Методическая разработка Познавательно-творческий проект «Макетирование как элемент развития технического творчества у детей второй младшей группы»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Цель проекта: Активизация познавательной деятельности детей через формирование  устойчивого интереса к конструкторской, творческой и проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Познавательно-творческий  проект

«Макетирование как элемент развития технического творчества у детей второй младшей группы»

2025

Вид проекта:  познавательный, творческий, игровой.

Продолжительность: сентябрь-май .

Участники проекта: дети  группы «Колокольчики», воспитатели, учитель-логопед, учитель-тифлопедагог, родители.

Цель проектаАктивизация познавательной деятельности детей через формирование  устойчивого интереса к конструкторской, творческой и проектной деятельности.

 Задачи проекта:

- познакомить детей с технологией «макетирование»;

-расширить представления детей об окружающем;

-способствовать познавательному и творческому развитию детей; 

- развивать  речь дошкольников, их мышление;

-способствовать формированию совместной творческой деятельности детей;

-познакомить  родителей с использованием различных видов макетов для всестороннего развития детей.

Актуальность.

В результате наблюдений, бесед с детьми и родителями, была выявлена потребность в

активизации познавательной деятельности детей для успешного развития сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Для развития их субъектности и поддержки детской инициативы.

Макетирование как одна из форм инновационной технологии позволяет решить  задачи:

  • Активизации познавательной деятельности.
  • Развитие пространственного мышления.
  • Сенсорное развитие.
  • Коммуникативное развитие.
  •  Подготовка к восприятию технической информации.
  • Привитие устойчивого интереса к конструкторской, изобретательской и проектной деятельности.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты, отражающие их основные свойства. Макеты могут быть использованы в соответствии замыслом   ребенка,    сюжетом    игры,    что    способствует    развитию    творчества и воображения, технического мышления.

Родители, участвующие в проекте имеют возможность повысить свои компетенции в ознакомлении и использовании  различных видов творческой деятельности с детьми.

Предполагаемые итоги реализации проекта

 В процессе создания, обыгрывания макетов в свободной  и образовательной деятельности активизировать познавательную, творческую, речевую активность детей.  Расширить  знания и представления детей об окружающем. Раскрыть возможности и творческие способности детей и через разнообразные виды деятельности. Повысить компетентность родителей в  использовании различных видов творческой деятельности с детьми в домашнем макетировании.

Этапы  проекта:

I Подготовительный этап:

  1. Выявление первоначальных знаний детей и родителей о макетировании.
  2.  Подбор литературы, иллюстраций об объектах макетирования.
  3. Составление плана макетирования по лексическим темам.
  4. Привлечение родителей к подбору материалов и изготовлению макетов.

II Основной этап:

  1. Знакомство с различными  видами макетов.
  2. Чтение книг, проведение  бесед,   отгадывание загадок.
  3. Проведение «Детского часа» - создание макета по теме.
  4. Занятие по развитию речи «Домашние животные», «Насекомые», «На горке». «Морские обитатели», «В лесу у ёлочки» и тд.
  5. Организация  дидактических, сюжетно-ролевых игры с макетами.
  6. Проведение мастер-класса  в сетевом сообществе «Детское техническое творчество».
  7. Консультации для родителей «Макетирование как элемент развития технического творчества детей»

III Заключительный этап:

1. Организация выставки макетов в группе.

2. Подведение итогов, беседа «Мой макет» 

           3. Использование макетов в развивающей среде группы как элемент «Голос ребёнка».

Технологии используемые в проекте

Проектная деятельность, здоровьесберегающая,  игровая,   проблемное обучение,  продуктивная деятельность.

                                                                             План реализации проекта в  группе

Интеграция

образовательных

областей

Срок

 реализации

Совместная деятельность с взрослым

Речевое развитие

Беседа «Что за игра?», «Фантазёры», «Помощники», «Строители», «Что в лесу?», «Кто летает и прыгает?», «Ловись рыбка», «Зимой на горке», «Светофор», «Мы в городе живём»

Занятие по развитию речи «Домашние животные», «Насекомые», «На горке». «Морские обитатели», «В лесу у ёлочки» и тд.

