Конспект проведения ОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием нетрадиционных технологий: «Кроссенс» и ИКТ».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Этот конспект составлен с использованием инновацинной технологии "Кроссенс", что делает занятие интереснее и разнообразнее для современных детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект проведения образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей подготовительной к школе группе
по теме: «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием нетрадиционных технологий: «Кроссенс» и ИКТ».
Выполнила: воспитатель
Иванова Е.П.
Цель: Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса - пищевые цепочки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные леса делятся на травоядных, хищников и всеядных;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки.
Развивающие:
- развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;
- стимулировать познавательный интерес воспитанников.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, демонстрация, видеопрезентация система вопросов, интерактивная игра, карточки «Кроссенс», проблемная ситуация, поощрение, само и взаимоанализ.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность».
Формы организации детской деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные и растения нашего леса», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, презентаций о животных; чтение художественной литературы: рассказ «Цепочки в лесу» из книги «Экология в картинках», Е. Чарушина о животных и др., дидактические игры.
Материалы и оборудование: конверт от лесника; бумажная цепь; картинки «Кроссенс» - дикие животные; картинки на липучках с изображением животных для составления пищевых цепочек, ИКТ «Мир природы. Пищевые цепи»; два стола, одна магнитная доска; магниты; канат, картонные круги.
Ход занятия:
Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает:
- Дети, а вы любите ли вы ходить в лес? (ответы детей)
- Для чего мы ходим в лес? (ответы детей)
- Что мы там можем делать? (ответы детей)
- Что мы там можем увидеть? (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, сегодня утром нам принесли письмо от лесника. Вот оно. Хотите я прочитаю?
«Здравствуйте ребята группы «Непоседы». Меня зовут Григорий Иванович. Я работаю лесником. Живу и работаю в лесу. Последнее время стал замечать, что деревья в лесу стали гибнуть. Почему это происходит, я не понимаю. Помогите, пожалуйста, найти причину, по которой погибают деревья в лесу. Жду с нетерпением вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь леснику, и понять почему же все так произошло? (ответы детей)
- Тогда отправляемся в путь!
Воспитатель: Но, прежде чем пойти в лес, нам необходимо вспомнить все правила поведения в лесу. (Слайд 2)
Дети называют правила и объясняют, почему нельзя этого делать.
Слайд 3 (на экране появляются знаки «Правила поведения в лесу»)
Воспитатель: Я совсем забыла, лесник прислал нам зашифрованные фотографии некоторых обитателей леса. Давайте посмотрим.
Дети рассматривают картинки «Кросенсс» - дикие животные и называют их (лиса, белка, заяц, медведь, ёж, волк и другие).
Карточки с разным уровнем сложности.
Воспитатель: Ребята, а как можно обобщить и назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Молодцы, отправляемся с вами в лес по тропинке. Будьте аккуратны, смотрите по ноги.
Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем» (канат и картонные круги)
По тропинке в лес шагаем (ходьба высоко поднимая колени)
Ножки выше поднимаем.
На пути у нас ручей (проходят по брёвнышку)
Ты его преодолей!
Мы по брёвнышку пройдём
И в ручей не упадём!
Впереди у нас болото (перепрыгивают по кочкам)
Упасть в него нам не охота.
Мы по кочкам, прыг да скок
Вот и попали мы в лесок! (разводим руки в стороны)
(Слайд 4. Лес)
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво!
Воспитатель: Ребята кого вы видите?
Дети: Деревья, лиса, кусты, жуков, гусениц, насекомых и т.д.
Воспитатель: Ребята, чего не хватает в лесу?
Дети: Птиц.
Воспитатель: Правильно, птиц. Странно?! Как это в лесу нет птиц? А как вы думаете, почему их нет?
(Слайд 5. Сухой лес)
Воспитатель: А вот и деревья, которые погибают. Посмотрите, что это с ними? (предположения детей)
Воспитатель: А кто помнит, для чего мы пришли в лес? О чём нас просил лесник?
- Вы уже сказали, что деревья гибнут потому, что развелось много жуков, насекомых.
- Из – за чего это произошло? (птицы улетели в другие места).
- Почему птицы покидают свои места обитания?
