Роль Развивающей среды в группе по экологическому воспитанию детей
статья по окружающему миру (средняя группа)
Роль Развивающей среды в группе по экологическому воспитанию детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Король Наталья Александровна
«Организация РППС в процессе экологического воспитания дошкольников»
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Дошкольный возраст – самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру. Но как раскрыть тему экологии маленьким дошколятам? Только через наглядность!
Важнейшим условием реализации задач экологического воспитания детей стало создание развивающей предметно-пространственной среды, меняющейся в соответствии с временем года. Для ее оформления могут быть использованы образовательные конструкторы, бросовый материал и, конечно, творческий подход.
Создаваемая в группе развивающая предметно-пространственная среда помогает:
- расширять представления детей о явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года;
- развивать способность детей наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову);
- способствовать усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них);
- развивать умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года.
Оформление тематической развивающей предметно-пространственной среды требует взаимодействия как педагогов, так и родителей воспитанников группы. Всеобщее обсуждение, создание эскизов, планирование продуктивной деятельности, разработка методического сопровождения. Оформление РПСС предшествует созданию тематических построек, а использование конструктора в оформлении экологического центра группы по сезонам, делает его уникальным, современным и мобильным.
Наступила осень, и макет детского сада вместе с детьми одеваем в осенний наряд из пестрых листьев. Проводя беседу в экологическом центре, закрепляем с воспитанниками признаки осени, отмечаем разнообразие оттенков осенних листьев и знание детьми перелетных птиц, улетающих в теплые края. А «грибной пень» позволит расширить представления детей о съедобных и ядовитых грибах. Мы обсуждаем правила поведения в лесу и правила сбора грибов, ягод и фруктов. Учим бережно относится к цветам, птицам, животным, родникам.
Проявив фантазию и творчество, было оформлено настенное панно-«Календарь погоды», у которого каждый день после прогулки обсуждаем с детьми погоду дня, отмечая, какие изменения в природе они заметили. «Календарь погоды» очень интересен дошкольникам. Он является элементом «Говорящей среды». Используя съемные элементы, такие как солнце, птицы, облака, дети самостоятельно могут вносить в него изменения, отмечая погоду дня.
В данном центре проводим не только беседы, но и организовываем образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром. А оформление тематических композиций при помощи разнообразных конструкторов и игрового набора «Дары Фрёбеля», позволяет проводить индивидуальную работу с дошкольниками по разработанным нами дидактическим играм.
Настала зима. Выпал первый пушистый снег. Он укутывает макет детского сада своей белоснежной ажурной косынкой из снежинок. Продолжаем вести беседы о зиме, особенностях погоды зимой и изменениях в природе, о деревьях и зимующих птицах, а также о том, как люди могут помочь пернатым друзьям зимой. Здесь можно организовать игру-путешествие к леснику и его сторожке, развернуть целую сказочную историю в игровой форме, реализуя поставленные задачи. Не забываем при этом отмечать погоду в календаре.
Подобные игровые путешествия помогают день за днем формировать осознанное бережное отношение к птицам. Так вместе с детьми сконструировали кормушки для зимующих птиц, разместив их в нашем экологическом центре. К изготовлению кормушек привлекаем и родителей. Готовые кормушки развешиваем на прогулочной площадке, а затем на прогулке подкармливаем зимой наших пернатых друзьях.
После долгой зимы стало пригревать солнышко. Снег растаял. С первыми подснежниками и голосами птиц пришла весна. На смену зимней композиции в экологическом центре группы появилась композиция «Весна-красна».
Используя данное тематическое оформление развивающей среды, проводим беседы по закреплению знаний детей о признаках весны и природных явлениях, о правилах поведения в лесу и прилетевших птицах (грачах, скворцах и ласточках), о весенних цветах, цветущих деревьях и первых насекомых. Здесь мы с детьми разучиваем и читаем стихи о весне, поем весенние песни и читаем рассказы.
Весеннее оформление экологического центра группы позволяет детям побывать в сказке, развивает фантазию и воображение.
Дети домик смастерили
И на дерево прибили,
Поселился в нем певец,
А зовут его скворец!
Вместе со дошкольниками в рамках кружковой работы по конструированию смастерили скворечники и слепили скворцов, разместив их в нашем экологическом центре. Дети испытывают радость от того, что видят результаты своего творчества в оформлении группы.
Вот и наступило солнечное лето. И развивающая среда экологического центра группы меняет на тему. Наполняем ее авторскими дидактическими играми, викторинами, играми-путешествиями и проводим их с воспитанниками.
В рекреации детского сада нами был создан образовательный модуль «Игротека», в котором педагоги проводят с детьми подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы и дидактические игры, организовывают экскурсии и организовывают работу с детьми с ОВЗ. В «Игротеке» мы создаем макеты микрорайона Крутые ключи и родного города Самара, оформляем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с сезонами, знаменательными событиями и праздниками. К оформленным композициям разрабатываем методические разработки, которыми пользуются педагоги в работе с детьми. Дети и взрослые конструируют вместе, используя разнообразные конструкторы.
Эколого-развивающая среда, организованная в группе, ориентирована на поддержание интереса детей и информативность, соответствует индивидуальным особенностям детей, периодически изменяется, варьируется и обогащается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль развивающей среды при организации гендерного воспитания дошкольников
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Основная цель экологического воспитания – сформироват...
Презентация "Роль развивающей среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"
Презентация "Роль развивающей среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»...

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.
Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, э...

Презентация развивающей среды в рамках экологического воспитания
Презентация экологического центра в моей группе. В презентации отражена работа по экологическим проектам, какие дидактические игры и методические пособия разработаны, над какими еще идет р...
