Транслирование опыта, опытно-экспериментальная деятельность "Соль чудесница"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Опытно-экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_chudesnitsa_sol_parpalak_n.g.s_vyvodom.docx22.52 КБ
PDF icon vypiska_iz_protokola.pdf274.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

(Парпалак Н.Г., воспитатель)

Тема: Волшебница соль

Возрастная группа:

Средняя группа (4-5 лет)

Тип занятия: Опытно-экспериментальная деятельность

Цель: систематизировать представления детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Образовательные задачи: Закрепить представления о соли, её происхождении, внешнем виде и использовании. Сформировать представления о некоторых свойствах соли: растворимость в воде, солёный вкус, сыпучесть.

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать тактильные ощущения, обогащать словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов. Формировать умение работать в коллективе. Вызывать положительные эмоции от исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты (планируемые индикаторы): дети знают о происхождении соли, называют её свойства, проводят простые эксперименты с солью, рассказывают о применении соли в жизни человека.

Оборудование и материалы:

Для педагога: презентация (или картинки) о добыче соли, образцы соли (крупная, мелкая, морская), кувшин с водой, стакан с солью, ложка.

Для детей: тарелки с солью (на каждого ребёнка), увеличительные стёкла, два непрозрачных мешочка с разными предметами (например, картофель и камень), ложки, одноразовые стаканчики с водой (на каждого ребёнка), салфетки, фартуки (по желанию).

Предварительная работа: беседы о соли, её роли в жизни человека, чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; пословицы и поговорки о соли, рассматривание иллюстраций о добыче соли, просмотр видеофильма о добыче соли (фрагменты).

Методы и приёмы: беседа, художественное слово (загадки, пословицы), подвижная игра, физкультминутка, опыты, рассуждения, наглядность.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия:

I. Мотивационно-целевой этап:

Деятельность педагога:

Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы превратимся в юных учёных и отправимся в нашу лабораторию!».

Напоминание о правилах безопасности: «Но прежде чем отправиться в лабораторию, давайте вспомним, как мы должны вести себя в лаборатории. (Выслушивает ответы детей). Правильно, ребята. Но я хочу добавить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, ничего не брать в рот, проводить опыты только с разрешения воспитателя. Договорились?».

Создание интриги: «А вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы должны отгадать. Это белый кристаллик, который нужен и в еде, и в медицине…» (Ответы детей).

Деятельность детей:

Приветствуют педагога.

Вспоминают правила поведения в лаборатории.

Отгадывают загадку.

II. Этап актуализации знаний:

Деятельность педагога:

Рассматривание картинок о добыче соли: «Давайте рассмотрим картинки. Откуда берётся соль?».

А какую соль вы знаете? (Морскую, крупную, мелкую). Сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Деятельность детей:

Рассматривают картинки.

Называют виды соли.

III. Этап открытия нового знания:

Деятельность педагога:

Исследование свойств соли:

«Пройдите на свои места, возьмите стаканчики с солью. Давайте определим, есть ли у соли запах. Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (Солёная)».

Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (Насыпали). Значит, какая соль? (Сыпучая, рассыпчатая).

Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (Зёрнышки, кристаллы, крупинки).

Возьмите пипетку и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду).

А как вы думаете, почему соль не растворилась в воде, а впитала её? (Соли много, воды мало).

Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложку соли, размешайте. Что случилось с солью? (Она растворилась).

Изменился ли цвет воды? (Нет). А как вы думаете, какой стала вода на вкус? (Солёная). Молодцы.

Подведение итогов: «А теперь давайте вспомним, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды)».

Деятельность детей:

Проводят опыты под руководством воспитателя.

Наблюдают за изменениями.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

IV. Физкультминутка и Сказка-загадка:

Деятельность педагога:

Физкультминутка: «А теперь отдохнём, представим, что мы солим суп, солим кашу». (Дети имитируют движения).

Рассказывает сказку-загадку: «А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам сказку-загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два бычка и несли груз в мешках. (Показывает мешочки с солью и поролоном). Что легче? (Поролон)».

