Конспект для интерактивной песочницы "Вулкан"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Савичева Кристина Андреевна

Конспект для интерактивной песочницы "Вулкан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_pro_vulkan.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, ознакомление с явлением неживой природы – извержением вулкана, формирование стремления к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира.

Задачи образовательной программы

- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов, показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.

- Стимулировать желание детей экспериментировать, развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: вулкан, земная кора, лава, кратер, жерло

Этапы

Содержание деятельности

Действия, деятельность детей

Организационный

Мотивация

Загадка

Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?

Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Я предлагаю отправиться в поход-путешествие и разузнать всё. Вы со мной? Ну что, пошли?

По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть: «Раз, два, три!

 Вулкан

Внимательно слушают

Готовы к деятельности

Основной

Беседа

Рассуждение

 Рассказ

Объяснение

Практическая деятельность

Вопросы

Объяснение

Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. Устраивайтесь так, чтобы не мешать друг другу.
Вулкан на вид обычная гора, но внутри у неё есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живёт в домике, вулкан считается спящим.
А та же самая гора, только с извергающейся из неё магмой, огнём, дымом,
– это действующий вулкан. Посмотрите: какой формы вулкан, на что похож?

А на что похожа верхняя часть?

Она называется кратер.
Ребята, а почему такие горы называют вулканами?
В древности люди не знали, что происходит на самом деле, и придумали легенду: «Жил на свете бог по имени Вулкан, и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.
А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».
Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними, причём не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который
находился рядом с вулканом Везувий.
Про это событие написал картину художник К. Брюллов, она называется «Последний день Помпеи».
 Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течёт настоящий огненный поток – лава.
Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень-очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. А уже из этого камня на специальных фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы – пемзы. Ребята, откуда появилась пемза?

Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А ещё вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Пора нам уходить. А чтобы ближе и на безопасном расстоянии посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие в нашей волшебной песочнице.

Ребята, посмотрите: на песке изображён пейзаж – горы, реки, озёра, трава, песок. Нужно построить высокую гору, чтобы появился вулкан.
Посмотрите, наш вулкан оживает.
Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее говорили, из кусочков застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.

Слушают внимательно

 На конус, пирамиду.

 На большую яму, воронку.

Рассуждения детей.

Внимательно слушают рассказ

 Из вулканической лавы.

Заключительный

Рефлексия

Подведение итогов

Вот мы и в группе. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня: что такое вулкан? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана?

Наше занятие подошло к концу, давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее, как и в начале занятия: «Я желаю тебе прекрасного настроения!» До свидания, ребята!

 Отвечают на вопросы.

Участвуют в подведении итогов Каждый желает друг другу что-либо по очереди, пока круг не замкнётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"   Программное содержание:  Познакомить детей с русскими традициями выпечки ...

конспект НОД "Интерактивная игра по мотивам русской народной сказки "Репка"

Содержание НОД построено в форме интерактивной игры на основе сказки "Репка" с применением интерактивной доски с целью расширять представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе,...

Конспект занятия «Интерактивный сказочный театр»

Конспект группового занятия для детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Конспект для интерактивной игры "Жалобная книга природы"

Данный конспект поможет вам провести интреактивную игру в игровой форме. Ребята познакомяться с разными героями, которые помогут им понять основные правила поведения в природе и экологии....

Конспект НОД «Интерактивная экскурсия в Тульский кремль. социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие»

Формирование представления о Тульском кремле, истории его создания и значении в жизни города....

Конспекты и интерактивные игры

Конспекты непрерывной образовательной деятельности.Интерактивная игра по сказке"Волк и семеро козлят" Интерактивная игра по сказке"Теремок " Интерактивная игра по сказке...