Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Представленный конспект занятия предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности. Цель занятия - расширение и обобщение представлений о воздухе и его свойствах через познавательно - исследовательскую деятельность. 

В ходе занятия дети знакомятся с Российской Академией наук, расширяют знания о российских ученых, в опытно - экспериментальной деятельности обобщают знания о свойствах воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные исследователи».

Цель: расширение и обобщение представлений о воздухе и его свойствах через познавательно - исследовательскую деятельность.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

• познакомить детей с историей создания Российской Академии наук;

• продолжать учить использовать приемы экспериментирования для познания объектов неживой природы и их свойств и качеств;

• систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха;

• расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

• активизировать и расширять словарный запас детей: ученые, лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, скафандр.

Развивающие задачи:

• развивать интерес детей к самостоятельному познанию обьектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

• развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать выводы и умозаключения;

 • развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа: беседа «Для чего нужен воздух и кому?»; наблюдение на прогулке за воздухом; чтение художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы; подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений о воздухе, явлениях природы; дидактические игры, подвижные игры, игры на развитие дыхания.

Оборудование и материал: ноутбук, проектор, прозрачные полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, воздушные шары разного цвета, формы; хирургические перчатки, контейнеры с крышкой разной формы и размера; мандарин; лабораторные весы на каждого ребенка; духовые детские музыкальные инструменты, баночки и дощечки.

Методы и приемы: 

1. Игровая ситуация «Письмо на электронную почту от президента Российской Академии наук Г. Я. Красникова».

2. Презентация «История создания Российской Академии наук».

3. Беседа о воздухе (Что такое воздух? Для чего он нужен? и т. д.).

4. Опыты в лаборатории:

– Опыт №1. «Обнаружение воздуха с помощью пакета».

 – Опыт №2. «Воздух имеет форму?».

– Опыт №3. «Имеет ли воздух вес?».

– Опыт №4. «Можно ли воздух услышать?».

5. Физкультминутка.

6. Опыт № 5. «Имеет ли воздух вкус и запах?».

7. Подведение итогов деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Ребята, вчера на электронную почту нашего детского сада пришло письмо. Вам интересно от кого оно?

Воспитатель читает письмо.

Воспитатель: «Здравствуйте, дошколята. В течение многих лет ученые нашей Академии наук изучали одну из планет нашей солнечной системы. Ее жители очень удивлены тем, что люди на Земле не носят скафандры. Инопланетяне хотели бы прилететь к нам в гости, но беспокоятся, смогут ли они ходить без скафандра на Земле? Ребята, а вы знаете, что такое скафандр и для чего он нужен? (Предполагаемые ответы детей: скафандр - это одежда космонавта. Он защищает его от космического излучения и помогает ему дышать в космосе).

Почему люди на земле их не носят? (Предполагаемые ответы детей: на Земле есть воздух, люди могут дышать без скафандра). Оказалось, что инопланетяне ничего не знают о воздухе и мы очень надеемся, что вы поможете им узнать о нем.

С уважением президент Российской Академии наук Геннадий Яковлевич Красников».

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое Российская Академия наук? (Ответы детей).

Я предлагаю обратиться к нашему волшебному экрану, может он поможет нам найти информацию про нее.

Дети садятся перед экраном.

Показ презентации «История создания Российской Академии наук».

Воспитатель: Российская Академия наук - это высшее научное учреждение России, где работают ученые и академики. У нее богатая и насыщенная история. Более 300 лет назад ее основал император Петр I. План создания Академии сформировался у него во время его заграничных путешествий. Называлась тогда она Академией наук и художеств.

Первым домом для Российской Академии наук было здание Кунсткамеры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Сначала в ней работали только иностранные ученые, которые помогали Петру I строить здания, корабли. Обучение в Академии в то время тоже вели на иностранных языках. Первым ученым, который стал читать лекции русским студентам на русском языке, был академик Михаил Васильевич Ломоносов, который сделал много открытий в химии, физике, астрономии.

Академия состояла из трёх «классов». В первом классе математических наук ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Во втором классе естественных наук академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе велись исследования в областях права, политики и этики.

В разное время в ней учились и занимались наукой русские ученые: математик

Н. И. Лобачевский, физик И. В. Курчатов, химик Д. И. Менделеев, изобретатель радио А. С. Попов, конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев и многие другие.

В наше время Российская академия наук продолжает расширяться и развиваться. Сегодня выдающиеся российские ученые продолжают вносить серьезный вклад в развитие науки во всем мире.

Воспитатель: Нам ученые поручили такое ответственное задание и я думаю, что к нему нам нужно очень серьезно подготовиться. Вы согласны со мной?

Как вы думаете, что такое воздух? Где мы можем найти нужную информацию? (Предполагаемые ответы детей: Прочитать в книге, посмотреть по телевизору, спросить у взрослых, спросить в интернете у Алисы). Мне кажется, что быстрее всего узнать, что такое воздух мы сможем, если спросим у виртуального помощника Алисы. Серафим, это мы поручим тебе. (Ребенок спрашивает у Алисы).

Воспитатель: Для чего нужен воздух? (Предполагаемые ответы детей: чтобы дышать). Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А только ли человеку нужен воздух? (Ответы детей).

Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь.

Ребята, вы знаете, у воздуха есть много секретов. Разгадать их можно только в лаборатории. Что такое лаборатория? (Предполагаемые ответы детей: помещение, где находится много приборов для опытов). А кто работает в лаборатории? (Предполагаемые ответы детей: ученые — исследователи).

