Петербурговедение с элементами музейной педагогики
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Маркова Марина Сергеевна

Технологическая карта ОД занятия по знакомству детей с Петербургом с элементами музейной педагогики по теме: «Военно-исторический музей Артиллерии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_mzey_artillerii.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Петербурговедение с элементами музейной педагогики.

    ФИО: Маркова Марина Сергеевна воспитатель ГБДОУ «Детский сад №46» Московского района Санкт-Петербурга


Название работы: Технологическая карта ОД занятия по знакомству детей с Петербургом с элементами музейной педагогики по теме: «Военно-исторический музей Артиллерии».

 

Области: Познавательное развитие.                                                                                            

Содержание работы:

Цель: Познакомить детей с новым предметом в петербургской коробочке-ТАНКОМ, дать представление детям о важной исторической достопримечательности Санкт-Петербурга Военно-историческом музее Артиллерии, закрепить и систематизировать знания детей, полученные на предыдущих занятиях, продолжать формировать у детей познавательный интерес к культурному наследию Санкт-Петербурга через знакомство их с коллекцией предметов Петербургской коробочки, способствовать становлению у детей сопричастности к историческим событиям Великой Отечественной войны, подвести детей и родителей к  экскурсии выходного дня в музей Артиллерии.

Задачи:

Обучающие:

  • Способствовать формированию ассоциативного мышления дошкольников через привлечение внимания детей к коллекции предметов, связанных с нашим городом.
  • Познакомить детей с историей возникновения в нашем городе Музея Артиллерии.
  • Продолжать знакомить детей с военной деятельностью основателя нашего города Петра Первого.
  • Закрепить умения детей находить нужный объект на карте города.
  • Актуализация знаний детей, полученных на предыдущих занятиях по знакомству с городом.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию умений детей устанавливать связь между предметом и архитектурным сооружением города.
  •  Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности: умениям обследовать предмет, описать в деталях, делать свои выводы и предположения, аккуратно и бережно передавать его другому ребенку.
  • Развивать поисковую деятельность детей, умение находить на карте города новый объект.
  • Развивать концентрацию внимания, сосредоточенность, организованность, воображение и память детей.
  • Развивать чувство коллективизма, умение слушать других, не перебивать речь взрослого и сверстников.
  • Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу.
  • Воспитывать уважительное и почтительное отношение детей к историческим событиям Великой Отечественной войны.
  • Воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения, желание быть культурным, вежливым петербуржцем.
  • Воспитывать бережное отношение памятникам архитектуры и культурным объектам города.

Материал и оборудование: 

1. Электронная доска: ИКТ-презентация (10 слайдов)

2. Петербургская коробочка с коллекцией предметов и новым- танк.

3. Оформление зала (Фотоиллюстрации)

4. 5. Д/И «Градостроитель»: кирпичики, заготовка формы Кронверка

6. Мягкие пазлы, бумага для трубочек.

7. Большой портрет основателя города Петра Первого

8. Ватман и фото наших путешествий по Петербургу

 

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование.

Планируемые результаты:

  • Получение знаний детьми о новом архитектурном объекте нашего города- Музее Артиллерии.
  • Понимание детьми значимости этой достопримечательности, как культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга.
  • Расширение словарного запаса детей.

Этапы занятия

Задачи этапа

Ход занятия

Прогнозируемый результат

Время

Деятельность педагога

Предполагаемые действия детей

1. Вводная часть.

Организа-ционный момент.

Формировать у детей интерес к совместной деятельности. Формировать умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Воспитатель создает эмоциональный настрой на занятие через музыкальное восприятие песни о Петербурге

Слайд № 1 (хор)

Дети исполняют песню, настраиваются на занятие.

Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности, привлечение произвольного внимания через музыкальное восприятие.

2 мин

2.Созда-ние мотивации постанов-ка и принятие детьми цели ОД

Создать мотивацию к познавательной деятельности.

Способствовать формированию у детей ассоциативного мышления.

Воспитатель по традиции привлекает внимание детей к Петербургской коробочке, просит детей отгадать какой новый предмет появился в коробочке.

Воспитатель подводит детей к поисковой деятельности, помогает определить каким образом новый предмет относится к городу, если это объект в миниатюре, то где его можно встретить в нашем городе.

