Использование дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в рамках реализации проекта "Мой край родной"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гантелева Ольга Ивановна

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ganteleva_gmo.pptx1.61 МБ
Файл soprovozhdenie_ganteleva.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края Выполнила: Гантелева Ольга Ивановна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62» Стаж работы – 5 лет ГМО воспитателей ДОО 2016 год

Слайд 2

Актуальность «Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». К.Д. Ушинский Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Выявленные проблемы: Отсутствие разработок по данной теме Недостаточное количество игр и пособий

Слайд 3

Функции дидактической игры А.П.Усова, В.Н.Аванесова Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом усвоения детьми знаний об окружающей действительности, с амостоятельной игровой деятельностью , средством всестороннего воспитания личности ребенка. Структура дидактической игры

Слайд 4

Классификация дидактических игр С предметами Настольно-печатные Словесные По содержанию По дидактическому материалу По характеру игровой деятельности По числу участников Математические Сенсорные Речевые Музыкальные Природовед-ческие Для ознакомле-ния с окружа-ющим По изобразитель-ной деятельности Словесные Настольно-печатные С предметами и игрушками С картинками Компьютерные дидактические игры Игры-путеше-ствия Игры-предпо-ложения Игры-поруче-ния Игры-загадки Игры-беседы Подвижно-дидактические игры Коллектив-ные Групповые Индивидуаль-ные

Слайд 5

Этапы освоения дидактических игр в рамках проекта «Мой край родной» **************** Отбор или разработка игры Учет возраста детей и дифференциация подхода Определение наиболее удобного времени организации игры в режиме дня Выбор места для игры Определение количества играющих Подготовка необходимого дидактического материала Подготовка к игре самого воспитателя Подготовка к игре детей ****************** Ознакомление детей с содержанием игры Объяснения хода и правил игры Показ игровых действий Определение роли воспитателя в игре ****************** Подведение итогов игры Использование игры в самостоятельной деятельности детей Подготовительный (организационный) этап Практический этап Результативный этап

Слайд 6

Этапы освоения игры «Разрезные картинки-Дымка»

Слайд 7

Планирование дидактических игр в рамках проекта «Мой край родной» Задачи проекта Дидактические игры 1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города: познакомить с символикой, достопримечательностями Альбом «Дзержинск» Макет города «Дзержинск» Дидактическая игра «Достопримечательности города Дзержинска» 2. Дать знания детям о родном крае: история, символика, города, экологическая обстановка Дидактическая книга «Нижегородская область»: Реки , озера области Птицы Нижегородской области - Великие люди Нижегородской области 3. Формировать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира в рамках ознакомления промыслов Нижегородской области (дымка, городец , хохлома ) «Дымковская мозаика», «Домино», «Что изменилось?», «Художественный салон», «Третий лишний», «Цветные капельки», «Разрезные картинки», Развивающие кубики «Промыслы»

Слайд 8

Планирование работы с социумом в рамках проекта «Мой край родной» Задача проекта Взаимодействие с социумом 1. Воспитание у ребёнка любви и чувства сопричастности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Экскурсия «Парк», целевая прогулка «Город весной» Экскурсия в Краеведческий музей «Историческое прошлое города» Экскурсия к Вечному огню Экскурсия на главную площадь города Экскурсия в Краеведческий музей «Земля Нижегородская» Экскурсия в библиотеку им.А.П.Чехова Экскурсия в ЦХР Экскурсия в музыкальную школу им.А.Н.Скрябина

Слайд 9

Задачи проекта Взаимодействие с родителями 1. Способствовать р азвитию познавательных интересов и творческих способностей посредством организации творческих конкурсов, выставок совместно с родителями 2. Повысить профессиональную компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей 3. Создать условия для формирования и укреплять семейные традиций Конкурс совместных творческих работ «Мой город» Семейный фото-коллаж «Путешествие нашей семьи по родному краю» Консультация для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании» Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание в семье» Выставка «Любимая бабушкина игрушка» Планирование работы с семьей в рамках проекта «Мой край родной»

