Проект познавательно-исследовательский «Волшебница вода»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Актуальность проекта:
Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы,
потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых
природных материалов, с которым ребёнок встречается в повседневной
жизни, самым близким и доступным является вода. Наблюдая за играми
малышей с водой, а также во время умывания, купания, мы видели интерес
детей к воде и убедились в актуальности данной темы, а именно в
необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах
воды, её состояниях и значении воды в жизни живых существ.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей раннего
дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования,
расширение знаний детей о воде, значении и её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей раннего дошкольного возраста с водой и её
свойствами;
- обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных,
растений;
- обогатить словарный запас детей по данной теме;
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления
детей со свойствами воды.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования с водой, любознательность, стремление к
самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 458.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебница вода»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Актуальность проекта:
Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы,
потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых
природных материалов, с которым ребёнок встречается в повседневной
жизни, самым близким и доступным является вода. Наблюдая за играми
малышей с водой, а также во время умывания, купания, мы видели интерес
детей к воде и убедились в актуальности данной темы, а именно в
необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах
воды, её состояниях и значении воды в жизни живых существ.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей раннего
дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования,
расширение знаний детей о воде, значении и её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей раннего дошкольного возраста с водой и её
свойствами;
- обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных,
растений;
- обогатить словарный запас детей по данной теме;
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления
детей со свойствами воды.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования с водой, любознательность, стремление к
самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность.
Ресурсное обеспечение: ёмкости с водой, камешки, шарики деревянные,
капсулы от киндер-сюрприза, пластиковые бутылочки с разноцветными
крышками, чайнички из детской посуды, корзина с еловыми шишками,
медузы, изготовленные из разноцветных пакетов и крышек от пластиковых
бутылок, резиновые уточки.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний воспитанников о воде, её свойствах и роли для
окружающего мира;
- обогащение активного словаря воспитанников за счёт слов «вода,
водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит,
капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»
- формирование навыков элементарных исследовательских умений;
- родители активно включаются в практическую, экспериментальную и
игровую деятельность с детьми.
На 1 этапе – подготовительный для педагогов задачами разработать проект, создать развивающую среду. Изучение литературы по теме, разработка содержания образовательной деятельности; подбор детской
художественной литературы для чтения детям, подбор сюжетных картинок и
иллюстраций, разработка занятий экспериментов.
Для детей выявить уровень
представлений детей о воде, ее значении и
свойствах. Формирование мотива по предстоящей деятельности по модели
3-х вопросов.
Что мы знаем? Что такое вода
Она течет из крана
Что мы хотим узнать?
Почему она волшебница
Что с ней можно делать
Как мы узнаем?
Спросим у взрослых. Вместе прочитаем в книжках
Родителей познакомить родителей со структурой, задачами
проекта. Встречи и беседы с родителями.
Игра «Рыбаки»
Цель — развитие цветовосприятия и цветоразличения.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 2 пластмассовые удочки и пластмассовые рыбки, 1 ведерко.
Предварительная работа. Перед игрой педагог опускает в бассейн разноцветных рыбок, выполненных из пластика и снабженных металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.
Ход игры
Когда дети обнаружат в бассейне или тазике разноцветных рыбок, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и ведерки и предложить двоим детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед началом игры педагог может прочитать стихотворение:
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик — темный уголек,
И как льдинка тело,
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку,
Только вот рыбешку жалко.
Далее по команде педагога дети ловят и складывают рыбок в ведерко. Побеждает тот ребенок, который больше поймает рыбок.
Необычная рыбалка
Цель — развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры).
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 2 пластмассовые удочки или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный).
Предварительная работа. Перед игрой педагог опускает в бассейн разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки.
Ход игры
Когда дети обнаружат в бассейне разноцветные фигуры, расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со следующей группой детей.
Игра «Водичка, водичка»
Цель — развитие первичных естественно-научных представлений.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые стаканчик, ложка, ковш, сито.
Предварительная работа. Разучивание стихотворного текста игры.
Ход игры
Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры, совершая соответствующие тексту действия:
Раз, два, три, четыре,
(Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки.)
Ручки в воду опустили.
Мы похлопаем в ладошки
(Хлопают в ладоши под водой.)
И побрызгаем немножко.
(Легко загребают воду ладошками.)
Из ладошки да в ладошку
(Переливают воду из ладошки в ладошку.)
Льются капельки-горошки.
Педагог ставит на стол стакан для воды и предлагает детям черпать из ложки в них воду. Когда дети выполнят просьбу педагога, он предлагает им в один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода осталась прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала мутной». Места песка и глины можно использовать гуашь и размешать цвета в стакане, показать детям как краска растворяется в воде.
Игра «Фонтан»
Цель: Получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
Ход: Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.
Игра «Купание кукол»
Цель: Получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения, забота об игрушках.
Ход: Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д. Во время купания можно проговаривать:
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Игра «Мытье посуды»
Цель: Получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Ход: Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!".
Игра «Плыви, кораблик! »
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, тренировка воздушной струи.
Ход: Дуть на маленький легкий кораблик на воде из соломки.
Игра «Морские сокровища»
Цель: Развитие внимания, координация движений.
Ход: Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка. Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт выхода из множества жизненных ситуаций, ведь в сказке все заканчивается хорошо!
Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию, закаливающие процедуры).
2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды.в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
5. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки.
6. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
Оборудование для игр с водой:
- стол для игр с водой или таз;
- бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)
- пластиковые игрушки (геометрические фигуры), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).
- разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;
- игрушки и приспособления для игры с водой;
- природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
- удочки-игрушки;
- ложки, половники;
- пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;
- стаканчики разного объема;
- набор резиновых игрушек;
- игра рыбалка;
- ситечки, пинцеты, сачки;
- трубочки; губки; краски.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»
(занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). М., Творческий
центр «Сфера», 2002.
2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду». М., Творческий центр «Сфера», 2004.
3. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». М., «МозаикаСИНТЕЗ», 2014.
4. О. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду». Вторая
группа раннего возраста. М., Мозаика-СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина
Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в средней группе
Цель: расширение представлений у детей о значении воды и ее свойствах....

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"
Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о фор...

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в младшей группе №5
Формировать у детей представления о свойствах воды....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеПрошу проанализировать НОД «Волшебница вода»Образовательная област...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки ...



