ОД "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру
Детское экспериментирование- познавательный и увлекательный прием для распознания окружающего мира
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебница вода»
Образовательная область: «Познание»
Форма организации деятельности: экспериментирование
Возрастная группа: подготовительная логопедическая (5-7 лет)
Кадырова Н.Г.
воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
Бугуруслан – 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список литературы | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему идет дождь? Почему появляется радуга? Почему дует ветер? Почему светит солнце? Тысячи почему… .Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы.
Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений. Экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с окружающим.
Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу. Поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Кадырова Назия Гайсовна |
2. | Доминирующая образовательная область | Познание |
3. | Вид деятельности детей | Познавательно – исследовательская Коммуникативная Двигательная Игровая Восприятие художественной литературы |
4. | Форма организации | Экспериментирование |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | Волшебная вода |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
-проблемная ситуация;
-приглашение в лабораторию;
- опыты: «Дождик в стакане воды», «Радуга в стакане воды»; рисование водой - показ слайдов; - Игра «Мы - капельки воды»»; - ТРИЗ «Хорошо – плохо»;
- создание проблемной ситуации; - чередование видов деятельности; - выполнение опытов.
- словесное поощрение в ходе ОД; - удовлетворенность от проделанной работы; - обсуждение полученных результатов. |
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое |
4. | Возрастная группа: | Старшая группа (5 -7 лет) |
5. | Цель: | Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом |
6. | Задачи: | - продолжать знакомить детей со свойствами воды; - опытно-экспериментальным способом определять свойства воды; - учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; - формировать знания о значении воды в жизни человека; - - расширить словарный запас детей; развивать слуховое внимание; - развивать и укреплять навыки безопасности при обращении с водой .- воспитывать бережное отношение к воде |
7. | Планируемые результаты: | - ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, проявляет самостоятельность; - ребенок активно общается с взрослым, со сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому. - ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом; - ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); - ребенок соблюдает правила поведения в лаборатории; |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | В центре познания: ноутбук, слайды, проектор, экран, презентация. В центре исследовательской деятельности: столы, накрытые клеенками, баночки, сахар, штатив с пробирками, пищевые красители, шприцы без иглы, баночки с разбавленной акварельной краской, палочки деревянные, ложки пластмассовые, кисти для рисования, сосуд с водой,, стаканчики, салфетки, халаты, воронки, картинки, кисточки |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | - проводили опыты с различными материалами; - ТРИЗ «Хорошо - плохо», «Чем схожи и чем различаются» |
25 мин. | |||
I. | Вводная часть | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели | 3 мин. |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуйте наши гости, Здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг. Я желаю дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного, удивительного и получить самые яркие впечатления В: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте люди проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята? Д.: Да, поможем. | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | В.: Что такое вода? Что вы знаете о воде и ее свойствах? Д.: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут. В.: Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких? Д.: В жидком, твердом и газообразном. В.: Как вы думаете, кому нужна вода? Д.: Вода нужна людям, растениям, животным, птицам. В.: Кто знает, где встречается вода? Д.: В реке, кране, море, колодце, озере. | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | В.: Молодцы, вы много знаете о воде. Предлагаю вам, мои юные исследователи пройти в лабораторию. Что делают в лаборатории? Д: Проводят опыты, исследования. В: Да, лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? Д.: Любим, да. В.: Только для начала вспомним правила безопасности: Д.: Без разрешения запрещается вставать с места, приступать к опыту только после его объяснения и разрешения, трогать оборудование, приборы и реагенты, ничего не брать в рот, во время проведения опытов быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить, не толкаться. В.: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные коллеги, какие явления природы связаны с водой? Д.: Снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход, разлив реки. В.: Как вы думаете, можем ли мы увидеть эти природные явления в нашей группе, которые происходят благодаря воде? Д.: Нет, не увидим | |
II. | Основная часть: | Игра «Мы - капельки воды» Проведение опытов Выявление проблем экспериментирования, обсуждение полученных результатов. | 19 мин |
