Паспорт проекта "Я живу на Донской земле"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Григорьевна Крюкова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 56 “Улыбка”
Паспорт познавательного педагогического проекта проект в старшей группе           «Матрешка»
« Я живу на Донской земле"
 
Тип проекта : познавательно – творческий.
 
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети и родители старшей группы (5 – 6 лет);         Актуальность:                                                                                                                 Ростовская область – красивый край Донских казаков, которые живут в гармонии с природой. Творческое самовыражение народа, это его национальная культура. Каждый народ вносит в культуру свое, и очень важно не упустить крупицы народной мудрости, сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Поэтому приобщение детей к истокам народных традиций посредством проектной деятельности является эффективным средством патриотического воспитания, любви к своей Родине, своему народу, развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.
Цель: приобщить детей к уникальной национальной культуре казачества, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи: воспитание интереса к познанию особенностей жизни Донских казаков. Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта); Развитие творческих способностей детей, через знакомство с казачьим народным творчеством, а также познавательной активности детей; укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта; воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка.
Предполагаемый результат: Сформировать представления о родной стране, истории донского края, донских казаков, о народных казачьих играх, обычаях, традициях. Воспитывать желания быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, своему городу и родному краю. Проявление устойчивого интереса к истории Донского казачества
Этапы:
1. Подготовительный этап: Изучение методической литературы. Устный опрос родителей с целью выявления семей причастных к казакам, осведомленности об истории и культуре донских казаков.
2. Основной этап: Работа с детьми.
1. Беседа «Дон, земля донская, донские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему.
2. Рассматривание альбома «Край Донской», символики Донского казачества (герб, флаг). Заучивание казачьих пословиц и поговорок.
3. Народная игра «скучно – скучно мне сидеть». Подвижные игры «Змейка», «Горелки».
4. Слушание казачьей песни «Как за Доном, за рекой…». 
Пальчиковая гимнастика: «На пригорке дом стоит…»
5. Чтение художественной литературы: Казачьи сказки «Есаул и его конь»
6. Познание социального мира: «Мы - Донские казаки». Цель: познакомить с семейным бытом казаков, внешнем и внутреннем благоустройстве куреня; познакомить детей с казачьим костюмом; обобщить и систематизировать представления детей о казаках; закрепить в словаре детей слова используемые в казачьей речи : курень, печь - каменка, мундир, шаровары, спидница, басочка, шпычка (колпачок). Экскурсия в казачий музей.
7. Беседа «Казаки – земледельцы» уточнить и расширить знания детей, какими культурами славится земля донская.
8. Игра «Передай подкову» Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение.
9. Чтение художественной литературы: сказка «Казак и лиса».
10. Презентация «Животный мир Донского края»
11. Лепка: "Варенечки я лепила". Цель: Познакомить детей с рецептурой и техникой изготовления вареников, развивать аккуратность в работе.
12. Беседа: «Как воспитывали казака». Цель: Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
13. Игра: «Папаха»  Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть:"ЛЮБО!", - и надеть папаху на голову.
14. «К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.
Атамана из плохого казака не получится
Казак без службы – не казак.
Хлеб да вода, — казацкая еда.
На родной земле хоть умри, но с нее не сходи!
15. Рисование: «Донской народный костюм». Цель: учить рисовать женский костюм в комплексе: кофта и юбка, используя иллюстрационный и наглядный материал и трафарет; развивать познавательный интерес к национальным костюмам, орнаменту на одежде; воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
16. Чтение художественной литературы. Казачьи сказки: «Казак и птицы»
17. Игра: «Кто быстрее сядет на коня». Дети «скачут» вокруг стульев. Когда заканчивается музыка, всадники занимают свои места. Кому не хватило «коня» выходят из игры.
18. Чтение художественной литературы. Казачьи сказки: «Казаки и разбойники».
19. Загадки:
1. Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (Казаки)
2. Лохматый казак, посреди кушак                                                                                               По двору ходит, порядок наводит. (Веник)
3. Сверху дыра,                                                                                                       Снизу дыра,                                                                                                                      А посередине –                                                                                                                      Огонь да вода. (Самовар)
4. Новая посудина,                                                                                                                                    А вся в дырках, (Сито, решето)
5. Три братца                                                                                                                                Пошли на речку купаться,                                                                                                                   Два купаются,                                                                                                                               Третий на берегу валяется.                                                                                                  Искупались, вышли,                                                                                                                     На третьем повисли. (Ведра с коромыслом)
 
20. Презентация «Природа донского края». Цель : познакомиться с разнообразием растительного и животного мира Ростовской области.
21. Чтение художественной литературы. Казачьи сказки: «Виноградная лоза».
22. Игра: «Горелки». Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:
Гори, гори ясно, Птички летят.
Чтобы не погасло. Колокольчики звенят!
Глянь на небо - Раз, два, три - беги.
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.
23. Беседа: «Живет в народе песня» - знакомство с казачьими песнями.
Работа с родителями.
Консультации на тему: «Без прошлого нет будущего», «Воспитание детей в казачьих семьях»
 Продукт : Создание макета казачьего куреня,  
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта «История, культура и быт донского казачества»

Проект воспитателя МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА»   АНТЮХИНОЙ ЛИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ. Данная работа способствует воспитанию у детей гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития...

Паспорт проекта "Живые краски"

Паспорт экологического информационного педагогического проекта "Живые краски"....

Проект Край донской - земли огромной долька.

В этом проекте внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанны...

Проект «На земле Иловлинской мы живем, край Донской наш, играя, познаем»

Одной из ведущих тенденций современного образования является усиление внимания работы по вопросу воспитания любви к Отчизне, гражданина и патриота своей  малой Родины.  История малой родины...

Конспект Занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе. «Я живу на донской земле» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Цель: Создание условий для знакомства детей с историей Донского края. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетич...

Паспорт познавательного педагогического проекта проект в старшей группе « Я живу на Донской земле »

Тип проекта : познавательно – творческий.Вид проекта : краткосрочныйУчастники проекта : дети, воспитатели и родители старшей группы (5 – 6 лет)...

ФОТООТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА " Я ЖИВУ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 56 “Улыбка”Паспорт познавательного педагогического проекта проект в старш...