Дидактическое пособие для дошкольников "Гербарий. Цветы Оренбургской области".
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)
Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и гармонии. С глубокой древности человек использовал растения в пищу, для строительства жилищ, для изготовления тканей, посуды и мебели, для лечения от ран и болезней. В наше время этот удивительный и загадочный мир требует особого – ценностного – отношения человека, а оно невозможно без изучения особенностей и видового состава растений.
Пожалуй, самым увлекательным способом изучение мира растений является наблюдение за растениями в природе, их сбор и оформление гербария. Гербарии помогают лучше узнавать родной край и познакомиться с растениями, которые не растут в нашем крае. По старинному гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий, какие растения исчезли, а какие появились в данной местности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 787.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ГЕРБАРИЙ
«ЦВЕТЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
Автор: Абрамова С.И.
Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и гармонии. С глубокой древности человек использовал растения в пищу, для строительства жилищ, для изготовления тканей, посуды и мебели, для лечения от ран и болезней. В наше время этот удивительный и загадочный мир требует особого – ценностного – отношения человека, а оно невозможно без изучения особенностей и видового состава растений.
Пожалуй, самым увлекательным способом изучение мира растений является наблюдение за растениями в природе, их сбор и оформление гербария. Гербарии помогают лучше узнавать родной край и познакомиться с растениями, которые не растут в нашем крае. По старинному гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий, какие растения исчезли, а какие появились в данной местности.
Что такое гербарий
Слово «гербарий» происходит от латинского «herba» - трава, зелень.
гербарий — это коллекция определенным образом обработанных и документированных засушенных растений. Первым применил термин «гербарий» к сборам засушенных растений французский врач, ботаник и путешественник Жозеф Турнефор (около 1700 года).
Гербарием называют также хранилища гербарных коллекций. На сегодняшний день крупнейшим гербарием мира является Национальный музей естественной истории (Париж, более 7 млн. образцов). Немногим меньше - 6,5 млн. гербарных листов - гербарий Королевского ботанического сада в Кью, пригороде Лондона. Собранные там коллекции настолько уникальны, что ученые именно их считают самыми важными для ботаники. Почти столько же образцов хранятся в Ботаническом институте имени В.Л. Комарова Российской Академии наук в Санкт-Петербурге.
Далеко не всякое собрание сухих растений можно назвать гербарием. Главное требование - каждый гербарный образец должен быть полноценным документом, правильно изготовленным и оформленным. В зависимости от размера на гербарном листе может быть представлена часть растения (например, гербарий листьев, гербарий цветков) или все растение с корнем, стеблем, листьями и цветками или плодами.
Обычно гербарии охватывают состав растительности какой-либо определенной территории (страна, область)или определенного семейства, рода растений (гербарий злаков, гербарий яблонь). Иногда в основу гербария кладутся какие-либо полезные или вредные для человека свойства растений (гербарий лекарственных растений, гербарий сорных растений).
Зачем создают гербарий
Интересно, что первые гербарии говорят не о научном предназначении коллекции, а имеют романтические корни. Высушивая подаренный красивый цветок, влюбленные сохраняли знаки внимания и память о дорогом человеке. Именно это назначение гербария отразил А.С. Пушкин в стихотворении «Цветок»:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Учёные стали интересоваться растениями только в 15 веке. Именно тогда появились первые книги с рисунками растений. А в 16 веке в Италии стали появляться труды научного характера с примерами из приклеенных высушенных частей растений. В 19 веке Карл Линней говорил, что «гербарий имеет превосходство над любым изображением и необходим каждому ботанику».
Гербарий – это самый хороший способ сохранить максимум информации о растении. Никакой, даже прекрасно выполненный рисунок, а тем более, рассказ, не заменит натурального растения.
Гербарий документирует состав растительности конкретной территории, а также распространение видов. Только гербарий может дать полные и надежные сведения об изменении флоры той или иной страны за тот или иной период времени.
В наше время на замену гербаризации как способу сохранения информации о растениях пришла фотография, активно создаются электронные гербарии. Сейчас засушивание трав — это преимущественно любительское занятие рукодельниц и дизайнеров, которые оформляют растения в раму или делают декоративные композиции.
Как изготовить гербарий
Создание гербария проходит в три этапа:
1. Поиск и сбор растений.
Растения для гербария нужно собирать в сухую погоду в местах их массового произрастания, подбирая экземпляры среднего размера и стандартного вида. Необходимо брать несколько экземпляров одного растения, что позволит выбрать после сушки самый привлекательный. Желательно собирать растения в период цветения, так как цветок – очень важный систематический признак. Многие растения вянут в первые часы после сбора, поэтому не стоит брать растений больше, чем возможно подготовить к высушиванию за один вечер.
2. Сушка растений.
Собранные растения можно высушить разными способами.
Чтобы растение оставалось объемным, используются:
2.1. естественная сушка на открытом воздухе, вдали от солнечных лучей, без контакта с поверхностью (в подвешенном виде);
2.2. сушка в сыпучих гигроскопичных материалах, например, в предварительно просеянном, промытом и прожаренном в духовке песке.
2.3. плоская сушка под прессом (книга) или с помощью утюга
Растения очищают от загрязнений, расправляют и аккуратно раскладывают между листами бумаги так, как оно должно выглядеть в гербарии. Бумага впитывает выделяемую растением влагу, поэтому её необходимо периодически менять.
Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель, если растение не сгибается, его можно оформлять на гербарном листе. Любые сухие растения очень хрупкие, поэтому обращаться с ними после окончательной просушки стоит очень аккуратно, с помощью пинцета.
3. Оформление гербария.
После того, как растения засушены, их прикрепляют на плотные листы формата А3 или А4. На одном гербарном листе монтируется только один вид растений в одном или нескольких экземплярах. Для основы можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить покрытые калькой готовые гербарные листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактического пособия "Два Царства цвета"
Презентация дидактического пособия "Два Царства цвета"...

Паспорт дидактического пособия "Два Царства цвета"
Паспорт дидактического пособия "Два Царства цвета"...

Дидактическое пособие "Разложи по цвету"
Закрепление представления о цветах (красном, желтом, синем, зеленом). Научить детей классифицировать предметы по цветам в процессе игровой деятельности....

Дидактическое пособие "В мире цвета"
Совершенствовать умение свободно пользоваться словарём существительных, прилагательных, глаголов в диалогах и играх...

Авторская разработка дидактического пособия "Закрепление основных цветов с помощью подручных материалов"
Закрепление основных цветов с помощью фрутокрышек...

Дидактическое пособие "Подбери по цвету"
Дидактическая игра "Подбери по цвету" на закрепление представления детей о четырех основных цветах....






