Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Путешествие в страну лекарственных растений"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Обухова Марина Борисовна

Программа естественнонаучной направленности направлена на ознакомление детей старшей группы  с лекарственными растениями Приморского края (местом произрастания лекарственных растений, их пользе для человека, особенностями роста и развития, правилами  сбора и хранения) через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №30 «Сказка»

Рассмотрена на заседании

педагогического/методического совета

Протокол от «____» __________2023 г.

№ ___________

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая

___________/ О.П. Захарова

 «___» __________ 2023 г.

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Автор-составитель программы:

 Воспитатель

 Обухова Марина Борисовна

Уровень программы: стартовый

Срок реализации программы: 1 год (52 часа)

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

г. Дальнегорск

2023 г.


Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

На территории Приморского края произрастает большое количество различных видов лекарственных растений. Лекарственные растения применяются как лечебные и профилактические средства с целью сохранения и укрепления здоровья, а также для борьбы с различными стрессами.

Знакомство детей с миром целебных растений формирует представление о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека, приучает детей к экологической культуре, а также учит заботиться о растениях, наблюдать за их ростом, уметь узнавать лекарственные растения и знать их названия.

Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного экологического просвещения.

В помощь педагогам дошкольных образовательных организаций разработана примерная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в страну лекарственных растений».

Программа является примерной, то есть педагог самостоятельно может выбирать темы программы, последовательность и объём их изложения.

Направленность программы: естественнонаучная.

Уровень освоения программы: стартовый.

Адресат программы: обучающиеся старшей группы   МДОБУ «Детский сад общеразвиающего вида №30 «Сказка» г.Дальнеорска в возрасте от 5 до 6 лет.

Особенности организации образовательного процесса

Срок освоения программы – 1 год. Объём программы – 52 часа.

Учебная нагрузка (в неделю) – 2 академических часа.

Продолжительность академического часа – 20 минут.

Количество человек в группе – 15.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: ознакомление детей дошкольного возраста с лекарственными растениями Приморского края через игровую деятельность.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
  2. Воспитывать ценностное отношение к миру растений.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление, креативность.
  2. Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие общение, совместную игровую деятельность в группе, сотрудничество.

Обучающие:

  1. Знакомить детей с лекарственными растениями, местом их произрастания.
  2. Знакомить детей с правилами сбора и хранения лекарственных растений.
  3. Учить определять лекарственное растение по запаху и внешнему виду.
  4. Учить определять и называть отдельные части лекарственных растений.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Группы лекарственных растений

8

2

6

Наблюдение, игра

2.

Лекарственные растения леса

5

2

3

Опрос

Игра

3.

Лекарственные растения луга

5

2

3

Опрос

Игра

4.

Лекарственные травы рядом с нами

9

4

5

Опрос

Игра

5.

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства

9

4

5

Опрос

Игра

6.

Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

4

2

2

Наблюдение

Игра

7.

Сбор, хранение, сушка лекарственных растений

3

1

2

Опрос

Эксперимент

8.

Сбор семян, посев, проращивание, посадка лекарственных растений

6

3

3

Наблюдение

Игра

Эксперимент

9.

Подведение итогов

3

0

3

Викторина

Выставка

Итого:

52

20

32

 

Содержание учебного плана

1. Тема: Группы лекарственных растений

Теория. Многообразие видов дикорастущих и культурных растений нашего края. Значение растений в жизни человека.  В чём заключается польза растений для человека. Какой вред человеку могут нанести растения. Лекарственные и ядовитые растения. Отличительные особенности. Признаки ядовитого растения. Правила безопасности. Дикорастущие съедобные травы. Отличие съедобных растений от несъедобных. Как отличать одно лекарственное растение от другого: по внешнему виду, по запаху. Медоносные растения, их отличительные особенности. Строение лекарственных растений – стебель, корень, листья.

Практика. Фенологические наблюдения за цветами и деревьями на участке детского сада, рассматривание карточек родной природы. Лепка «Лекарственных трав хоровод» (коллективная работа). Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Определи по запаху». Работа с комплектом карточек о природе.

2. Тема: Лекарственные растения леса

Теория. Деревья: дуб, берёза, липа, ель, сосна, кедр. Кустарники: рябина, шиповник.  Строение. Места произрастания. В чем заключается польза для человека. Рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт».

Практика. Вопросы по карточкам с изображением лекарственных растений леса. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди листок, какой укажу», «Найди листок». Составление рассказа «Дерево» по картинкам.