 Предлагает обследовать предмет, передать друг другу.

Ребенок с помощью считалочки «Есть, есть, есть в Петербурге 100 чудес…» выбирает из детей, кто будет открывать коробочку, ребенок открывает коробочку и отгадывает новый предмет — коллекции-это ТАНК.

Дети обследуют новый предмет.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, предполагают, где можно в городе встретить танк.

Развитие слухового восприятия, концентрации внимания у детей и памяти.

Внутренняя мотивация на деятельность: готовность размышлять, ассоциировать.

3 мин

3.Основная часть.

Актуализация знаний,

начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности.

4. Самостоятельное примене-

ние нового на практике, либо актуализация уже имеющие

ся знаний, представлений (выполнение работы).

5.«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Закрепление и систематизация знаний детей о Петербурге, полученных ранее.

Дать представление детям о необходимости хранения боеприпасов и коллекции старинного оружия времен Петра Первого и более позднего периода.

Активизировать детей через смену видов деятельности с целью предупреждения         утомляемости.

Развивать логическое мышление, связную речь. Обобщать представления детей о Петербурге.

Поддерживать мотивацию к познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности.

 

Дать представление детям о здании Арсенала, о музеи Артиллерии находящимся в нем, способствовать усвоению детьми новых знаний.

Воспитатель предлагает детям найти танк в городе, или музей Артиллерии, в зависимости от знаний и ответов детей.

Начало поиска с места последней экскурсии выходного дня-Петропавловской крепости. Слайд № 2 (Дети у Петровских ворот). Воспитатель закрепляет знания детей, задавая им вопросы: кто основал наш город? Как называется место последней нашей экскурсии? Как называется остров, на котором Петр Первый основал Петропавловскую крепость?

Просит вспомнить детей какое мероприятие они ходили туда смотреть. Слайд № 3 и 4 (пушки)

Воспитатель задает самый сложный вопрос для детей: для чего Петр первый построил крепость, зачем понадобилось установить столько пушек вокруг крепости?

Слайд № 5 (Портрет Петра Первого). Рассказ воспитателя о важности места хранения боеприпасов для пушек, о здании ЦЕЙХГАУЗ, о хранении в нем старинного оружия, которое Петр Первый очень любил собирать и был большим коллекционером.

ФИЗ.МИН «По болоту Пётр шел…»

Воспитатель предлагает детям

Немного побыть строителями и поучаствовать то же в строительстве Петропавловской крепости.

Продолжение поиска ТАНКА.

Воспитатель задает вопрос видели ли дети танк на петропавловской крепости?

Воспитатель предлагает детям продолжить поиск танка, подняться высоко и сходить «В гости к Ангелу». Слайд № 6

(Дети в гостях у Ангела)

Воспитатель задает вопрос детям: что представляет собой Ангел? Для чего он нужен людям? Воспитатель хвалит детей за их ответы. Говорит, что рада таким ответам детей, отмечает какая у них хорошая память.

Теперь воспитатель предлагает детям сделать «подзорную трубу» и      посмотреть в неё с высоты птичьего полета вокруг крепости нет ли где ТАНКА?

Слайд №7 (Кронверк. Вид сверху)

Воспитатель хвалит детей: молодцы! Вот вы и нашли танк в нашем городе, да не один! Видите, здание кирпичного цвета необычной формы? Это военное здание, оно называется АРСЕНАЛ, в нем то и находится музей АРТИЛЛЕРИИ! Давайте выложим слово АРСЕНАЛ, чтобы его хорошо запомнить.

 Дело в том, ребята, что коллекция военного оружия, боеприпасов и других военных атрибутов быстро росла и понадобилось построить новое здание для ее хранения, здесь хранится теперь огромная коллекция как старинного оружия, так и оружия разного периода войн, в которых участвовала наша страна Россия, в том числе и в великой отечественной войне, о которой вы знаете уже не мало, и если обратите внимание на наш танк из коробочки, то это непростой танк, он участник ВОВ!

Дети начинают поиск танка с Петропавловской крепости, где уже были на экскурсии, узнают и рассматривают фото, отвечают на вопросы воспитателя,

Рассказывают, что ходили смотреть на Петропавловскую крепость полуденный выстрел пушки. Дети еще раз смотрят полуденный выстрел пушки.