Слайд 10

Организация среды. Методические пособия

Слайд 11

Организация среды. Дидактические игры

Слайд 12

Перспективы работы Продолжать расширять и конкретизировать знания детей о родном городе, крае, его традициях, промыслах Пополнять дидактическую книгу новыми рубриками (Рыбы Нижегородской области, Звери нашего края, Промышленность ) Создать макет города совместно с родителями в рамках проекта «Мой край родной» Разработать картотеку целевых прогулок по городу



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62»

ГМО для воспитателей групп старшего дошкольного возраста

Тема: «Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края»

Подготовила:

Гантелева Ольга Ивановна

Воспитатель

Стаж работы – 5 лет

МБДОУ «Детский сад № 62»

2016 учебный год

Г.Дзержинск

Нижегородская область

Слайд 1

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Слайд 2

        Проблема с которой столкнулся наш детский сад заключается в следующем:

- очень мало разработок по данной теме

- весь материал представлен только в виде бесед

- нет возможности использовать данный материал  как целое занятие, поэтому приходилось брать его только как часть.

        Именно поэтому нами была выбрана такая форма работы в данном направлении как дидактическая игра.

        Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

Именно благодаря таким обширным возможностям игры нами была разработана система по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем в форме дидактических игр.

Слайд 3

Дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление: она является и

  • игровым методом  усвоения детьми знаний об окружающей действительности,
  • самостоятельной игровой деятельностью,
  •  средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

·дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

·содержание игры

·игровые правила;

·игровые действия;

·окончание игры, подведение итогов.

Слайд 4

Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные.  Данное деление игр, можно отнести к классификации по использованию материала.

        Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя.

Слайд 5

Данная форма работы проводится нами в рамках проекта «Мой край родной».

Эта работа строилась нами по-этапно:

Подготовительный этап – включал в себя:

- отбор или разработку игры с учетом возраста;

- определение наиболее удобного времени организации игры - поскольку игру мы можем использовать в зависимости от того,  на каком этапе освоения она находится. Если мы только знакомимся с детьми  с игрой, то я ее беру  либо на занятии, либо в вечернее время – под непосредственным моим руководством;

- определяю место игры

- количество играющих

- осуществляю подготовка необходимого материала к игре

- сама готовлюсь к игре (потому что , чтобы научить детей играть, педагог должен сам изучить правила данной игры)

- готовлю к игре детей (чтобы ребенок играл с удовольствием и увлеченно, и что не маловажно, был успешен в этой игре, ребенок должен владеть определенными знаниями о предмете игры)

Следующий этап – практический: включает в себя

- знакомство детей с содержанием игры

- объяснение хода игры и правил

- показ игровых действий

- определение роли воспитателя в игре

        В начале, я всегда брала на себя роль организатора. Внесение новой игры осуществлялось, как правило, в вечернее время. При этом всегда присутствовал элемент новизны. Яркость материала, заинтересованность самого воспитателя игрой - играли свою роль в мотивации детей. Простые правила, элемент соревнования в игре – поддерживали и подогревали интерес к ходу игры. Кроме того, не маловажно было и то что материал был детям знаком. Например, в игре «Достопримечательности города Дзержинска» дети с легкостью узнавали знакомые места, и ход нашей игры был дополнен сопутствующей беседой. Они с удовольствием рассматривали получившиеся картинки и рассказывали, где и в каких местах города побывали с родителями еще.

Следующий этап - Результативный этап.

        Для меня всегда было важно, чтобы ребенок не только получил или закрепил, усвоенные знания в игре, но и почувствовал себя успешным. Поэтому, подводя итоги игры, я старалась отметить каждого ребенка.

        Несомненным показателем освоения игры для меня являлось использование данных игр в свободной деятельности детей.

Слайд 6

На следующем слайде я бы хотела представить вашему вниманию этапы освоения игры «Разрезные картинки – Дымка».

По ознакомлению детей с данной игрой мной была проведена следующая работа:

- была проведена беседа с детьми о «Дымке», где мы рассмотрели с детьми разновидности дымковских игрушек, познакомились с элементами дымковского узора,

- было проведено занятие по изобразительной деятельности, где дети расписывали плоскостные фигурки дымковских барышень

- на основе полученных знаний детей мной была разработана игра «Разрезные картинки – Дымка»

- для организации данной игры мной было выбрано вечернее время

- определено количество игроков и место для игры

- внесение данной игры было реализовано посредством сюрпризного момента (Эту игру прислал нам почтальон Печкин, узнав, что мы интересуемся таким промыслом,  как «Дымковская игрушка», сопроводив ее своим письмом к этой игре.  Из этого же письма мы узнали о правилах игры)

- Поскольку материал был детям знаком, дети играли с удовольствием. Поэтому сложностей с подведением итогов не возникло.

- Как только данная игра была детьми освоена, она с успехом заняла свое место в нашем Центре творчества. И с удовольствием используется детьми в свободное время.

Чтобы игра не наскучила детям, я периодически убираю ее из этого уголка и вношу новые игры.

Слайд 7

Именно поэтому мной было разработано планирование дидактических игр в рамках проекта  «Мой край родной»

В своем планировании я опиралась на задачи проекта. Все эти игры вы можете увидеть на нашей выставке.

Слайд 8

        

        Обогащать знания детей невозможно без взаимодействия с социумом. А мной уже было сказано раньше, что прежде чем ребенок заиграет в игру он должен получить необходимые знания. Именно поэтому вы видите на данном слайде ту работу, которая была запланирована и ведется в рамках нашего проекта во взаимодействии с социумом. Нами строится работа в тесном контакте и с Краеведческим музеем, и с библиотекой города, и с музыкальной школой и с центром художественных ремесел.

Слайд 9

        

        ФГОС нам говорит о том , что родители (законные представители) являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса. Именно поэтому на следующем слайде вы видите работу с семьей, опять таки в рамках нашего проекта. Это и консультации, и совместные творческие выставки, и организация в рамках проекта макета города в сотворчестве с родителями.

        Разнообразие направлений работы позволило нам познакомить детей с родным городом, его традициями, расширить представление о Нижегородской области, о наших промыслах и традициях.

Слайд 10

        Большое внимание мною было уделено организации развивающей предметно-пространственной среды. При подготовке к реализации проекта нами был организован библиотечный фонт, который представлен на данном слайде. Все данные методические пособия находятся в методическом кабинете и на группе в уголке патриотического воспитания.

Слайд 11

        А на следующем слайде представлены дидактические игры, разработанные и изготовленные мной, которые пополнили среду группы.

Слайд 12

        Данное направление работы по патриотическому воспитанию детей я считаю очень необходимым в наше время. Наш проект лишь только в самом начале своей реализации, поскольку он рассчитан на два года. Поэтому о результатах работы пока говорить сложно, однако уже сейчас я могу сделать вывод о том, что дети моей группы достаточно хорошо знают свой родной город, однако, предстоит большая работа по ознакомлению детей с Нижегородской областью и наша дидактическая книга еще будет пополняться новыми страницами.

В перспективу своей работы я включаю разработку картотек целевых прогулок по городу и создание макета города совместно с родителями.

Слайд 13

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения  к семье, к близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется. И что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознанны им глубоко , но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий дня для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации тематического проекта «Быть здоровыми хотим»

Сценарий дня  представляет собой модель организации образовательного процесса  в подготовительной группе на основе деятельностного подхода, комплексно-тематического принципа и принципа...

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

«Масленица» развлечение для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Азбука духовности»

«Масленица» развлечение для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Азбука духовности».Цель: расширять и углублять знания детей о традициях  «Масленицы». Развивать...

Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)

Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны  с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Бэби-БЭМС»...

Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «В гостях у сказки»

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В статье предложена модель повышения интереса дошкольников  к театральной деятельности  через реализацию проекта "В гостях у сказки". ...

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....