Петербурговедение с элементами музейной педагогики
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Технологическая карта ОД занятия по знакомству детей с Петербургом с элементами музейной педагогики по теме: «Военно-исторический музей Артиллерии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Петербурговедение с элементами музейной педагогики.
ФИО: Маркова Марина Сергеевна воспитатель ГБДОУ «Детский сад №46» Московского района Санкт-Петербурга
Название работы: Технологическая карта ОД занятия по знакомству детей с Петербургом с элементами музейной педагогики по теме: «Военно-исторический музей Артиллерии».
Области: Познавательное развитие.
Содержание работы:
Цель: Познакомить детей с новым предметом в петербургской коробочке-ТАНКОМ, дать представление детям о важной исторической достопримечательности Санкт-Петербурга Военно-историческом музее Артиллерии, закрепить и систематизировать знания детей, полученные на предыдущих занятиях, продолжать формировать у детей познавательный интерес к культурному наследию Санкт-Петербурга через знакомство их с коллекцией предметов Петербургской коробочки, способствовать становлению у детей сопричастности к историческим событиям Великой Отечественной войны, подвести детей и родителей к экскурсии выходного дня в музей Артиллерии.
Задачи:
Обучающие:
- Способствовать формированию ассоциативного мышления дошкольников через привлечение внимания детей к коллекции предметов, связанных с нашим городом.
- Познакомить детей с историей возникновения в нашем городе Музея Артиллерии.
- Продолжать знакомить детей с военной деятельностью основателя нашего города Петра Первого.
- Закрепить умения детей находить нужный объект на карте города.
- Актуализация знаний детей, полученных на предыдущих занятиях по знакомству с городом.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию умений детей устанавливать связь между предметом и архитектурным сооружением города.
- Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности: умениям обследовать предмет, описать в деталях, делать свои выводы и предположения, аккуратно и бережно передавать его другому ребенку.
- Развивать поисковую деятельность детей, умение находить на карте города новый объект.
- Развивать концентрацию внимания, сосредоточенность, организованность, воображение и память детей.
- Развивать чувство коллективизма, умение слушать других, не перебивать речь взрослого и сверстников.
- Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу.
- Воспитывать уважительное и почтительное отношение детей к историческим событиям Великой Отечественной войны.
- Воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения, желание быть культурным, вежливым петербуржцем.
- Воспитывать бережное отношение памятникам архитектуры и культурным объектам города.
Материал и оборудование:
1. Электронная доска: ИКТ-презентация (10 слайдов)
2. Петербургская коробочка с коллекцией предметов и новым- танк.
3. Оформление зала (Фотоиллюстрации)
4. 5. Д/И «Градостроитель»: кирпичики, заготовка формы Кронверка
6. Мягкие пазлы, бумага для трубочек.
7. Большой портрет основателя города Петра Первого
8. Ватман и фото наших путешествий по Петербургу
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование.
Планируемые результаты:
- Получение знаний детьми о новом архитектурном объекте нашего города- Музее Артиллерии.
- Понимание детьми значимости этой достопримечательности, как культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга.
- Расширение словарного запаса детей.