Дети отвечают на вопрос, говорят о важности укрепления Петропавловской крепости, чтобы враги не смогли пройти мимо нее и захватить наши земли, рассматривают портрет основателя нашего города, получают новые знания.

 

Дети активно участвуют в игре

Дети устанавливают факт, что на Петропавловской крепости танка они не видели!

Дети рассматривают фото, где они были в гостях у Ангела на экскурсии.

Ответы детей: Ангел-это флюгер, он указывает направление ветра; он охраняет людей, оберегает жителей города от всякого зла.

Дети из бумаги очень быстро сворачивают трубочки и делают подзорную трубу. Как у Петра первого, смотрят в нее из далека и находят ТАНК!

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя, затем выкладывают из букв слово АРСЕНАЛ.

Развитие концентрации внимания, памяти, мышления, целостности восприятия, логического мышления.

Проявление интереса к предстоящей поисковой деятельности.

Развитие логического мышления, умения аргументировать и делать выводы.

Развитие слухового внимания, интереса, умения слушать речь взрослого, воспринимать её.

Развитие ориентации в пространстве, умение по сигналу выполнять задание.

Развитие внимательности

Воспитание аккуратности

Развитие ориентации в пространстве

Развитие наблюдательности.

Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности 

Умение     логически мыслить, сопоставлять, анализировать и делать выводы.

Развитие крупной и мелкой моторики рук у детей, способности быстро ориентироваться по заданному направлению.

Внимательно слушать речь воспитателя. не перебивая его.

Дети закрепляют умение быстро выкладывать слово по слуховому восприятию.

2 мин

2 мин

3 мин

1 мин

3 мин

2 мин

7 мин

6.Заключительная часть.

Итог ОД. Систематизация знаний.

Подвести итоги деятельности, получить обратную связь от воспитанников и завершить работу.

Продолжать развивать навык построения высказываний.

Обозначив новый объект города, воспитатель предлагает детям найти это здание на карте, но прежде делает подсказку, где дети могут увидеть полностью комплекс Петропавловскую крепость и КРОНВЕРК-дополнительное укрепление к крепости-место нахождения музея Артиллерии.

Слайд № 8 (Вид сверху всего комплекса)

Слайд № 9 (Карта)

Теперь мы попали на сам Кронверк, здесь мы можем вблизи рассмотреть танки другую военную технику разных времен. Я предлагаю выложить вам необычную форму Кронверка, чтобы хорошо запомнить это здание.

Дети внимательно изучают весь архитектурный военный комплекс на слайде.

Определяют место нахождение музея Артиллерии на КАРТЕ!

Выкладывают из «кирпичиков» форму кронверка.

Умение слушать и запоминать услышанное.

Развитие связной речи.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

3 мин

7.Рефлекссия.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки.

Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие по городу? Что больше всего и почему?

Какие эмоции вы испытываете?

Музей Артиллерии предлагает нам сегодня посетить экспозицию, посвященную 80 летию ВОВ и даже побывать участниками боевых действий, есть специальное занятие, где изучают военные профессии и тут же на месте осваивают их. Хотите посетить музей Артиллерии?

Воспитатель вручает пригласительные буклеты на ближайшее занятие.

Дети всем спасибо большое за внимание! Я видела, как вам было интересно, меня это очень порадовало, надеюсь своими положительными впечатлениями о сегодняшнем занятии вы поделитесь с родителями, и мы с вами в ближайшее время посетим музей Артиллерии.

Дети делятся новыми знаниями, впечатлениями, опытом, кто бывал в этих местах.

Дети получают пригласительные буклеты.

Дети учатся составлять краткий рассказ, основываясь на полученных знаниях и впечатлениях.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Конспект Нод с элементами музейной педагогики (викторина для старших дошкольников) "Все работы хороши"

Конспект игры - викторины для детей старшего дошкольного возраста по профессиям с элементами музейной педагогики "Все работы хороши"...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников

Занятие направлено на развитие у детей  представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...

"Элементы музейной педагогики, как средство познания народной культуры, приобщение к вечным ценностям".

Цель:Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно предметную развивающую среду.Задачи:1. Формирование познавательных интересов.2. Сп...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...