В мире современных методик, технологий и большого разнообразия фабричных игр на первом месте для развития ребёнка по-прежнему остаётся дидактическая игра. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе и дидактические материалы. С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. Малыша интересует все, используя все доступные ему средства - взять в руки, попробовать - о стремиться к познанию мира. Обучая детей мы не должны забывать что основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности. Вся жизнь ребёнка это игра, и поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Именно стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на быстрое развитие речи детей. Работа с ребёнком должна быть интересной, занимательной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной.
Работая воспитателем в детском саду для более успешного освоения образовательной программы, в своей повседневной работе использую различные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?Фланелеграф – как средство развития детей.
Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. На фланелеграфе можно проводить дидактическую игру, загадывать загадки, показывать сказку, обыгрывать потешки, сочинять истории выкладывать разные фигуры, собирать разрезанные картинки, учить счету, и выполнять много других заданий. Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Детали можно изготовить своими руками: цветы, тучки, солнце, полянку, листья или использовать готовые картинки, к которым приклеиваем швейную липучку. Для сохранности и удобства детали можно сложить в коробку. Фигурки можно перемещать по экрану, совершать ими движения, делая игру динамичной. Дидактические пособия из фетра развивают речь, обогащают словарный запас, мелкую моторику, тактильные ощущения и сенсорное восприятие, воображение, память и эмоциональную сферу. Они привлекают внимание детей, развивают фантазию, счет, коммуникативные навыки, и что очень важно для работы с детьми этот материал яркий, нетоксичный, гип аллергенный , мягкий и приятный на ощупь, но в то же время очень прочный. В наше время фланелеграф можно приобрести в магазине, однако стоит он дорого и состоит всего из одной дидактической игры. Детям она быстро приедается, учебную задачу ребята решают уже не думая, автоматически. Чем удобен для работы фетр, он прекрасно шьется и клеится.
Игры органически вписываются во все разделы воспитательно- образовательной работы с детьми. Для получения положительного результата, можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные съемные элементы из разных пособий или вносить новые элементы, можно привлечь музыкальное сопровождение. На развитие познавательной активности детей, влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое разнообразие и количество наглядного материала используется. Правильно используемые дидактические игры в воспитательно- образовательном процессе, — это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а так же по освоению окружающей действительности.
Сегодня в погоне за новыми технологиями мы порой забываем старые, но очень эффективные дидактические средства. Фланелеграф позволяет прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей. Возможность самостоятельно моделировать сюжет существенно повышает возможности для развития познавательной и речевой активности ребенка. Дети, играя с фигурами, обычно обговаривают свои действия, охотно отвечают на вопросы о создаваемых изображениях, составляют короткие рассказы. Таким образом, можно использовать игру-изображение и для развития речи ребенка. Для детей создание различных ситуаций на фланелеграфе очень увлекательно, не меньше, чем современные компьютерные игры.
Пособие предназначено для развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, для театрализованной, самостоятельной игровой деятельности детей на занятиях и дидактических игр. Можно использовать для индивидуальной работы с детьми. Фланелеграф позволяет на глазах у детей разыгрывать различные сюжеты. Диапазон игр, в которые можно играть на фланелеграфе, достаточно широк. Цель: Обогащение сенсорного опыта детей, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия, зрительно – моторной координации.
Задачи: Развивать внимание, память, речь, воображение, слуховое восприятие, тактильные ощущения, умение соотносить вербальную и визуальную информации.Рекомендации по изготовлению фланелеграфа - «Поле» - любая поверхность (в нашем случае фетр в виде) на которую можно прикрепить материал (фетр, драп, плотная ткань и т.д.) к которому «клеятся» липучки (они пришиваются или приклеиваются на обратную сторону фигур фланелеграфа см. фото). Фигурные заготовки приклеиваются приклеены, или пришиты. Вместо фланели можно использовать флис или ковролин, эти материалы тоже хорошо удерживают на себе картинки и даже небольшие предметы.- Фигуры: листочки, цветочки, лужайка, травка, солнышко, лучики,тучки, лужи, снежинки, капельки и т.д. Существует множество различный вариантов игр и игровых ситуаций для использования в работе с дошкольниками младших групп:
- складывание из геометрических фигур;
- закрепление признаков времен года;
- игры на цветовосприятие;
- игры на развитие памяти и внимания (что изменилось);
- знакомство со счетом;- цветы и грибы;
- знакомство с формой и размером и т.д.
На фланелеграфе можно проводить дидактическую игру, загадывать загадки, показывать сказку, обыгрывать потешки, сочинять истории выкладывать разные фигуры (танграм), собирать разрезанные картинки, учить счету и выполнять много других заданий. Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми. Можно усложнять игры: «Кто чем питается?», «Что лишнее?», «Кто, где живет?» и т.д. Дети могут сами играть, рассказывая сказки и придумывать собственные истории. Игры на фланелеграфе не только закрепляют знания, полученные детьми, но и развивают самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизируют речевое развитие при проигрывании сказок и
стимулирует развитие любознательности. Заключение Игры на фланелеграфе не только закрепляют знания, полученные детьми, но и развивают самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизируют речевое развитие при проигрывании сказок и стимулирует развитие любознательности.
Занимаясь на фланелеграфе, мы стараемся не просто перемещать фигурки или картинки, а даем детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать. Такие занятия обеспечивают детям положительные эмоции, развивают мышление, речь и память ребёнка, создают хорошее настроение, обогащают впечатлениями, способствуют развитию художественного воспитания. Возможностей применения фланелеграфа множество – как часть занятия, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе. Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций с использованием фланелеграфа, можно быть уверенным в эффективности и результативности образовательной деятельности. Изготовить фланелеграф очень просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей, родителей и детей.