Этапы занятия | Задачи этапа | Ход занятия | Прогнозируемый результат | Время | |
Деятельность педагога | Предполагаемые действия детей | ||||
1. Вводная часть. Организа-ционный момент. | Формировать у детей интерес к совместной деятельности. Формировать умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого. | Воспитатель создает эмоциональный настрой на занятие через музыкальное восприятие песни о Петербурге Слайд № 1 (хор) | Дети исполняют песню, настраиваются на занятие. | Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности, привлечение произвольного внимания через музыкальное восприятие. | 2 мин |
2.Созда-ние мотивации постанов-ка и принятие детьми цели ОД | Создать мотивацию к познавательной деятельности. Способствовать формированию у детей ассоциативного мышления. | Воспитатель по традиции привлекает внимание детей к Петербургской коробочке, просит детей отгадать какой новый предмет появился в коробочке. Воспитатель подводит детей к поисковой деятельности, помогает определить каким образом новый предмет относится к городу, если это объект в миниатюре, то где его можно встретить в нашем городе. Предлагает обследовать предмет, передать друг другу. | Ребенок с помощью считалочки «Есть, есть, есть в Петербурге 100 чудес…» выбирает из детей, кто будет открывать коробочку, ребенок открывает коробочку и отгадывает новый предмет — коллекции-это ТАНК. Дети обследуют новый предмет. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, предполагают, где можно в городе встретить танк. | Развитие слухового восприятия, концентрации внимания у детей и памяти. Внутренняя мотивация на деятельность: готовность размышлять, ассоциировать. | 3 мин |
3.Основная часть. Актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности. 4. Самостоятельное примене- ние нового на практике, либо актуализация уже имеющие ся знаний, представлений (выполнение работы). 5.«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Закрепление и систематизация знаний детей о Петербурге, полученных ранее. Дать представление детям о необходимости хранения боеприпасов и коллекции старинного оружия времен Петра Первого и более позднего периода. Активизировать детей через смену видов деятельности с целью предупреждения утомляемости. Развивать логическое мышление, связную речь. Обобщать представления детей о Петербурге. Поддерживать мотивацию к познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности.
Дать представление детям о здании Арсенала, о музеи Артиллерии находящимся в нем, способствовать усвоению детьми новых знаний. | Воспитатель предлагает детям найти танк в городе, или музей Артиллерии, в зависимости от знаний и ответов детей. Начало поиска с места последней экскурсии выходного дня-Петропавловской крепости. Слайд № 2 (Дети у Петровских ворот). Воспитатель закрепляет знания детей, задавая им вопросы: кто основал наш город? Как называется место последней нашей экскурсии? Как называется остров, на котором Петр Первый основал Петропавловскую крепость? Просит вспомнить детей какое мероприятие они ходили туда смотреть. Слайд № 3 и 4 (пушки) Воспитатель задает самый сложный вопрос для детей: для чего Петр первый построил крепость, зачем понадобилось установить столько пушек вокруг крепости? Слайд № 5 (Портрет Петра Первого). Рассказ воспитателя о важности места хранения боеприпасов для пушек, о здании ЦЕЙХГАУЗ, о хранении в нем старинного оружия, которое Петр Первый очень любил собирать и был большим коллекционером. ФИЗ.МИН «По болоту Пётр шел…» Воспитатель предлагает детям Немного побыть строителями и поучаствовать то же в строительстве Петропавловской крепости. Продолжение поиска ТАНКА. Воспитатель задает вопрос видели ли дети танк на петропавловской крепости? Воспитатель предлагает детям продолжить поиск танка, подняться высоко и сходить «В гости к Ангелу». Слайд № 6 (Дети в гостях у Ангела) Воспитатель задает вопрос детям: что представляет собой Ангел? Для чего он нужен людям? Воспитатель хвалит детей за их ответы. Говорит, что рада таким ответам детей, отмечает какая у них хорошая память. Теперь воспитатель предлагает детям сделать «подзорную трубу» и посмотреть в неё с высоты птичьего полета вокруг крепости нет ли где ТАНКА? Слайд №7 (Кронверк. Вид сверху) Воспитатель хвалит детей: молодцы! Вот вы и нашли танк в нашем городе, да не один! Видите, здание кирпичного цвета необычной формы? Это военное здание, оно называется АРСЕНАЛ, в нем то и находится музей АРТИЛЛЕРИИ! Давайте выложим слово АРСЕНАЛ, чтобы его хорошо запомнить. Дело в том, ребята, что коллекция военного оружия, боеприпасов и других военных атрибутов быстро росла и понадобилось построить новое здание для ее хранения, здесь хранится теперь огромная коллекция как старинного оружия, так и оружия разного периода войн, в которых участвовала наша страна Россия, в том числе и в великой отечественной войне, о которой вы знаете уже не мало, и если обратите внимание на наш танк из коробочки, то это непростой танк, он участник ВОВ! | Дети начинают поиск танка с Петропавловской крепости, где уже были на экскурсии, узнают и рассматривают фото, отвечают на вопросы воспитателя, Рассказывают, что ходили смотреть на Петропавловскую крепость полуденный выстрел пушки. Дети еще раз смотрят полуденный выстрел пушки. Дети отвечают на вопрос, говорят о важности укрепления Петропавловской крепости, чтобы враги не смогли пройти мимо нее и захватить наши земли, рассматривают портрет основателя нашего города, получают новые знания.