Предлагает некоторым детям сравнить мешочки.

Значит, какому бычку было легко идти? (Который нес поролон, а которому несли соль, ему было тяжело).

Деятельность детей:

Повторяют движения.

Слушают сказку-загадку.

Сравнивают мешочки.

V. Закрепление и Итог:

Деятельность педагога:

Опыт с растворением: «Давайте опустим мешочки с солью и поролоном в воду и подождем, пока они немного полежат в воде. А мы с вами проведем еще один опыт».

Сравнение пресной и солёной воды: «Ребята, вы когда-нибудь купались в море? (Ответ детей). А в обычной реке кто-нибудь из вас купался? (Ответ детей). Подскажите мне, какая вода в море? (Солёная). А в речке? (Ответ детей: простая, не солёная). По-другому говорят, что вода в реке пресная. Давайте все вместе повторим».

Демонстрация с картофелем: «Ребята, а вы знаете, что некоторые предметы в солёной воде не тонут, а находятся на поверхности воды. Давайте проверим это на опыте. Наливаем в этот стакан солёную воду и размешиваем. Опустим в этот стакан картофель. Что с ним произошло? (Он плавает на поверхности)».

Анализ результатов: «А теперь вернёмся к нашим мешочкам, которые мы оставили в воде. Что произошло с солью в воде? (Она растворилась.) Мешочек оказался пустым. Почему так произошло?».

Вопросы для подведения итогов: «Ребята, а скажите, для чего нужна соль в жизни человека? Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории? Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?».

Деятельность детей:

Наблюдают за экспериментами.

Отвечают на вопросы.

Делятся впечатлениями.

Шаблон самоанализа образовательной деятельности

«Волшебница соль»

ФИО педагога: [Парпалак Наталья Григорьевна]

Тема занятия: Волшебница соль

Группа: Средняя группа №15

Дата:

  1. Цель занятия: Цель достигнута

Формирование представления детей о соли, её свойствах и применении.

2. Задачи занятия: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять практические знания о соли и ее свойствах, качествах и применение.

Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдение правил безопасности поведения при проведении опытов с солью.

  • Закрепить знания детей о свойствах соли, об использовании человеком, в быту, характеристикой соли
  • Обогащать и активизировать словарь: «соль», «вещество», «растворить», «кристалл», «сыпучая», «пресная»!

Развивающие задачи:

  • Устанавливать причинно-следственную зависимость
  • Развивать умение обобщать, воображение, связную речь, делать выводы. Развивать творческие способности.

Какие задачи были поставлены? Познакомить детей с разыми видами соли, познакомиться с ее свойствами.

Удалось ли их выполнить? Да (Прописать, что именно поспособствовало решению поставленных задач)

3. Что получилось хорошо:

- Какие моменты занятия прошли успешно? Ребята старались, слушали внимательно.

- детям очень понравилось проводить эксперименты, усвоили для себя новый материал.

4. Что можно было сделать лучше:

- Какие трудности возникли?

- Что можно изменить в следующий раз?

Добавить новые эксперименты, например,: можно покрасить и придать оттенок соли, нарисовать картину при помощи клея и соли, (вырастить кристаллы) замесить соленое тесто и слепить различные фигуры, масса и уйма

5. Деятельность детей:

На занятии бала создана доброжелательная атмосфера

- Дети чувствовали себя спокойно и уверенно,

- Все дети были вовлечены в работу, ребятам все очень понравилось все прошло на одном дыхании.

6. Роль педагога:

- Я старалась быть внимательной ко всем детям, надеюсь мне это удалось

7. Выводы:

- Что я узнала нового о детях и своей работе?

- В бедующем мы закрепим данный материал и как я уже ранее говорила проведем новые эксперименты. Эффективность занятия в и достижения поставленной цели - проходит через решение задач посредством методов и приёмов подобранных в соответствии с возрастными особенностями детей средней группы к результату (который дети подводят самостоятельно). Выбранные методы и формы организации НОД обеспечили мотивацию деятельности, организацию на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет)....

Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы

Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...

Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы

Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды....