Мир вокруг нас: формирование первичных представлений о природе и предметном окружении у детей 3-4 лет
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Сескутова М.В.

Методическая разработка "Мир вокруг нас" предназначена для воспитателей младших групп ДОУ (3-4 года) и представляет собой систему работы по формированию у детей первичных представлений об окружающем мире. В разработке подробно раскрываются методы и приемы ознакомления дошкольников с предметным окружением и природными явлениями, соответствующие возрастным особенностям детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_okr_mir_ns.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для младшей группы детского сада

Тема: «Мир вокруг нас: формирование первичных представлений о природе и предметном окружении у детей 3-4 лет»

Подготовила воспитатель Сескутова М.В.
МАДОУ «Детский сад №5 «Семицветик»
г. Вольска Саратовской области»

Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста целостной картины окружающего мира через чувственное познание и практическую деятельность.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, предметам ближайшего окружения.

2. Формировать первичные представления о характерных признаках времен года, растениях, животных, явлениях природы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, навыки ухода за растениями и животными.

4. Развивать наблюдательность, сенсорные способности, умение сравнивать и группировать предметы по существенным признакам.

5. Обогащать словарный запас детей за счет введения новых понятий об окружающем мире.

Принципы организации образовательной деятельности:

1. Принцип наглядности - непосредственное восприятие объектов и явлений окружающего мира.

2. Принцип доступности - соответствие материала возрастным возможностям детей.

3. Принцип систематичности - постепенное усложнение материала.

4. Принцип интеграции - сочетание различных видов деятельности.

5. Принцип деятельностного подхода - активное участие детей в познавательном процессе.

Методы и приемы работы:

1. Наблюдения за природными объектами и явлениями (в помещении и на прогулке).

2. Элементарные опыты и экспериментирование.

3. Дидактические игры с природным материалом.

4. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий.

5. Чтение художественной литературы природоведческого содержания.

6. Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

7. Трудовая деятельность в природе.

8. Подвижные игры природоведческой тематики.

Примерное тематическое планирование на год:

1. "Наш детский сад" - знакомство с помещениями группы, участком.

2. "Осенние дары" - овощи, фрукты, грибы, ягоды.

3. "Деревья нашего участка" - наблюдение за сезонными изменениями.

4. "Домашние животные" - особенности внешнего вида, повадки, польза.

5. "Зимние чудеса" - свойства снега и льда, зимние забавы.

6. "Птицы зимой" - зимующие птицы, подкормка.

7. "Весеннее пробуждение" - первые цветы, прилет птиц.

8. "Насекомые" - знакомство с муравьями, бабочками, божьими коровками.

9. "Лето красное" - летние явления природы, безопасность на природе.

Пример конспекта занятия по теме "Домашние животные":

1. Организационный момент (3 мин):

Дети сидят на ковре. Воспитатель включает аудиозапись "Голоса домашних животных", предлагает угадать, кто так "разговаривает".

2. Основная часть (12 мин):

а) Рассматривание игрушек (кошка, собака, корова, лошадь) - обследование внешнего вида, сравнение размеров, частей тела.

б) Дидактическая игра "Кто что ест?" - подбор карточек с кормом к каждому животному.

в) Подвижная игра "Лошадки" - имитация движений животных под музыку.

3. Заключительная часть (5 мин):

а) Чтение потешки "Как у нашего кота".

б) Рисование пальчиками "Миска для котенка" (дети оставляют отпечатки в контуре миски).

Методические рекомендации:

1. Все наблюдения должны быть кратковременными (5-7 минут) из-за неустойчивости внимания детей.

2. Необходимо активно использовать приемы эмоционального воздействия - удивление, радость открытия.

3. Важно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы.

4. Следует предусмотреть возможность тактильного обследования объектов (погладить, потрогать).

5. Речь воспитателя должна быть образной, эмоциональной, с использованием художественного слова.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети могут:

- называть и показывать предметы ближайшего окружения;

- различать и называть 3-4 вида домашних и диких животных;

- выделять наиболее яркие сезонные изменения в природе;

- проявлять интерес к природным объектам и явлениям;

- выполнять простейшие трудовые действия по уходу за растениями и животными.

Формы оценки результатов:

- наблюдение за детьми в процессе деятельности;

- анализ продуктов детской деятельности;

- индивидуальные беседы с использованием наглядного материала;

- фиксация проявлений познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Чтобы быть здоровыми и полноценно жить необходимо научиться сохранять и укреплять собственное здоровье. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, для совершенство...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...

Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста

        Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостны...

НОД Проведение опытно – экспериментальной деятельности в Средней группе «Формирование первичных представлений о природе Арктики и Антарктиды»

После нашей Тематической недельки, мы с детьми провели ряд опытов связанных с природой Арктики и Антарктики....

Проект "Моя семья" как условие формирования первичных представлений о семье и ее истории для детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта «Моя семья», для детей старшего возрастаТема проекта «Моя семья»Вид проекта Детско-родительский, исследовательский, творческий.Возраст детей6-7 летАкт...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...