Мы с вами тоже сегодня превратимся в настоящих ученых и постараемся разгадать все секреты воздуха.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Вспомним их:

1. Не кричать;

2. Ничего не трогать без разрешения;

3. Не пробовать на вкус;

4. Соблюдать осторожность;

5. Работать только на своем месте.

Дети надевают халаты.

Воспитатель: Нам в работе будет помогать карта исследования. После каждого исследования мы будем делать выводы и отмечать в карте полученные результаты.

На мольберт выставляем карту исследования.

Итак, уважаемые ученые, приступаем к исследованиям.

Мы сказали, что на земле есть воздух. Посмотрите на вверх, вниз, направо, налево. Кто-нибудь из вас видит воздух? Я тоже его не вижу. А может его вокруг нас нет, поэтому мы его не видим? (Ответы детей). Давайте докажем, что воздух вокруг нас есть.

Опыт №1. «Обнаружение воздуха с помощью пакета».

Возьмите пакет в руки и скажите, какого он цвета? (Предполагаемые ответы детей: прозрачный, бесцветный). Покрутитесь с пакетом вокруг себя. Закрутите пакет. Что произошло с пакетом? (Предполагаемые ответы детей: надулся).

Почему он надулся? (Предполагаемые ответы детей: потому что в него попал воздух). Без воздуха пакет был прозрачный, бесцветный, а с воздухом пакет поменял цвет? (Предполагаемые ответы детей: нет, остался такой же прозрачный, бесцветный). Значит, воздух какой? (Предполагаемые ответы детей: прозрачный, бесцветный). А воздух в пакете мы видим? (Предполагаемые ответы детей: нет). Почему? Воздух невидимый, потому что прозрачный, бесцветный.

Вывод: Воздух вокруг нас есть, он невидимый, прозрачный, бесцветный.

Отмечаем результат в карте.

Переходим к следующему опыту и выясним имеет ли воздух форму?

Опыт №2. «Воздух имеет форму?» На столе у вас лежат предметы разной формы. (Воздушные шарики разной формы, перчатка, пакет, посуда с крышкой разной формы).

Каждый возьмите себе по предмету и поместите в него воздух. Что получилось? Имеет ли воздух свою форму? (Воздух не имеет формы. Он приобретает форму того пред мета, в какой попадает).

Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в какой попадает). (Отмечаем результат).

Ребята, все предметы вокруг нас имеют вес. Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим.

Опыт №3. «Имеет ли воздух вес?».

 Для проведения следующего опыта я приглашаю вас за столы, возьмите два одинаковых воздушных шарика и положите их на чаши весов. Что мы видим? (Чаши весов неподвижны, потому что вес двух шариков одинаковый). Теперь с одной чаши шарик убираем и вместо него положим такой же, но надутый шарик, что вы заметили? (Весы перевесили в сторону надутого шарика). Почему надутый шарик стал тяжелее? (Внутри шарика появился воздух и он стал тяжелее). Значит, воздух имеет вес.

Вывод: воздух имеет вес. (Отмечаем результат).

Можно ли воздух услышать? (Ответы детей).

Опыт №4. «Можно ли воздух услышать?» 

На столе лежат детские духовые музыкальные инструменты, крышка от фломастера, свисток, пустой пластмассовый пузырек.

Подуйте в предметы, лежащие на подносе. Что вы слышите? (Звук).У каждого предмета свой звук. Он возникает, когда мы дуем в отверстие предмета: воздух дрожит и мы его слышим.

Вывод: Воздух можно услышать. (Отмечаем результат).

Хотите поиграть с этими разными звуками? Под звук дудочки вам надо покружиться на месте, под звук свистка — маршировать, а когда зазвучит труба — поплясать вприсядку.

Следующий опыт: «Имеет ли воздух вкус и запах?»

Опыт №5. «Имеет ли воздух вкус и запах?» 

Сейчас мы это проверим. Попробуйте укусить воздух. Какого он вкуса? (Предполагаемые ответы детей: без вкуса). Теперь понюхайте воздух вокруг вас. Чувствуете какой - нибудь запах? (Ответы детей). Закройте глаза. (Воспитатель чистит мандарин). А теперь с закрытыми глазами начинайте мед- ленно вдыхать воздух и скажите, чем пахнет? (Ответы детей). Это воздух пахнет или мандарин? (Ответы детей).

Вывод: Чистый воздух не имеет вкуса и запаха. Он лишь пере- дает запах предметов. (Отмечаем результаты).

Воспитатель: Мы с вами, как настоящие ученые, проделали большую научную работу и разгадали все секреты воздуха. Вспомним, что мы узнали о воздухе? Какой опыт вам показался самым интересным? Результаты нашего исследования мы по электронной почте отправим в Российскую Академию наук, чтобы ученые смогли передать их инопланетянам. Мы очень надеемся, что они в скором будущем решатся прилететь к нам в гости. Спасибо за работу!

Использованная литература:

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет /Т.М. Бон­ даренко. — Воронеж; 2011 г.

2. Гризик, Т. И. Познаю мир /Т.И. Гризик. —М.; 2010

3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для до­ школьников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: Наука, 2010. — 362 с.

4. Дыбина, О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. — М.: Сфера, 2002. — 28 с.

5. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду — М.: Сфера,2004

6. Куликовская, И. Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. — М.: Педагогическое обще­ ство России, 2005. —80 с.

7. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб: Детство­Пресс, 2015, 128 с.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2004.

9. Перельман, Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург, 1995.

10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятель­ ности детей дошкольного возраста // Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Программа развития).

11. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

12. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. — Самара: Изд­во «Учебная литература», 2005.

13. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Маленькие академики – исследователи»

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ расширяет и формирует представления  детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию 2 младшая группа Тема: "Маленькие исследователи"

Цель: Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...