Паспорт проекта "История маленькой ложечки"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Морозова Наталья Николаевна

Проект «История маленькой ложечки» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к исследовательской, продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект

«История маленькой ложечки»

Средняя группа «А»

Подготовили

Воспитатель Морозова Н.Н.

2020 год

г. Санкт-Петербург


Содержание

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Аннотация проекта

5. Этапы реализации проекта программы

6. План мероприятий

7. Ресурсы

8. Выводы

9. Литература


1.Введение 

Проект «История маленькой ложечки» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к исследовательской, продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей. 

2. Актуальность проекта

Прежде чем давать знания, надо научить думать,

Воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский.

В условиях быстроменяющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка – дошкольника. В процессе экспериментирования, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

проекта «История маленькой ложечки»

»

Стратегическая цель: формировать познавательный интерес к открытию новых знаний о знакомых предметах (ложке).

Тактические цели

1.Создать ситуацию интереса у детей к обычной ложке, показав им необходимую и красивую оформленную маленькую ложечку

2.Подвести детей к принятию решения: узнать историю ложки

3.Организовать активное сотрудничество родителей в процессе проекта

Задачи

Познавательное развитие:

-дать представления об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, росписи, материалу).

-формировать умение выделять основные части и отличительные особенности ложки, углублять представления о свойствах и качествах столового прибора – ложки.

-развивать умение дифференцировать обобщающие понятия, выделять существенные признаки предметов и их отличительные особенности.

-формировать познавательный интерес к свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).

Речевое развитие:

-формировать умение  строить собственное высказывание.

-обогащать словарный запас детей.

Художественно – эстетическое развитие:

-способствовать умению передавать в рисунках образы предметов.

-воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Ожидаемые результаты

-повышение познавательной активности детей;

-проявление интереса к предметам окружающего мира;

-развитие мыслительной активности и творческих способностей;

Продукт

1.Создание мини – музея «Ай да, ложечка».

2.Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Что за ложка, просто диво».

4. Аннотация

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке.

К началу пятого года жизни ребёнок:

— знает для чего нужна посуда (ложка); видит её отличительные признаки;

— может дать элементарную оценку по внешним признакам; проявляет желание украшать силуэт посуды (ложки) посредством изобразительной деятельности.

Дети познакомятся: с устным народным творчеством (сказками, загадками), с хохломской росписью. Заучивание стихов. Загадывание загадок. Восприятие  сказки «Жихарка».

У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно развивать свои творческие способности. Дети узнают о деревянной ложке как о музыкальном инструменте.

В основу данного проекта положена следующая идея:

1.Познакомить детей с историей изобретений, расширить кругозор посредством познавательно – исследовательской деятельности детей на примере истории возникновения ложки.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

•принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

•принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

•решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

             Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйко-ва) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную раз-работку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным об-разом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в до-школьном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечае-ва, Т.А.  Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Пути решения проекта:

•учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

•разработать систему реализации идей на основе реальной практики и

возможностей ДОУ;

•оценить риски реализации проекта.

5. Этапы реализации проекта программы

Проект краткосрочный. Вид проекта: исследовательский.

Реализация проекта рассчитана на 1 неделю: с «30» марта 2020 по «03» апреля 2020.

6. План мероприятий

№ п/п 

Название мероприятий 

Цель

Сроки 

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

1 

-определение проблемы;

-постановка цели, задач;

-объявление о создании мини-музея «Ай да, ложечка»

-подготовка к созданию мини – музея «Ай да, ложечка».

-обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

-составление перспективного плана работы;

-работа с методическим материалом, литературой по данной теме

Постановка мотивации по теме проекта

2 этап - Практический этап

1

Восприятие р.н.с. «Жихарка»

Ситуативный разговор «Какие бывают ложки»

Познакомить с новой р.н.с.

Развивать ретроспективный взгляд на предмет

2

Инсценировка р.н.с. «Три медведя»

Доставить детям радость, вызвать эмоциональный отклик.

3

Разучивание логоритмического упражнения «Ложкари»

Восприятие муз.произведения «Ела Маша кашу ложкой»

НОД РИСОВАНИЕ

«Декоративная ложечка»

Формировать музыкальные  способности: чувство  ритма, звуковысотный,  динамический  и тембровый слух, музыкальную память и чувство формы;  

Развивать умение исполнять простейшую мелодию на ложках, соблюдая при этом общую динамику и темп

Ознакомление с элементами русского декоративного прикладного искусства (хохлома)

4.

Восприятие худ.литературы

З. Александрова «Большая ложка»

НОД АППЛИКАЦИЯ

«Укрась ложку»

Экспериментальная деят. «Какая лодка тяжелее?», «Какая ложка холоднее?»

Формирование эстетического восприятия; привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству

Расширять перспективы развития поисково-познавательной у дошкольников.

5

НОД РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Составление рассказа «История маленькой ложечки»

Развлечение «Праздник деревянной ложки»

Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.

3 этап - Обобщающе - результативный этап

1

1. Выставка экспонатов мини – музея. Проведение экскурсии в мини-музей «Ай да, ложечка».

2. Выставка творческих работ.

3. Презентация проекта коллегам  ДОУ

Показа освоенных детьми знаний в ходе проекта.

Поделится с коллегами полученным опытом в процессе проведения проекта.