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Рассказы: использование литературных произведений по лексическим темам к макетам:

«В лесу», «Дикие животные», «Домашние животные», «Дом», «Посуда»,  «Зима», «Зимние развлечения», «Рыбы», «Космос», «Насекомые», «Улей», «Тетрис», «Город», «ПДД», «Зоопарк».

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:  «Улица», «Светофор», «Тетрис»,

«Цветы»,  «Небо и радуга», «Стога на лугу», «Морское дно», «Ёлка в снегу», «Берёза», «Снег идёт», «Бабочки» и тд.

афиша  «Музей макетов»,

Аппликация: «Домики», «Светофор», «Бабочки», «У рыбы чешуя», «Грузовик», «Ракета», «Город», «Маяк», «Птица в гнезде», «Скворечник», «Дерево», «Первоцветы»,  и т.д.

Лепка: «Посуда», «Чайник и чашка», «Кошка и котята», «Снеговик», «Санки», «Ёлка», «Зайчик»,  «Поросёнок»,  «Листопад», «Светофор», «Золотая рыбка» и т.д.

Социально-коммуникативная деятельность

Экспериментирование «Тонет-не тонет», «Цветная вода»,  «Летает-не летает», «Горячее-холодное» «Мягкое-колючее», «Тяжёлое-лёгкое», «Из чего сделано?»

Раскраски по лексическим темам к макетам.. Дидактические игры по макетам: «Справа-слево» «Где спрятался?», «Загадки», «Что я вижу?», «Вверху-внизу», «Светофор»,

Пальчиковые игры: картотека по лексическим темам.

Зрительная гимнастика с элементами макета.

Взаимодействие с родителями

Привлечение родителей к подбору и изготовлению атрибутов к макетам.

Фотовыскавка: «Макеты  сделанные нами».

Консультация: «Макетирование как элемент развития технического творчества детей»

Итоги проекта:

В решении всех поставленных  задач работа с детьми по созданию макетов имела положительную динамику.  Активизировала познавательную активность детей, позволяющую знакомить их  с окружающим миром, закреплять  знания о нём в дидактических и сюжетных играх с макетом. Позволило развить детскую инициативу, стимулировать детское творчество. Макет как  отображение объекта, его признаков, особенностей  помог в  развитии речи детей, обогатил  и активизировал словарный запас, способствовал развитию коммуникативных навыков.  Создание макетов помогло  в сенсорном развитии  детей, так как в процессе рассматривания и обыгрывания макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, величине,  форме материалами, тренируют моторно-глазные функции, зрительное восприятие,  внимание и память.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их участия. Мы планируем  активно подключать родителей к подбору мате- риалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ( "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество") для детей второй младшей группы Тема: «Колобок на окошке»

Цели: Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике аппликации: наклеивать готовую форму и рисовать дорожку по представлению;Учить детей ориентироваться на листе;Закреплять умение о...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами познавательного развития «Посадка семян» для детей второй младшей группы

Конспектобразовательной игровой ситуации с элементами  познавательного развития «Посадка семян» для детей второй младшей группыЦель: формирование и расширение представлений об объекта...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений по теме "Геометрические фигуры" во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников по теме «Геометрические фигуры» во второй младшей группе....

Учебно-методическое пособие: "Картотека дидактических игр по развитию математических представлений у детей второй младшей группы"

дидактические игры по развитию математических представлений во второй младшей группе....

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"Актуальность.С самого рождения детей окружают различные ...

Методическая разработка.Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы» во второй младшей группе

laquo;Познавательное развитие»: формировать представление детей о жизни птиц в холодное время года, познакомить с обобщающим понятием зимующие птицы.«Социально – коммуникативное раз...