количеству детей, шапочки), воздушный шар, салфетки.
Словарная работа: Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними и друг с другом.
Здравствуйте, наши ладошки, (хлопают)
Здравствуйте, резвые ножки, (топают)
Эй, язычки, просыпайтесь, (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь, (моргают)
Здравствуй, дружок, (кивок головы одному соседу)
Здравствуй, дружок, (другому)
Давай оживим наш волшебный кружок
Руку мне дай и я тебе дам (протягивают соседу одну руку и другую)
И будет весело нам.
Крикнем мы дружно на весь белый свет
Солнцу привет!
Гостю привет!
Шуршание шарика, звук (музыкальный)
Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?
Дети – Да.
Воспитатель: - конечно поможем, шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.
Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)
А кому ещё нужен воздух?
Дети: - Рыбам, животным, растениям.
Воспитатель: - Правильно, всему живому.
Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, вместе с воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
Воспитатель: А кто знает, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Это помещение, где проводят опыты Но прежде чем нам туда отправиться, давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории.
Дети: Ответы детей (спокойно, аккуратно, тихо, внимательно и тд.)
Воспитатель: Молодцы! Теперь отправимся в нашу лабораторию.
А чтобы туда попасть, нужно сделать определенные действия.
Воспитатель: закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
Воспитатель: вот мы вместе с воздушным шариком очутились в лаборатории чудес, которая начинает работу.
Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: да!
Воспитатель: Одевайте скорее шапочки и халаты, и приступим к исследованиям. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: правильно, это воздух.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет.
Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете. У меня есть фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха –
прозрачный, бесцветный.
СХЕМА №1 ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой, когда воздух мы выпустили?
Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Значит воздух находится повсюду.
СХЕМА №2 ВОЗДУХ ПОВСЮДУ
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.
Артикуляционная гимнастика: «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Воспитатель:
- Я предлагаю проверить. Повторите всё, что я покажу. Положите руку на грудь и сделайте глубокий вдох. Что происходит, когда вы вдыхаете?
— Значит, когда мы вдыхаем, воздух занимает внутри нас место. А что происходит, когда мы выдыхаем? (Воздух выходит)
- Я предлагаю вам проверить, давайте возьмем стаканчики с водой и трубочки. Подуйте в трубочку. Что происходит? Появились пузырьки.
Пузырьки – это воздух. Откуда они появились? (ответы детей)
-Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
-В этом опыте вы смогли увидеть воздух?
А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте друг другу покажем, как дышат наши носики.
Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет)
-Давайте проверим с помощью салфеток, где можно увидеть. Есть ли воздух. А с салфеткой видно. Берите их в руки. Подышите на них. Что вы замечаете?
- Салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А почему качаются листочки? (На них дует ветер)
- А что такое ветер? Правильно, это движение воздуха.
Значит сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!
Физкультминутка: Музыкальная пауза.
Опыт 3. «Воздух движется».
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: значит, когда воздух движется, получается ветер.
Опыт 4. «Подуй на кораблик» На столе емкость с водой, на которой плавает бумажный кораблик. Сейчас проведем эксперимент.
Воспитатель: У вас на столах трубочки для коктейля. Возьмите их и подуйте на кораблик. Что происходит? Правильно, кораблик движется по воде. Но, как вы думаете, что его заставило двигаться?
Дети: воздух, который находится внутри нас.
Правильно, дети. Если воздух подвинул наш кораблик, какой можно сделать вывод?
ВОЗДУХ ДВИГАЕТ ПРЕДМЕТЫ
Опыт 5 «Слышим воздух»
(Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)
- Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)
ВЫВОД: ВОЗДУХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ
Опыт 6. «Раздуй каплю» (рисование воздухом - кляксография).
Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (воспитатель с детьми подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей;
- что воздух может двигать предметы.
- что воздух можно услышать.
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому).
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играет,
Бурю в море он поднимает
Воздух разный, он такой!
Нужен всем и нам с тобой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"
Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе "Воздух вокруг нас"
Данный материал был успешно использован в группе младшего возраста. Он способствовал обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;расширил представления детей о значимости воздуха в ...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас»
Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»...

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»
Светлана ТегаеваОткрытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может дви...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас".
Развитие представления детей о свойствах воздуха...
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"
Конспект занятия...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас"
Примерный план проведения занятия по ознакомлению со свойствами воздуха детей средней группы....
