Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию «Вода» для детей средней группы.
материал по окружающему миру (средняя группа)
В конспекте представлены основные эксперименты и наблюдения, связанные с изучением свойств воды. Описаны простые практические задания, направленные на развитие у детей понимания физических и химических характеристик воды, таких как текучесть, растворимость, изменение состояния (лед, пар). Материал способствует формированию навыков наблюдения, анализа и умения делать выводы на основе экспериментов. Конспект предназначен для использования в дошкольном и начальном школьном образовании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 190.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по экспериментированию «Вода»
для детей средней группы
Для детей 4-5 лет
Составитель: Грек Маргарита Станиславовна
Цель: формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Задачи.
Обучающие.
1. Продолжить знакомить детей с водой и её свойствами.
2. Расширить представление о воде ( Жидкая? Твердая? Пар?).
3. Выявить, что лёд – твёрдое вещество, тает, плавает, состоит из воды.
#1060;ормировать нравственные качества личности, взгляды, убеждения.
#1060;ормировать у детей элементарные экологические представления.
Развивающие.
#1056;азвивать познавательный интерес к миру природы.
#1057;тимулировать тактильные ощущения.
3. Развивать любознательность и познавательную мотивацию
#1060;ормировать коммуникативные навыки.
5. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Воспитательные.
1. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
2. Желание узнать что-то новое, прикоснуться к этому своими руками.
3. Выявить ценность и значимость чистой воды.
4. Формировать умение аккуратно работать, соблюдая меры предосторожности.
5. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, умение работать в команде.
Материалы:
Замороженные ледяные шарики на каждого, прозрачный контейнер, холодная вода, горячая вода, кристаллы марганца, краски, презентация на Smart Board «Вода и ее свойства».
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой и познавательной деятельности малоактивных детей.
Предварительная работа
- Опытно - экспериментальная деятельность на прогулке.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдение за облаками во время снега, дождя и в ясную погоду.
- Рассматривание картинки «Круговорот воды в природе.
Педагогические технологии
- Здоровьесберегающие
- Развивающего обучения
- Проблемного обучения
- Исследовательской деятельности.
Ход НОД
К детям в группу приходит задумчивый Олаф (снеговик из мультфильма Холодное сердце) он рассказал детям историю, о том, как захотел погреться и сев у костра начал таять. Взволнованный Олаф так и не понял, что произошло, он просит детей помочь ему.
Воспитатель: Мне кажется, что в этой комнате, что-то изменилось. Давайте вместе с вами это выясним. Внимательно осмотрите комнату, может у нас чего-то не хватает или может что-то новое появилось?
Дети осматривают комнату и находят на окне ледяной шарик.
Воспитатель: Что это, ребята?
Дети: Лед.
Воспитатель: Молодцы.
Проблемный момент.
Воспитатель: Послушайте, что это за звук? (Включается звук, журчащей воды)
Дети: Вода.
Воспитатель: Как вы думаете, лед – это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, а кто-то знает, из чего сделан Олаф?
Дети: Со снега.
Воспитатель: А снег, это что?
Дети: Это маленькие кристаллы льда.
Воспитатель: Правильно. Что происходит в природе, чтоб получился лед, вода, пар?
Выясняют, как погодные условия влияют на воду. Какие явление они могут назвать (дождь, туман, снег, и т.д)
Дети: Лед получается, когда холодно, зимой; вода весной, когда снег тает или осенью во время дождя.
Воспитатель: Я предлагаю вам и Олафу прослушать стихотворение.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Вы согласны с этим стихотворением? Почему?
Дети: Звери, люди, растения тоже пьют воду.
Так же говорят о бытовых нуждах.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами выяснили, какая бывает вода, теперь давайте сдержим наше обещание и начнем исследовать свойства воды.
Опыт 1
Перед опытом детям напоминают о правилах безопасности.
Вода находится в прозрачном контейнере. Контейнер ставится по подгруппам на столы.
Воспитатель предлагает потрогать воду, рассказать о своих ощущениях. Дети выявляют, что вода жидкая, она льется и не имеет цвета (прозрачная, бесцветная). Педагог просит ребят понюхать воду, выявить есть ли у нее запах.