Актуализация ранее приобретенных знаний | В.: Но мы с вами находимся в волшебной лаборатории и можем творить чудеса Опыт №1 «Дождик в стакане воды» В.: Какое природное явление мы с вами увидим, вы узнаете, если отгадаете загадку. Белая вата плывет куда-то, Д.: Дождик, облако. В.: Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? Придумала! Мы используем обычную пену для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой) В.: Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде? Д.: Она легкая В.: Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности. Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? Д.: Из воды. В.: Да, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю. Как это происходит, сейчас мы увидим. Для этого я приглашаю вас подойти к столам. Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя). Что происходит? Д.: Вода капает Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь. В.: Какое состояния воды вы видите? Д.: Жидкое В.: Какие «человечки» здесь живут? Д.: Жидкие В.: Хотите превратиться в «капельки воды»? Д.: Хотим Звучит музыка. В.: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю). В.: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку. На минуту в землю врос Д.: Радуга. В.: Ребята, а где можно увидеть радугу? Д.: На небе. В.: Когда она появляется? Д.: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко. В.: Из скольких цветов состоит радуга? Д.: Из семи цветов В.: Дождь у нас уже прошел, теперь предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу - только из четырех цветов – в пробирке. И, конечно же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны четыре помощника. (Дети наливают в чистую пробирку воду слоями с помощью воронки: синюю, красную, зеленую и желтую краску. Что происходит? Д.: Вода смешалась, радуга не получилась В.: Не расстраивайтесь, для нашего волшебства понадобятся вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки теплой воды, перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане). Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки , перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей. Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки. В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? Д.: Нет В.: Цветная вода ложится слоями, не перемешивается. Как вы думаете, в чем же секрет этого опыта? Д.; Из-за сахара В.: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. В.: В каком стакане было меньше всего сахара? Д.: В красном. В.: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу). Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода. Физкультминутка Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон) : Ребята, вы настоящие исследователи, Вам предстоит разгадать еще одну тайну. Подойдите, все к столам. (На столе стоят баночки с обычной прозрачной водой и лежат картинки). В.: Как вы думаете, сможем ли мы, используя только воду, сделать картинку цветной? Д.: Нет, нельзя, нужны краски В.: Чтобы расколдовать картинки, нужно взять волшебные кисточки и произнести заклинание: «Вода. Водица помоги нам!» (Дети сырой кисточкой проводят по картинке (звучит песня «Где водятся Волшебники?» автор: Энтин Ю., композитор: Минков М.). В.: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? Д: Они стали цветными. В.: Вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными? Д.: Там была уже краска В.: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их сделать яркими и красочными. .В: Значение воды велико. Человеку без нее не прожить. Что мы должны делать, чтобы вода всегда была в наших домах? Д.: Не тратить ее напрасно, закрывать плотнее водопроводные краны, не засорять реки и озера и т. д Игра «Хорошо – плохо» (Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества) Положительные: вода нужна для питья, приготовления еды и мытья посуды, стирки одежды, чтобы умываться, мыть руки. В воде и около нее обитают различные животные и птицы, водится рыба. Вода – это дороги для водного транспорта, она нужна заводам. Водой поливают цветы, растения в огороде. Водой можно закаляться, а на льду кататься. Можно играть с водой и в воде, зимой в снежки. Вода «добывает» ток на электростанциях, тушит пожары. Отрицательные: Бывают сильные наводнения, цунами, штормы, которые разрушают дома, уничтожают всё живое. Дожди могут погубить урожай, размывают почву. Если напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не умеешь плавать, то можно утонуть. Вода в море соленая, ее нельзя пить, использовать для поливов. Если воду пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть. В туман можно заблудиться. | ||
III. | Заключительная часть | словесное поощрение в ходе ОД; - удовлетворенность от проделанной работы; - обсуждение полученных результатов | 3 мин. |
В: Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Вам интересно было быть исследователями? Как вы думаете, вам пригодятся эти знания? Какой эксперимент вы бы показали дома? О чем захотелось бы рассказать? Мне тоже очень понравилось наше занятие, спасибо за хорошую работу | |||
3. ЛИТЕРАТУРА
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск УП «ИВЦ Минфина», 2004
- Дыбина Н.П, Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.М.: Сфера, 2002
- Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах вещества. Москва, Издательский центр «Вектана- Граф», 2007
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий,- Издательство «Учитель», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...

