Паспорт проекта «История, культура и быт донского казачества»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Антюхина Лина Валентиновна

Проект воспитателя МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА»   АНТЮХИНОЙ ЛИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ. Данная работа способствует воспитанию у детей гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Через игры, песни и танцы, обрядовые действа дети знакомятся с традиционными навыками поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_proekta.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта

Тип

Познавательно – творческий.

Участники

Дети подготовительной группы  «ПЧЕЛОЧКА»

Воспитатель Антюхина Лина Валентиновна, музыкальный руководитель Шуклина Галина Васильевна, родители группы.

Масштаб

Долгосрочный с сентября 2010-по май 2013 г

Основания для разработки. Проблема

Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Волгоградской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) совместно с воспитателем и родителями. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Через игры, песни и танцы, обрядовые действа дети знакомятся с традиционными навыками поведения. Современная семья утратила многие старые добрые традиции, выполнявших воспитательные функции и, задача воспитателей и родителей найти средства взаимодействия друг с другом, для понимания мира ребенка

Цель

проекта

создание мини-музея истории казачества для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края , уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Создание выпускного альбома «Казачата групп

«ПЧЕЛОЧКА»

Задачи

отследить эффективность проекта, как формы работы с детьми и родителями;

прививать у детей и их родителей интерес к истории и культуре казаков;

отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей;

Стратегия и механизм реализации проекта

Этапы

Мероприятия

1. Подготовительный  этап

Анкетирование родителей с целью выявления

  семей причастных к казакам, осведомленности

о истории и культуре донских казаков. Заручится

поддержкой в том, что родители будут помогать

на всех этапах проекта.

Диагностика детей с целью выявления уровня

элементарных знаний о казаках.

2. Основной этап

 Работа с детьми

Тема: « Кто мы, откуда. Где наши корни» - развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.

Тема: « Древняя Русь» - продолжать знакомить детей с историей нашей Родины, откуда пошло название нашей Родины. На примере былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа.

Тема: « Россия – Родина моя» - формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.

Тема: « Наши предки – славяне» - расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

Тема: « Дон, земля донская, донские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему

Тема: « Возрождение казачества на Дону» - рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.

Тема: « Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Тема: « К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.

Тема: «Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.

Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.

Тема: «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.

Тема: «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

Тема: «Хлеб – всему голова» - традиционное занятие казаков в мирное время – земледелие.

Тема: « Покров – первое зазимье» - знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

Осенний казачий праздник  «Осень на порог – на стол пирог»

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

Развлеченение с   мамами «День матери – казачки»

Тема: «Наша станица зимой» - о красоте родного края. Тема: « Обряды и праздники на Дону» - познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.

Тема: «Языческие праздники ( Святки, Новый год ) – раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.

Тема: « Рождество Христово» - формирование у детей целостного представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.

Тема: « Крещение» - продолжать формировать у детей целостное представление о православии.

Казачий стилизованный праздник «Святки в детском саду»

Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.

Тема: « Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие, что звание мирного

земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

Тема: « Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.

Тема: « На казачьем кругу» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.

Тема: «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии

Тема: «Золотые имена» - рассказ о выдающихся людях донского казачества.

Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем донского края.

Праздник 23 февраля «Казачья воинская слава».

Тема: «Пасха, Красная горка» - познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды.

Тема: « Масленица» - расширить знания о традициях, праздниках казачества.

Тема: «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» - знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

Развлечение «Как на Пасху куличи»

Тема: «Архитектура. Православный храм» - дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т.п.) , внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.) , о правилах поведения в храме.

Тема: «Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

Тема: «Народная медицина» - познакомить детей со средствами народной медицины ( лекарства, травы, заговоры и т. д. )

Тема: «Мировозрение ( развитие знаний о природе)» - познакомить детей с религиозным мировозрением наших предков, о развитии их знаний о природе.

Спортивный праздник с родителями «Казачьи игрища»

        

Предметно- развивающая среда.

Создание патриотического уголка .

Плакат «Слава тебе, Господи, что мы казаки»

Ширма- раскладушка для родителей и детей

« Край Донской- земли огромной долька»

Папка «Православные праздники»

Презентации «Оружие казака», «Казачья

одежда», «Казачий уклад», «Природа донского

края».

Работа с родителями

Взаимодействие со специалистами.

Консультации на тему: «Без прошлого нет будущего», « Воспитание детей в казачьих семьях»

Родительское собрание  «Воспитание любви к

родному краю в семье» Изготовление казачьих

костюмов. Собрать экспонаты для мини-музея в детском саду, из предметов казачьей утвари и семейных реликвий.

Организовать экскурсии в : Штаб Преображенской казачьей дружины. Станичный Атаман Трофимов И.В.

Районный краеведческий музей. Морозова А.В.

Участие детей группы в «Дне Станицы» и Круге Преображенского  Юрта. Атаман Матасов Г.Я.

Предполагаемый результат.

Выявить родителей, связанных с историей казачества.

Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.

Получить передовой педагогический опыт.

3. Заключительный этап

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.

Разработала проект воспитатель МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА»   АНТЮХИНА ЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА

Нормативные документы и литература:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)

- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)

- М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

- Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»

- Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кирилова И .Х.

Материалы журнала «Дошкольное  воспитание» , газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».

Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган,  был присвоен статус «казачий». ...

Паспорт проекта "История маленькой ложечки"

Проект «История маленькой ложечки» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была на...

Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"

Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"...

паспорт проекта "История новогодней игрушки"

здесь размпещены все мои разработки...

Паспорт проекта: "История новогодней игрушки"

quot;История новогодней игрушки"...

«Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем».

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО: − содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их вз...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....