3. Тема: Лекарственные растения луга

Теория. Лекарственные растения луга: череда, ромашка, душица, мелисса, зверобой, шалфей, девясил, тысячелистник. Внешний вид, места произрастания, целебные свойства. Польза, которую приносят лекарственные растения луга людям, животным и насекомым.

Практика. Вопросы по карточкам с изображением лекарственных растений луга. Дидактические игры: «Расскажи о лекарственном растении», «Узнай растение по картинке».

4. Тема: Лекарственные травы рядом с нами

Теория. Рассказ А. Онегова «Тропинка полевая». Беседа о растениях: подорожник, репейник, одуванчик, лопух, крапива, пустырник, полынь. Места произрастания, внешний вид, строение, полезные свойства.

Практика. Настольно-печатная игра «Лекарственные растения». Составление рассказов от имени растений (перевоплощение): «Я – подорожник...», «Я – одуванчик…», «Я – репейник…».

5. Тема: Культурные растения, имеющие лекарственные свойства

Теория. Культурные растения, их многообразие. Овощи: свёкла, редька, морковь, картофель, капуста, тыква, лук, чеснок, помидор, огурец, кукуруза. Ягоды: смородина, малина, вишня. Комнатные растения: каланхоэ, алоэ, каллизия душистая («золотой ус»). Свойства: форма, цвет, вкус, запах, твёрдость, мягкость. В чём заключается польза для человека. Способы употребления.

Практика. Дидактические игры: «Съедобное, несъедобное», «Вершки и корешки», «Овощи», «Назови картинки», «Отгадай по вкусу, запаху», «Ягоды».

6. Тема: Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Теория. Роль воды в жизни растений. Правила полива. Использование воды при посадке. Как вода поступает к листьям. Есть ли вода внутри растения. Почему растение «плачет». Роль воздуха в жизни растений. Как «дышит» растение. С какой стороны листа в растение проникает воздух. Зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. Роль света в жизни растений. Как свет влияет на: рост растений, цвет листьев, размер плода.

Практика. Полив растений. Дидактические игры: «Движение листа к растению», «Как растение ищет свет», «Дыхание листа».

7. Тема: Сбор, хранение, сушка лекарственных растений

Теория. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений. В каких местах можно собирать лекарственные растения. Правила бережного сбора лекарственных растений.  Виды сушки, температурный режим. Места и сроки хранения травы, листьев, цветков, почек, плодов, корней.

Практика. Сбор растений на участке ДОУ. Эксперимент «Как правильно хранить лекарственные растения» (влажные листья сложить в целлофановые, бумажные, тканевые пакетики; проверить через неделю).

8. Тема: Сбор семян, посев, проращивание, посадка лекарственных растений

Теория. Для чего нужны семена. Какие бывают семена. Семена дикорастущих растений. Способы размножения дикорастущих растений. Семена культурных растений (фасоль, горох, тыква, подсолнечник, арбуз, абрикос). Правила сбора семян. Способы проращивания семян. Условия для набухания семян. Где люди выращивают семена. Подготовка семян к посеву. Способы посева семян в зависимости от их величины (по одному в лунку, по одному в бороздку).

Практика. Дидактическая игра «Чьи семена?». Составление рассказа «Путешествие семечки». Эксперимент: «Как прорастает семя», «Подготовка семян к посеву», «Процесс посева». 

9. Тема: Подведение итогов

Практика. Викторина «Знатоки лечебных трав». Оформление выставок «Чудо – растения», «Ромашковое поле».

1.4. Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Обучающийся будет:

  • понимать пользу растений;
  • понимать возможные последствия негативных действий человека на окружающий мир, проявлять бережное и заботливое отношение к природе;
  • проявлять желание оберегать растения и ухаживать за ними.

Метапредметные результаты:

Обучающийся приобретёт:

  • первоначальные умения в исследовании окружающего мира;
  • умение наблюдать, размышлять, творчески мыслить;
  • умения и навыки, обеспечивающие общение, совместную деятельность в группе, сотрудничество.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

  • лекарственные растения, места их произрастания;
  • правила сбора и хранения лекарственных растений.

Обучающийся будет уметь:

  • определять лекарственные растения по запаху и внешнему виду;
  • определять и называть отдельные части лекарственных растений.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в специально организованном помещении, оборудованном: мебелью (столы, стулья) в соответствии с ростом и индивидуальными особенностями детей; магнитной доской; шкафом для хранения методических пособий и раздаточного материала.

