Конспект проведения ОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием нетрадиционных технологий: «Кроссенс» и ИКТ».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Евдокия Петровна

Этот конспект составлен с использованием инновацинной технологии "Кроссенс", что делает занятие интереснее и разнообразнее для современных детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной к школе группе

по теме: «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием нетрадиционных технологий: «Кроссенс» и ИКТ».

Выполнила: воспитатель

Иванова Е.П.

Цель: Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса -  пищевые цепочки.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные леса делятся на травоядных, хищников и всеядных;

- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки.

Развивающие:

- развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;

- стимулировать познавательный интерес воспитанников.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, демонстрация, видеопрезентация система вопросов, интерактивная игра, карточки «Кроссенс», проблемная ситуация, поощрение, само и взаимоанализ.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Формы организации детской деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные и растения нашего леса», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, презентаций о животных; чтение художественной литературы: рассказ «Цепочки в лесу» из книги «Экология в картинках», Е. Чарушина о животных и др., дидактические игры.

Материалы и оборудование: конверт от лесника; бумажная цепь; картинки «Кроссенс» - дикие животные; картинки на липучках с изображением животных для составления пищевых цепочек, ИКТ «Мир природы. Пищевые цепи»; два стола, одна магнитная доска; магниты; канат, картонные круги.

  

Ход занятия:

Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает: 

- Дети, а вы любите ли вы ходить в лес? (ответы детей)

- Для чего мы ходим в лес? (ответы детей)

- Что мы там можем делать? (ответы детей)

- Что мы там можем увидеть? (ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, сегодня утром нам принесли письмо от лесника. Вот оно. Хотите я прочитаю?

«Здравствуйте ребята группы «Непоседы». Меня зовут Григорий Иванович. Я работаю лесником. Живу и работаю в лесу. Последнее время стал замечать, что деревья в лесу стали гибнуть. Почему это происходит, я не понимаю. Помогите, пожалуйста, найти причину, по которой погибают деревья в лесу.  Жду с нетерпением вашего ответа».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь леснику, и понять почему же все так произошло? (ответы детей)

- Тогда отправляемся в путь!

Воспитатель: Но, прежде чем пойти в лес, нам необходимо вспомнить все правила поведения в лесу. (Слайд 2)

Дети называют правила и объясняют, почему нельзя этого делать.

Слайд 3 (на экране появляются знаки «Правила поведения в лесу»)

Воспитатель: Я совсем забыла, лесник прислал нам зашифрованные фотографии некоторых обитателей леса. Давайте посмотрим.

Дети рассматривают картинки «Кросенсс» - дикие животные и называют их (лиса, белка, заяц, медведь, ёж, волк и другие).

Карточки с разным уровнем сложности.

Воспитатель: Ребята, а как можно обобщить и назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Молодцы, отправляемся с вами в лес по тропинке. Будьте аккуратны, смотрите по ноги.

Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем» (канат и картонные круги)

По тропинке в лес шагаем (ходьба высоко поднимая колени)
        Ножки выше поднимаем.
        На пути у нас ручей (
проходят по брёвнышку)
        Ты его преодолей!
        Мы по брёвнышку пройдём
        И в ручей не упадём!
        Впереди у нас болото  (
перепрыгивают по кочкам)
        Упасть в него нам не охота.
        Мы по кочкам, прыг да скок
        Вот и попали мы в лесок!  (
разводим руки в стороны)

(Слайд 4. Лес)

Воспитатель:  Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво!  

Воспитатель: Ребята кого вы видите?

Дети: Деревья, лиса, кусты, жуков, гусениц, насекомых и т.д.

Воспитатель: Ребята, чего не хватает в лесу?

Дети: Птиц.

Воспитатель: Правильно, птиц. Странно?! Как это в лесу нет птиц? А как вы думаете, почему их нет?

(Слайд 5. Сухой лес)

Воспитатель:  А вот и деревья, которые погибают. Посмотрите, что это с ними? (предположения детей)

Воспитатель: А кто помнит, для чего мы пришли в лес? О чём нас просил лесник?

- Вы уже сказали, что деревья гибнут потому, что развелось много жуков, насекомых.

- Из – за чего это произошло? (птицы улетели в другие места).

- Почему птицы покидают свои места обитания?

