ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру

Бойченко Лариса Леонидовна

Важным аспектом в экологическом воспитании является использование различных игровых техник, соответствующих возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx110.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ

В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Игра – это ценность сама по себе, которая дарит ощущение свободы, контроля над вещами, действиями и отношениями, позволяя максимально полно реализовать себя в настоящем, достичь полного эмоционального благополучия, стать частью детского общества, основанного на свободном общении равноправных.

Игра оказывает глубокое влияние на все сферы развития ребенка, провоцируя значительные преобразования в его психике, которые готовят почву для перехода к следующему, более высокому уровню развития. Именно поэтому игра обладает огромным воспитательным потенциалом.

Классификация игр, предложенная С.Л. Новоселовой, основана на том, от кого исходит инициатива их возникновения (ребенка или взрослого), и включает три группы.

1. К этой категории относятся игры, которые начинаются по инициативе самого ребенка или группы детей, такие как самостоятельные игры, театрализованные постановки, экспериментирующие игры, режиссерские игры, сюжетно-отобразительные и сюжетно-ролевые игры.

2. Игры, которые начинаются по предложению взрослого или старших детей (это могут быть организованные игры, игры с обучающим эффектом, подвижные игры или игры для досуга).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа (народные игры).

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами – подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр – правила – является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого – особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное выполнение им правил – это главное условие организации и проведения таких игр.

Усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают своих нарушений. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение довольно долго являются организационным моментом.

В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игры, направленные на развитие эстетического восприятия природы у детей, представляют собой уникальный инструмент экологического воспитания. Их суть заключается в побуждении ребёнка к глубокому взаимодействию с природными объектами, выходящему за рамки простого наблюдения. Речь идёт о тактильном контакте: прикосновении к листьям, коре дерева, шерсти животного – опыте, который пробуждает сенсорное восприятие и формирует эмоциональную связь с окружающим миром. После такого непосредственного контакта ребёнок должен описать объект, поделившись своими впечатлениями. Это может быть всё что угодно: описание формы и цвета, особенности роста дерева, заметки о поведении животного, размышления о влиянии человека на природу – как позитивном (уход, охрана), так и негативном (загрязнение, уничтожение среды обитания). Важно отметить, что такое описание не должно быть сухим перечислением фактов, а отражать эмоциональное состояние ребёнка, его личное восприятие красоты и уникальности природы.

Например, дошкольник может описать нежный аромат цветка, шершавую кору дерева, тёплую на ощупь, или грацию полёта бабочки. Эффективность таких игр напрямую зависит от нескольких факторов:

– во-первых, ребёнок должен обладать определённым багажом знаний о природе.

Прежде чем отправляться на подобные занятия, необходимо провести подготовительную работу, рассказав воспитанникам о различных растениях и животных и т. д. Можно читать рассказы, просмотреть документальные видеофрагменты;

– во-вторых, игра должна проходить в естественной среде обитания. Искусственные условия, даже самые тщательно воссозданные, не смогут передать полноту ощущений от живого контакта с природой. Дети должны иметь возможность свободно взаимодействовать с объектами. Важно обеспечить безопасность, устанавливая определённые правила поведения в природе;

– в-третьих, оптимально проводить подобные занятия с подгруппами из 7–8 человек. Это позволяет каждому получить достаточно внимания от педагога, свободно выразить свои мысли и чувства, установить открытый диалог. Кроме того, небольшая группа обеспечит индивидуальный подход, учитывая особенности восприятия и темп развития каждого дошкольника.

Игры, используемые в качестве метода экологического воспитания, представляют собой специально организованные игровые обучающие ситуации (ИОС) – не просто развлечение, а целенаправленный процесс обучения, встроенный в игровую форму. Игры могут строиться на основе жизненных событий (например, ситуация, когда дети наблюдают за процессом создания гнезда, где обсуждают их поведение, трудолюбие) или сказочных сюжетов (например, игра, где дети становятся сказочных героями и защищают лес от злых сил и т. д.).

Сюжет ИОС должен быть простым и понятным детям, но в то же время интересным и захватывающим. Для повышения эффективности ИОС можно использовать метод проектной деятельности, в рамках которого собирается конкретная информация, проводятся наблюдения, опыты, создаются рисунки, организуются совместные поездки и походы. Такой подход способствует развитию творческих способностей, навыков исследования и критического мышления.

Ещё одним важным аспектом является использование различных игровых техник, соответствующих возрасту: ролевые игры, игры-загадки, игры-соревнования, игры-эксперименты. Так для младших дошкольников подойдут игры с простыми правилами и яркими визуальными эффектами. Для более старшего возраста можно применять усложнённые игры, требующие логического мышления и творческого подхода. Наконец, важно помнить о роли воспитателя в организации и проведении ИОС – он наставник, помогающий детям понять и осмыслить полученную информацию, анализировать и систематизировать данные, делать выводы и формулировать мысли детей. Только в таком случае игры станут действительно эффективным инструментом экологического воспитания, формирующим у детей глубокое уважение к природе и стремление к её охране.

Всё вышеперечисленное способствует возникновению многогранного       интереса к познанию. В результате развивается эмоциональная восприимчивость, радость от предстоящего знакомства с новым, трепет перед встречей с  неизведанным в природе, предвкушение удивительных открытий в окружаю-щем мире и осознание собственных возможностей в изучении природы.

Список литературы

  1. 1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. 2. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
  3. 3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

МБДОУ « Детский сад № 118» города Чебоксары      Доклад по теме:"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста

В статье описывается опыт применения логопедических игр непосредственно на занятиях и в самостоятельной деятельности детей-дошкольников....

Использование дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в рамках реализации проекта "Мой край родной"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи На тему:«Туристическое агентство «Непоседа-тур» (в рамках ранней профориентации)

Способствовать социализации детей посредством знакомства с современной действительностью через сюжетно-ролевую игру “туристическое агентство”, уточнению и расширению представлений о туризм...

Квест-игра «Экологическая тропа» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста.

В результате игры у детей развивается способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;умения устанавливать простейшие связи межд...

Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик»

Экологическая квест-иградля детей старшего дошкольного возраста«Экологический цветик-разноцветик»...