Для проведения занятий по данной программе используется природное окружение ДОУ.

Дидактические материалы:

  • наборы карточек, открыток и иллюстраций;
  • картины родной природы;
  • иллюстрированные книги, атласы;
  • наглядные методические пособия по экологическому воспитанию;
  • схемы, таблицы для индивидуальной работы;
  • муляжи фруктов и овощей;
  • образцы поделок из бумаги;
  • тематические (обучающие) видеофильмы.

Для качественного освоения обучающимися образовательной программы рекомендуется наличие следующего оборудования: ноутбук, мультимедийная техника.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Список литературы для педагога:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: Учитель, 2004.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: Учитель, 2006.
  3. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2017.
  4. Иванова А.И. Мир растений: Эксперименты и наблюдения в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2017.
  5. Креева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград: Издательство, 2015.
  6. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2019.
  7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  8. Шорыгина Т.А. Беседа о Дальнем Востоке: методические рекомендации. -  М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с. (Детям о природе России).

Электронные ресурсы:

  1. Будак Т.М. Проект «Удивительный мир растений» [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/08PoH5.
  2. Дидактические игры для расширения представлений о растительном мире - информационный портал о дефектах речи и речевом развитии «Академия речи» [Электронный ресурс] // URL:  https://goo.su/Qc15.
  3. Ожитова Н.Г. Сборник дидактических игр для детей 5-7 лет для ознакомления с растениями [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/futfI .
  4. Фудулова Н.В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/LBjH.

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

Аттестация организуется с целью определения уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

При реализации программы используются текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого занятия.

Наблюдение – форма контроля, которая показывает уровень усвоения нового материала в обучении ребенка в то время, когда он работает или играет (один или вместе с другими детьми).

Опрос – проверка теоретических знаний пройденных тем.

Игра – метод проверки теоретических знаний в виде дидактических игр, викторин, опросов.

Промежуточная аттестация – проводится по итогам освоения части программы. В это время проводятся: викторина, выставка детских работ.

Викторина – игра, заключающаяся в ответах на вопросы.

Выставка – публичное представление достижений по результатам освоения программы (аппликации, рисунки).

2.3. Методические материалы

Тема, раздел

Электронный ресурс

Тема 1. Группы лекарственных растений

http://ds-uporovo.ru/metod_kopilka/kartoteka_nabljudenij_za_zhivoj_i_nezhivoj_prirodo.pdf - Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы с детьми дошкольного возраста;

https://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2017/01/zhivaya-i-nezhivaia-priroda-kartochki-k-igre.pdf  - Карточки живая и неживая природа для дидактических игр с детьми;

https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/2597 - Дидактические игры («Вершки – корешки», «Съедобное, несъедобное»);

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/01/didakticheskie-igra-opredeli-po-zapahu - Дидактическая игра «Определи по запаху»

Тема 2. Лекарственные растения леса

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/08/06/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-oznakomleniyu - Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками («Найди листок, какой укажу», «Найди листок» и др.);

https://chudo-udo.info/sostavjrasskazpokartinkam#/page/1 - Составь рассказ «Дерево» по картинкам;

https://урок.рф/library/didakticheskaya_igra_«ugadaj_rastenie»_111600.html - Дидактическая игра «Угадай растение»

Тема 3. Лекарственные растения луга

https://nsportal.ru/user/1019216/page/2020g-kartoteka-didakticheskih-igr-lekarstvennye-rasteniya - - Картотека «Лекарственные растения» (загадки, пословицы, дидактические игры «Узнай растение по картинке», «Расскажи о лекарственном растении» и др.);

https://infourok.ru/didakticheskiy-material-albomdetyam-o-lekarstvennih-rasteniyah-3836345.html- Лекарственные растения с описанием для детей

Тема 4.  Лекарственные травы рядом с нами

https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_podorozhnike_detyam/ - Рассказ детям о подорожнике;

https://infourok.ru/kratkosrochniy-proekt-v-starshey-gruppe-lekarstvennie-rasteniya-3467756.html  - Краткосрочный проект в старшей группе «Лекарственные растения»;

https://урок.рф/library/nastolnopechatnaya_igra_lekarstvennie_rasteniya_203845.html - Настольно-печатная игра «Лекарственные растения»

