Конспект занятия по развитию лексико- грамматического строя речи для детей старшей группы по теме «Транспорт»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сергеева Марина Владимировна

Уточнить понятия: транспорт наземный (автодорожный, железнодорожный), подземный, водный, воздушный. Закрепить подбор противоположных по смыслу глаголов с приставками. Учить образовывать приставочные глаголы в составе предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_transport.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ «Детский сад№190»

Конспект занятия по развитию лексико- грамматического строя речи для детей старшей группы по теме «Транспорт»

( познавательное развитие)

                                                                                                  Подготовила :

Сергеева Марина Владимировна

Сухиничи

Цель: Уточнить понятия: транспорт наземный (автодорожный, железнодорожный), подземный, водный, воздушный. Закрепить подбор противоположных по смыслу глаголов с приставками. Учить образовывать приставочные глаголы в составе предложений.

Задачи:

  • Согласование существительных и прилагательных с числительными в роде, числе, падеже.
  • - Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать общую и пальчиковую моторику. Коррекц.воспитательные:
  • Повышать самооценку детей, способствовать их эмоционального благополучия.

Развивать чувство сопереживания, сотрудничество, снять мышечные и эмоциональные зажимы.

 

1.Ход занятия: Организационный момент.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

И сейчас играть начнём.

 

2 игра «Отхлопай и назови количество слогов»:

Я слова назову, вы их разделите

И количество слогов назовите:

автобус, поезд, самолет, такси, ракета, грузовик, троллейбус, трамвай, электричка.

 

3.Мы назвали много слов.

Вспомните и назовите виды транспорта: наземный (автодорожный, железнодорожный), воздушный, водный, подземный).

Назовите водный транспорт………..

Назовите воздушный транспорт…………

Назовите наземный автодорожный транспорт…………

Назовите наземный железнодорожный транспорт…………

Назовите подземный транспорт………..

 

Как называется транспорт, который перевозит людей?

Как называется транспорт, который перевозит грузы?

 

4. Узнаем, как вы умеете слушать. Хорошо ли вы знаете, как звучит транспорт.

Сейчас мы послушаем звуки шумов, сигналов, производимых различными видами транспорта (аудио с сигналами транспорта)

 

5.Согласование сущ. и прилаг.

Легковой автомобиль по дороге мчится

А за ним густая пыль тучею клубится.

Что? - легковой автомобиль.

Нет чего? – нет легкового автомобиля.

Подходим к чему? – Подходим легковому автомобилю.

Видим что? - видим легковой автомобиль.

Наблюдаем за чем? – Наблюдаем за легковым автомобилем

 

6. Употребление приставочных глаголов. «Закончи предложение»

(сюжет на столе из игрушек) или

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли мячик поиграть,

Но ребята увидали и упасть ему не дали.

Стали игры выбирать,

Стали весело играть.

Автомобиль к дому (что сделал?)…..подъехал

Автомобиль от дома …….отъехал

Автомобиль за дом (что сделал?)…..заехал

Автомобиль из-за дома (что сделал?)…..выехал

Мимо дома (что сделал?)…...проехал

Вокруг дома (что сделал?)……объехал

С горы (что сделал?)…..съехал

По мосту через реку (что сделал?)…..переехал

Из города (что сделал?)……выехал

7. Закончи предложения (закрепление косвенных падежей)

Я начну, а ты продолжи. Внимательно смотрите на картинки и подбирайте нужные.

Пассажиры отдыхают на большом……теплоходе.

Ребята ловят рыбу с ……лодки.

Марина и Саша выходят из……трамвая.

На лесной поляне приземлился ……вертолет.

У Паши нет …….мотоцикла.

Пассажиры идут к ….самолету.

Мотоциклист догоняет……..автомобиль.

Миша наблюдает за…….автобусом

 

8. физминутка. «Самолет»

А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

  • наш самолет. (движения соответствуют тексту)

 

9.Назови служебный транспорт.

Ребята, а вы знаете, что есть еще транспорт, который перевозит не только людей и грузы, но и выполняет специальные функции. Для решения этих задач используют специальные автомобили или служебный транспорт.

 

Как называется машина, которая убирает снег? (снегоуборочная)

Как называется машина, которая приезжает к больным? (скорая помощь)

Как называется машина, которая выезжает тушить пожар? (пожарная машина)

Как называется машина, которая приезжает на помощь людям (полиция)

Как называется машина, которая поднимает строительные материалы наверх? (подъемный кран)

Как называется машина, которая поливает улицы (поливальная)

 

10. Анализ сложных слов. Объясни, почему так называют?

Слушай длинные слова,

В каждом слове – слова два,

По очереди ты руками взмахни,

Слово длинное объясни.

 

Самокат – сам катает

Вездеход – везде ходит

Самосвал – сам сваливает

Мусоровоз – мусор возит

ледокол – лед колет

самолет – сам летает

молоковоз – молоко возит

бензовоз - бензин возит

тепловоз – тепло возит

снегоход – по снегу ходит.

 

11. Пересказ «Дорога»

На дорогах нашего города можно увидеть много различного транспорта.

Послушайте рассказ, который так и называется «Дорога».

Это дорога. По дороге едет машины.

Вот едет автобус. Он перевозит людей.

За ним едет самосвал. Он перевозит грузы.

За ним – бензовоз. Он перевозит бензин.

За бензовозом мчится скорая помощь. Она торопится на помощь к больному.

А вот и легковой автомобиль. В нем дорожная полиция. Она следит за порядком на дороге.

На улице много различных видов транспорта.

 

Вопросы:

- Что едет по дороге?

- Назовите транспорт, о котором говорится в рассказе?

- Кого перевозит автобус?

- Что перевозит самосвал?

- Что перевозит бензовоз?

- К кому спешит скорая помощь?

- За чем следит дорожная полиция?

 

Пересказ текста по желанию с опорой на предметные картинки.

 

Итог занятия:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что запомнилось?

- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные"

занятие для детей старшей группы с ОНР, по лексической  теме "Домашние животные"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего  возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы»....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...

Конспект занятия на развитие лексико-грамматического строя речи для детей 6го года жизни по теме: "Зима"

Данное занятие проводится в рамках технологии Л.В. Свирской в центре активности познания и коммуникации детей с использованием развивающих игр Воскобовича: "Коврограф ларчик"Познакомится с о...