Дети активно участвуют в игре Дети устанавливают факт, что на Петропавловской крепости танка они не видели! Дети рассматривают фото, где они были в гостях у Ангела на экскурсии. Ответы детей: Ангел-это флюгер, он указывает направление ветра; он охраняет людей, оберегает жителей города от всякого зла. Дети из бумаги очень быстро сворачивают трубочки и делают подзорную трубу. Как у Петра первого, смотрят в нее из далека и находят ТАНК! Дети внимательно слушают рассказ воспитателя, затем выкладывают из букв слово АРСЕНАЛ. | Развитие концентрации внимания, памяти, мышления, целостности восприятия, логического мышления. Проявление интереса к предстоящей поисковой деятельности. Развитие логического мышления, умения аргументировать и делать выводы. Развитие слухового внимания, интереса, умения слушать речь взрослого, воспринимать её. Развитие ориентации в пространстве, умение по сигналу выполнять задание. Развитие внимательности Воспитание аккуратности Развитие ориентации в пространстве Развитие наблюдательности. Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности Умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать и делать выводы. Развитие крупной и мелкой моторики рук у детей, способности быстро ориентироваться по заданному направлению. Внимательно слушать речь воспитателя. не перебивая его. Дети закрепляют умение быстро выкладывать слово по слуховому восприятию. | 2 мин 2 мин 3 мин 1 мин 3 мин 2 мин 7 мин |
6.Заключительная часть. Итог ОД. Систематизация знаний. | Подвести итоги деятельности, получить обратную связь от воспитанников и завершить работу. Продолжать развивать навык построения высказываний. | Обозначив новый объект города, воспитатель предлагает детям найти это здание на карте, но прежде делает подсказку, где дети могут увидеть полностью комплекс Петропавловскую крепость и КРОНВЕРК-дополнительное укрепление к крепости-место нахождения музея Артиллерии. Слайд № 8 (Вид сверху всего комплекса) Слайд № 9 (Карта) Теперь мы попали на сам Кронверк, здесь мы можем вблизи рассмотреть танки другую военную технику разных времен. Я предлагаю выложить вам необычную форму Кронверка, чтобы хорошо запомнить это здание. | Дети внимательно изучают весь архитектурный военный комплекс на слайде. Определяют место нахождение музея Артиллерии на КАРТЕ! Выкладывают из «кирпичиков» форму кронверка. | Умение слушать и запоминать услышанное. Развитие связной речи. Формирование лексико-грамматического строя речи. | 3 мин |
7.Рефлекссия. | Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки. | Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие по городу? Что больше всего и почему? Какие эмоции вы испытываете? Музей Артиллерии предлагает нам сегодня посетить экспозицию, посвященную 80 летию ВОВ и даже побывать участниками боевых действий, есть специальное занятие, где изучают военные профессии и тут же на месте осваивают их. Хотите посетить музей Артиллерии? Воспитатель вручает пригласительные буклеты на ближайшее занятие. Дети всем спасибо большое за внимание! Я видела, как вам было интересно, меня это очень порадовало, надеюсь своими положительными впечатлениями о сегодняшнем занятии вы поделитесь с родителями, и мы с вами в ближайшее время посетим музей Артиллерии. | Дети делятся новыми знаниями, впечатлениями, опытом, кто бывал в этих местах. Дети получают пригласительные буклеты. | Дети учатся составлять краткий рассказ, основываясь на полученных знаниях и впечатлениях. | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Конспект Нод с элементами музейной педагогики (викторина для старших дошкольников) "Все работы хороши"
Конспект игры - викторины для детей старшего дошкольного возраста по профессиям с элементами музейной педагогики "Все работы хороши"...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников
Занятие направлено на развитие у детей представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...

"Элементы музейной педагогики, как средство познания народной культуры, приобщение к вечным ценностям".
Цель:Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно предметную развивающую среду.Задачи:1. Формирование познавательных интересов.2. Сп...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»
Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...
