Мир вокруг нас: формирование первичных представлений о природе и предметном окружении у детей 3-4 лет
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Методическая разработка "Мир вокруг нас" предназначена для воспитателей младших групп ДОУ (3-4 года) и представляет собой систему работы по формированию у детей первичных представлений об окружающем мире. В разработке подробно раскрываются методы и приемы ознакомления дошкольников с предметным окружением и природными явлениями, соответствующие возрастным особенностям детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для младшей группы детского сада
Тема: «Мир вокруг нас: формирование первичных представлений о природе и предметном окружении у детей 3-4 лет»
Подготовила воспитатель Сескутова М.В.
МАДОУ «Детский сад №5 «Семицветик»
г. Вольска Саратовской области»
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста целостной картины окружающего мира через чувственное познание и практическую деятельность.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, предметам ближайшего окружения.
2. Формировать первичные представления о характерных признаках времен года, растениях, животных, явлениях природы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, навыки ухода за растениями и животными.
4. Развивать наблюдательность, сенсорные способности, умение сравнивать и группировать предметы по существенным признакам.
5. Обогащать словарный запас детей за счет введения новых понятий об окружающем мире.
Принципы организации образовательной деятельности:
1. Принцип наглядности - непосредственное восприятие объектов и явлений окружающего мира.
2. Принцип доступности - соответствие материала возрастным возможностям детей.
3. Принцип систематичности - постепенное усложнение материала.
4. Принцип интеграции - сочетание различных видов деятельности.
5. Принцип деятельностного подхода - активное участие детей в познавательном процессе.
Методы и приемы работы:
1. Наблюдения за природными объектами и явлениями (в помещении и на прогулке).
2. Элементарные опыты и экспериментирование.
3. Дидактические игры с природным материалом.
4. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий.
5. Чтение художественной литературы природоведческого содержания.
6. Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
7. Трудовая деятельность в природе.
8. Подвижные игры природоведческой тематики.
Примерное тематическое планирование на год:
1. "Наш детский сад" - знакомство с помещениями группы, участком.
2. "Осенние дары" - овощи, фрукты, грибы, ягоды.
3. "Деревья нашего участка" - наблюдение за сезонными изменениями.
4. "Домашние животные" - особенности внешнего вида, повадки, польза.
5. "Зимние чудеса" - свойства снега и льда, зимние забавы.
6. "Птицы зимой" - зимующие птицы, подкормка.
7. "Весеннее пробуждение" - первые цветы, прилет птиц.
8. "Насекомые" - знакомство с муравьями, бабочками, божьими коровками.
9. "Лето красное" - летние явления природы, безопасность на природе.
Пример конспекта занятия по теме "Домашние животные":
1. Организационный момент (3 мин):
Дети сидят на ковре. Воспитатель включает аудиозапись "Голоса домашних животных", предлагает угадать, кто так "разговаривает".
2. Основная часть (12 мин):
а) Рассматривание игрушек (кошка, собака, корова, лошадь) - обследование внешнего вида, сравнение размеров, частей тела.
б) Дидактическая игра "Кто что ест?" - подбор карточек с кормом к каждому животному.
в) Подвижная игра "Лошадки" - имитация движений животных под музыку.
3. Заключительная часть (5 мин):
а) Чтение потешки "Как у нашего кота".
б) Рисование пальчиками "Миска для котенка" (дети оставляют отпечатки в контуре миски).
Методические рекомендации:
1. Все наблюдения должны быть кратковременными (5-7 минут) из-за неустойчивости внимания детей.
2. Необходимо активно использовать приемы эмоционального воздействия - удивление, радость открытия.
3. Важно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы.
4. Следует предусмотреть возможность тактильного обследования объектов (погладить, потрогать).
5. Речь воспитателя должна быть образной, эмоциональной, с использованием художественного слова.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут:
- называть и показывать предметы ближайшего окружения;
- различать и называть 3-4 вида домашних и диких животных;
- выделять наиболее яркие сезонные изменения в природе;
- проявлять интерес к природным объектам и явлениям;
- выполнять простейшие трудовые действия по уходу за растениями и животными.
Формы оценки результатов:
- наблюдение за детьми в процессе деятельности;
- анализ продуктов детской деятельности;
- индивидуальные беседы с использованием наглядного материала;
- фиксация проявлений познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование первичных представлений о природе родного края у дошкольников, посредством организации детской деятельности на территории экологической тропы ДОУ
Формирование представление о мире растений у детей дошкольного возраста...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Чтобы быть здоровыми и полноценно жить необходимо научиться сохранять и укреплять собственное здоровье. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, для совершенство...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...

Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостны...

НОД Проведение опытно – экспериментальной деятельности в Средней группе «Формирование первичных представлений о природе Арктики и Антарктиды»
После нашей Тематической недельки, мы с детьми провели ряд опытов связанных с природой Арктики и Антарктики....
Проект "Моя семья" как условие формирования первичных представлений о семье и ее истории для детей старшего дошкольного возраста
Паспорт проекта «Моя семья», для детей старшего возрастаТема проекта «Моя семья»Вид проекта Детско-родительский, исследовательский, творческий.Возраст детей6-7 летАкт...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...