Воспитатель: Теперь, как настоящим исследователям, я предлагаю вам провести опыт! Хотите?
Каждой подгруппе на стол ставится прозрачный контейнер с водой и предлагается добавить в воду гуашь и выявить, что гуашь полностью растворилась. Ребятам предлагается смешать в воде желтый и красный цвет. Дети видят, что вода стала оранжевой. Анализируют, делают вывод, что вода реагирует на растворяющуюся в ней краску и принимает цвет помещенных в нее красителей.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель приглашает детей на физ.минутку.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок !!!
Воспитатель: Ребята, Олаф, мы с вами провели эксперименты с водой, выявили ее свойства (жидкая, прозрачная, не имеет запаха, принимает цвет вещества попавшего в нее, принимает форму сосуда). Сейчас, нас с вами ожидает второй эксперимент, предлагаю отправиться в лабораторию.
Опыт 2
Детям выдаются ледяные шарики, они их рассматривают, трогают, играют, стучат и т.д.
Ребята исследуют лед, опытным путем выявляют, что лед твердый, холодный, тает в теплых руках и становится мокрым. После этого, воспитатель просит положить лед в контейнер с холодной водой. Дети видят, что лед не тонет, а плавает. Ребята делают вывод, что лед легче воды. Воспитатель предлагает детям и Олафу посмотреть, что будет со льдом, когда в контейнер будет долита теплая вода. Исследователи на безопасном расстоянии наблюдают за опытом, после чего говорят о своих наблюдениях. Дети выявили, что при добавлении горячей воды в холодную, лед начал трескаться, таить, уменьшатся в объеме – это значит, что лед начал превращаться в воду из-за повышения температуры.
Воспитатель: Ребята, а если мы поднесем лед к огню, он растает?
Дети: Да, растает.
Воспитатель: А как вы думаете, снег растает около огня? Что происходит со снегом весной?
Дети: Тает.
Воспитатель: Теперь вы поняли, почему Олаф начал таять у костра?
Дети: Потому – что костер горячий.
Воспитатель: А что такое снег?
Дети: Это маленькие кристаллики льда. Мы видели снег на прогулке и лепили снеговика и снежки.
Воспитатель: Ребята, что нельзя делать Олафу?
Дети: Сидеть у костра или в теплом месте.
Воспитатель:Вы правы мои исследователи! Мы с вами поговорили о воде в жидком состоянии и в твердом. О каком состоянии воды мы забыли?
Дети говорят свои догадки. Воспитатель просит Олафа помочь ребятам найти правильный ответ.
Дети: Третий опыт - это пар!!!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам размять наши пальчики и не много с ними поиграть.
Опыт 3
Дети наблюдают явление парообразования и образования капель на холодном блюдце в воду. На безопасном расстоянии ребята рассматривают, как из горячего чайника выходит пар. Делают вывод, что при нагревании вода превращается в пар, а при охлаждении пар наоборот превращается в воду.
Педагог обращается с просьбой подумать, где еще мы можем видеть испарение воды. Дети говорят, если оставить кипящую кастрюлю на плите, то из нее испариться вся вода; мокрая тряпочка высохнет(испарение); лужи на асфальте высыхают быстро в солнечный день.
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы, настоящие исследователи. Мы с вами хорошо поработали и помогли нашему хорошему другу Олафу найти нужный ответ.
Он больше не будет греться у костра, теперь он будет ждать Вас и теплых объятий.
Олаф с вами прощается и говорит: «Спасибо»!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы Тема: «В сказочном, зимнем лесу!»
Основная цель этого зканятия: формирование грамматического строя речи. В работе использовались различные методические приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, самопроверка, взаимопроверка....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы « Машенька»
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей средней группы « Машенька»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей средней группы
Лепка с элементами конструирования из природного материала.Петя-петушок, золотой гребешок....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству для детей средней группы "Мышка"
Разработал воспитатель ГБДОУ № 119 Фрунзенского района СПб Кулякина Светлана Донатовна...
Конспект непрерывной образовательной деятельности. Тема «Волшебница – вода» для детей средней группы. ОО «Познавательное развитие»
Конспект непрерывной образовательной деятельности.Тема «Волшебница – вода» для детей средней группы.ОО «Познавательное развитие»...