Тема 5. Культурные растения, имеющие лекарственные свойства

https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/2597 - Дидактические игры: «Съедобное, несъедобное». «Вершки и корешки»;

https://chudo-udo.info/sostavjrasskazpokartinkam#/page/1 - Составь рассказ по картинкам «Огурец», «Капуста»;

https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2021/05/14/kartoteka-igr-pro-ovoshchi-kartinki - Картотека игр про овощи (картинки);

https://logoped18.ru/logopedist/files/zadaniya-detey-5-7-let-po-teme-ovoshhi.pdf - Назови картинки;

https://детскийсад134.рф/wp-content/uploads/2020/12/Дид.игры.pdf - Дидактические игры «Овощи»;

https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/yagody/ - Дидактические игры «Ягоды»

Тема 6. Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

https://www.peremenka31.ru/4349.html# - Как дышат растения;

https://ruzcheek19arm.ru/wp-content/uploads/2019/12/сборник-опытов-экспериментов.pdf - Как развивается растение;

https://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-opyty-s-rasteniyami/ - С водой и без воды;

https://pandia.ru/text/81/167/72493.php - Картотека опытов и экспериментов в старшей группе;

https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html - Опыты в ДОУ

Тема 7. Сбор, хранение, сушка лекарственных растений

https://znanio.ru/media/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-na-temu-pravila-sbora-i-hraneniya-lekarstvennogo-rastitelnogo-syrya-2614225 -

Правила сбора и хранения лекарственного сырья;

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8212/2/Nagumanova2.pdf - Сбор, сушка, хранение лекарственных растений;

https://my-nevalyashki.ru/index.php/eksperimenty-i-opyty-v-detskom-sadu/2843-eksperimenty-na-temu-isparenie-vlagi-s-listev-rastenij - Эксперимент с листьями

Тема 8. Сбор семян, посев, проращивание, посадка лекарственных растений

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/05/nod-semena-i-usloviya-ih-prorastaniya - Семена и условия прорастания;

https://infourok.ru/proekt-puteshestvie-semechki-5790175.html - Проект «Путешествие семечки»;

https://urok.1sept.ru/articles/623100 - Проект «Мир семян»;

https://урок.рф/library/nastolnaya_igra_chi_semena_192154.html - Дидактическая игра «Чьи семена»;

https://mdou96lip.ru/files/2016/04/15/2.pdf - Эксперимент «Всё начинается с семени»

Тема 9. Подведение итогов

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/11/proekt-lekarstvennye-rasteniya - проект «Лекарственные растения;

https://docs.google.com/viewerng/viewer?embedded=false&url=simdou47.crimea-school.ru/sites/default/files/files/docs/proekt_lekarstvennye_rasteniya.docx - Лекарственные травы;

https://imesta.ru/lepbuk-lekarstvennye-rasteniya-dlya-doshkolnikov/ - Лекарственные растения для дошкольников

2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

26

Количество учебных дней

52

Продолжительность учебных периодов

круглогодично

Возраст детей, лет

5-6

Продолжительность занятия, академический час

1

Режим занятий

                  2 раза в неделю

Годовая учебная нагрузка, час

52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Опытническая работа: учебные исследования обучающихся. Первые шаги к выполнению индивидуального проекта. Региональный аспект: Учебно-методическое пособие / авт. сост. В.В. Кондрашкина, Т.Н. Киртаева, Н.М. Белоусова. Владивосток, 2021. – 64 с.
  2. Привалов А. А. и др. Роль летних школ в естественнонаучном образовании детей // Наука и Образование. 2022. С. 230-233.
  3. Тарасова С. В., Татаринова Е. А. Естественнонаучная подготовка обучающихся в центре развития компетенций детей Мичуринского ГАУ //Наука и образование. 2021. Т. 4.  № 1.
  4. Удивительные растения Приморского края: монография / авт. сост. А.С. Коляда, Д.А. Ключников, А.Н. Белов. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2021.
  5. Чеканова, Д.С. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании безопасного поведения детей в природе. Инновации и рискологическая компетентность педагога // Наука и Образование. 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!» на 2023-2024 учебный год

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Лекарственные растения Южного Урала"

Окружающая нас среда едина. В ней нет отдельно взятых физических, биологических, химических явлений. Есть природные явления. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что че...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Путешествие по стране блоков и палочек» Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность в настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке как на неповторимой творчески развивающейся личности. Немаловажная ро...