 

7. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые ресурсы

•Закон РФ «Об образовании»

•Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

• УСТАВ ДОУ №53

• СанПиНы 2.4.1.2660-10

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

•Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

•Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекается музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:

Всего педагогов

Высшее образование

Средне специальное образование

Неоконченное высшее образование

Неспециалисты

4

3

1

Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

По возрастному цензу:

До 30 лет

До 40 лет

До 50 лет

Более 50

1

0

1

2

По стажу педагогической деятельности:

До 5 лет

До 10 дет

До 15 лет

До 25 лет

Более

1

1

1

1

По категорийности:

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

3

1

Таким образом, профессиональный уровень педагогов достаточно высок.

Информационные ресурсы

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под ред. Н.Е. Вераксы, М. 2014г.    

2.Ресурсы сети Интернет:

-Способы изготовления декоративных и сувенирных деревянных ложек, разделочных досок и подставок под посуду - Режим доступа:. http://www.patlah.ru/etm/etm-1/teh%20derevo/podelki%20derevo/lozki_podstavki/lozki_podstavki.htm - Загл. с экр.

-Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/262682. - Загл. с экр.

Ресурсное обеспечение:
-иллюстративный материал
-детские книги разных форматов
-шапочки - маски героев сказки
-атрибуты к инсценировки сказки «Три медведя»

Учебно-методические ресурсы.

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• игротека;

• аудиотека;

• фонотека.

Материально-технические ресурсы: в саду функционируют 11 групп, музыкальный зал, физкультурный. В моей группе достаточно мебели, имеется ноутбук, театрализованная зона. Защита проекта будет проходить в музыкальном зале. Для защиты проекта имеется в музыкальном зале экран, медиа проектор, ноутбук.


Финансовые ресурсы 

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Объект финансирования проекта 

Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта

№ п/п

Наименование мероприятий

Ориентировочная стоимость

1

Приобрести:

-бумагу

-папки;

-файлы.

300 рублей

2

Ресурсы сети Интернет

200 рублей

ИТОГО

500 рублей

Оценка результатов проекта:

Деятельность в рамках проекта признана действенной и эффективной, способствующей решению поставленных задач. Качественно влияет на развитие творческого потенциала воспитанников.

Критерии оценивания проекта.

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3.Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков:

Риски

Пути преодоления рисков 

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Для повышения познавательного интереса детей и  их родителей провести в группе консультацию по разъяснению запланированных задач по данному проекту, привлечь к участию родителей в проекте вместе со своими детьми. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и  контроль за осуществление плана действий проекта по определённому направлению.

Недостаток демонстрационного материала.

Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.

Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объёма материала.

Равномерно распределить учебный материал по плану.


Вывод: участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей, обогащению эмоционального и чувственного опыта. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, выделять материал, из которого изготавливаются предметы, четко выделять их назначение.

Научились различать виды росписи, узнали, что все ложки разные и у каждой своя неповторимая история возникновения. А благодаря использованным в ходе проекта стихотворениям, прибауткам, физкультминуткам и различным подвижным играм по данной тематике, дети усвоили материал легко в привычной, и доступной для них, игровой форме.

В дальнейшем мы будем продолжать пополнять коллекцию нашего мини – музея «Ай да, ложечка» новыми экспонатами, творческими работами, поделками сделанными руками наших воспитанников, а также их родителями.

Литература

1. Альбом - деревянные ложки. - Режим доступа: http://www.tatianka.ru/clubs/gallery/user/leonid7/139/. - Загл. с экр.

2. История ложки. - Режим доступа: http://evolutsia.com/content/view/73/. - Загл. с экр.

3. История народных промыслов. - Режим доступа: http://www.narpromysel.ru/page/page8.html. - Загл. с экр.

4. Ковалёв В.М, Могильный Н.П.Русская кухня: традиции и обычаи. – М., «Советская Россия», 1992.- 255 с.

5. Ложки - Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0. - Загл. с экр.

6. Многоликая ложка. Н. Коноплёва. //Журнал «Наука и жизнь», №11, 2002. – 128-129 с.

7. Расписная ложка. - Режим доступа: http://www.spoons.ru/spoon-rossiya.54.html. - Загл. с экр.

8. Русские инструменты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://folkinst.narod.ru/lozki.html. - Загл. с экр.

9. Чудо-ложки из Семенова. Ю.Иванова. // Журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999. – 100-101 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ложечка за папу, ложечка за маму!

Альбом едим дома и в детском саду....

Консультация о питании детей в период адаптации в детском саду "Ложечку за маму, ложечку за папу...."

Причины отказа ребенка от еды в детском саду и способы их устранения....

Паспорт проекта "Маленькие флористы"

Организация проектной деятельности, целью, которого является: развитие художественного восприятия, творческого мышления.обучение умению составлять композиции из природных и искусственных материал...

Паспорт проекта "Маленькие патриоты" для детей младшего дошкольного возраста

   Проект направлен на воспитание гражданско-патриотических чувств младших дошкольников, на уточнение знаний дошкольников о семье и детском саде, на формирование знаний о своей малой ...

Паспорт проекта : «Маленькие исследователи »

Паспорт проектаТема проекта: «Маленькие исследователи »                                    ...

Паспорт проекта "Маленькие огородники"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Паспорт проекта «Маленькое путешествие по большой стране»

Предлагается паспорт проекта познавательной, патриотической направленности для средней группы...