- Вы смогли найти ответ на этот вопрос? Нет.
- Почему не смогли?
- У кого можем спросить? Или где найти ответ на вопрос?
Воспитатель: Хорошо, я помогу вам.
(Слайд 6. Дикие животные)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на животных, которых нам прислал лесник и скажите, чем питаются эти животные?
Дети: Мясом, корой, травой, мхом, комарами и т.д.
Воспитатель: На какие группы по типу питания мы можем разделить этих животных? (травоядные, хищники и всеядные).
(Слайд 7)
Воспитатель: Ребята назовите животных, кто к какой группе относится (дети смотрят на слайд и называют животных по группам).
Ребята! Посмотрите, что я для вас приготовила. Перед вами бумажная цепочка. Посмотрите на нее. Каждое звено зацепляется друг за друга. Как вы думаете, что случится, если одно звено разорвать?
Ответы детей.
Воспитатель: Попробуем это сделать.
Эксперимент с бумажной цепочкой.
Дети делают вывод (с помощью воспитателя) о том, что при разрыве одного звена «страдает» вся цепочка.
Воспитатель: Молодцы. Давайте попробуем поиграть и разобраться в пищевых цепочках леса!
(Слайд 8 - 11)
Интерактивная дидактическая игра «Пищевые цепочки» - дети рассматривают слайд и убирают лишних насекомых, животных.
Воспитатель: Как мы видим все в лесу взаимосвязано. Все лесные жители друг от друга зависят. Учёные говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем, как звенья в цепочке. Поэтому она и называется - пищевая цепочка. И таких вот цепочек в лесу очень много.
Воспитатель: Ребята, а хотите (или давайте попробуем) составить свои пищевые цепочки? Разделитесь на пары и составьте из этих картинок пищевые цепочки, которые существуют, по вашему мнению (дети выполняют задания из картинок и стрелок на липучках).
Воспитатель: Молодцы. Давайте посмотрим на пищевую цепочку, в которой есть птицы:
(Слайд 12) Растения – гусеница – птицы
Воспитатель: А что будет, если убрать из пищевой цепочки одно звено? Например, мы уберём птиц. Что произойдёт?
Дети: насекомых станет больше, и растения могут погибнуть. Что и произошло в этом лесу.
(Слайд 13)
Воспитатель: А теперь посмотрите, чем заканчивается эта цепочка?
Птицы – Ласка – ? .
Дети: знак вопроса.
Воспитатель: Какой вывод можем сделать? (если никто не охотится на ласку, то их станет много, и они начнут разорять гнезда птиц). Поэтому из леса улетели почти все птицы.
Ребята, а вы знаете кто охотится на ласку? Какие хищные птицы? (если дети не называют, воспитатель сам говорит)
(Слайд 14) Дети: Сова, филин, беркут, ястреб.
Воспитатель: Составьте пожалуйста правильную цепь на магнитной доске (дети берут картинки хищных птиц, и продолжают цепочку на магнитной доске с картинками на липучках).
Воспитатель: Молодцы, справились. Теперь всё на своих местах. Все звенья цепи на месте. А нам пора возвращаться в группу (возвращаемся той же тропинкой).
Воспитатель собирает около себя детей и спрашивает:
- Вам понравился наш поход в лес? Кому помогали? А что просил выяснить лесник? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?
- Я напишу письмо леснику. А вы нарисуете ему пищевую цепочку.
Само- и взаимоанализ:
Как вы считаете, кто был наиболее активен на занятии?
Кто из вас правильно отвечал?
А кто не очень активно работал?
Завтра он постарается, и будет давать много правильных ответов.
А как ты думаешь, как ты занимался сегодня?
Ребята, вы согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Веселые игрушки» с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий.
Цель: учить детей владеть речью, как средством общения....

Конспект квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе."Помощь Природе!"
Для выполнения заданий в игре-квесте Эколёнок Умница ребятам вручила письмо-посылку, с просьбой о помощи лесам Краснодарского края. По пути их ждали интересные экологические задания: отвечали на вопро...

Конспект ООД проведения по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме : «Город мастеров» (открытое занятие)
Конспект ООД проведения по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме : «Город мастеров» (открытое занятие)...

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»
В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»
В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»
В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проведения НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе«Как поссорились март и февраль»
План-конспект проведения непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Вид деятельности: познавательная деятельнос...