- Вы смогли найти ответ на этот вопрос? Нет.

- Почему не смогли?

- У кого можем спросить? Или где найти ответ на вопрос?

Воспитатель: Хорошо, я помогу вам.

(Слайд 6. Дикие животные)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на животных, которых нам прислал лесник и скажите, чем питаются эти животные?

Дети: Мясом, корой, травой, мхом, комарами и т.д.

Воспитатель: На какие группы по типу питания мы можем разделить этих животных? (травоядные, хищники и всеядные).

(Слайд 7)

 Воспитатель: Ребята назовите животных, кто к какой группе относится (дети смотрят на слайд и называют животных по группам).

Ребята! Посмотрите, что я для вас приготовила. Перед вами бумажная цепочка. Посмотрите на нее. Каждое звено зацепляется друг за друга. Как вы думаете, что случится, если одно звено разорвать?

Ответы детей.

Воспитатель: Попробуем это сделать.

Эксперимент с бумажной цепочкой.

Дети делают вывод (с помощью воспитателя) о том, что при разрыве одного звена «страдает» вся цепочка.

Воспитатель: Молодцы. Давайте попробуем поиграть и разобраться в пищевых цепочках леса!

(Слайд 8 - 11)

 Интерактивная дидактическая игра «Пищевые цепочки» - дети рассматривают слайд и убирают лишних насекомых, животных.

Воспитатель: Как мы видим все в лесу взаимосвязано. Все лесные жители друг от друга зависят. Учёные говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем, как звенья в цепочке. Поэтому она и называется -  пищевая цепочка. И таких вот цепочек в лесу очень много.

Воспитатель: Ребята, а хотите (или давайте попробуем) составить свои пищевые цепочки? Разделитесь на пары и составьте из этих картинок пищевые цепочки, которые существуют, по вашему мнению (дети выполняют задания из картинок и стрелок на липучках).

Воспитатель: Молодцы. Давайте посмотрим на пищевую цепочку, в которой есть птицы:

(Слайд 12) Растения – гусеница – птицы

Воспитатель: А что будет, если убрать из пищевой цепочки одно звено? Например, мы уберём птиц. Что произойдёт?

Дети: насекомых станет больше, и растения могут погибнуть. Что и произошло в этом лесу.

(Слайд 13)

 Воспитатель: А теперь посмотрите, чем заканчивается эта цепочка?

Птицы – Ласка – ? .

Дети: знак вопроса.

Воспитатель: Какой вывод можем сделать? (если никто не охотится на ласку, то их станет много, и они начнут разорять гнезда птиц). Поэтому из леса улетели почти все птицы.

Ребята, а вы знаете кто охотится на ласку? Какие хищные птицы? (если дети не называют, воспитатель сам говорит)

(Слайд 14) Дети: Сова, филин, беркут, ястреб.

Воспитатель: Составьте пожалуйста правильную цепь на магнитной доске (дети берут картинки хищных птиц, и продолжают цепочку на магнитной доске с картинками на липучках).

Воспитатель:  Молодцы, справились. Теперь всё на своих местах. Все звенья цепи на месте. А нам пора возвращаться  в группу (возвращаемся той же тропинкой).

Воспитатель собирает около себя детей и спрашивает:

- Вам понравился наш поход в лес? Кому помогали? А что просил выяснить лесник? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?

- Я напишу письмо леснику. А вы нарисуете ему пищевую цепочку.

Само-  и взаимоанализ:

Как вы считаете, кто был наиболее активен на занятии?

Кто из вас правильно отвечал?

А кто не очень активно работал?

Завтра он постарается, и будет давать много правильных ответов.

А как ты думаешь, как ты занимался сегодня?

Ребята, вы согласны?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе."Помощь Природе!"

Для выполнения заданий в игре-квесте Эколёнок Умница ребятам вручила письмо-посылку, с просьбой о помощи лесам Краснодарского края. По пути их ждали интересные экологические задания: отвечали на вопро...

Конспект ООД проведения по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме : «Город мастеров» (открытое занятие)

Конспект ООД проведения по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме : «Город мастеров» (открытое занятие)...

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проведения НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе«Как поссорились март и февраль»

План-конспект   проведения непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в подготовительной к школе группе Вид деятельности: познавательная деятельнос...