формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья
материал по окружающему миру (старшая группа)
опыт работы по формированию экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья
Экология окружающей среды является одной из самых актуальны проблем современности. Чтобы воспитать поколение, которое будет заботиться о чистоте планеты и сохранении её ресурсов, необходимо с самого раннего возраста прививать детям экологические привычки. Самым лучшим способом, на наш взгляд, является личный, наглядный пример.
Мы проживаем в районе с богатой флорой и фауной, многие животные, обитающие в Прибайкалье, являются уникальными, единственными в своем роде. Они требуют бережного отношения и осознания их ценности и незаменимости.
В связи со всем сказанным, считаем, что проблема экологического воспитания дошкольников является актуальной и востребованной для нашего общества,
Всем известно, что, когда у человека появляется личное отношение к предмету изучения, он становится для него ценным и значимым. Именно поэтому, в качестве средства, мы выбрали знакомство с животным миром Прибайкалья.
В своей работе по формированию экологических представлений дошкольников мы активно привлекали родителей/законны представителей, так как именно в семье закладываются основы моральных принципов и устоев, зарождается культура поведения в природе. В связи с этим, в наши задачи входит не только работа с детьми, но и поиск методов и средств, чтобы заинтересовать родителей, сделать их активными и инициативными участниками, которые будут проявлять личную заинтересованность процессом. Таким образом, мы стремимся привлекать к формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста, всех участников образовательных отношений. К тому же, педагог не в состоянии самостоятельно подготовить такой объем интересной, красочной и запоминающейся информации, который будет по силам родителям/законным представителям совместно с детьми. Огромным преимуществом выполнения работы детьми вместе с родителями является то, что у детей есть возможность узнать больше детальной информации по исследуемой проблеме, осознать специфические особенности того животного; которое они изучают, а затем представить ее одногруппникам.
Наиболее эффективной, мы считаем работу, которая была выстроена в рамках проектной деятельности. В самом начале нашего знакомства с животным миром Прибайкалья в старшей группе, на занятиях, мы узнали о его многообразии и уникальности, о том, что многие животных, обитающие в наших краях, являются единственными в своем роде и не представлены в других регионах России и всего мира. После того, как мы познакомились с тем многообразием животных, которые обитают в Прибайкалье, детям было предложено подготовить совместно с родителями книжки-малышки, в которых будут представлены мини-рассказы о жизни животных. Все истории дети придумывали самостоятельно, а родители помогали им с иллюстрированием, а также с перенесением их мыслей на бумагу. После того, как все книжки-малышки были готовы, на занятиях или в совместной деятельности, мы знакомились с каждым рассказом. Итоговой работой стало оформление выставки книжек в приемной, где родители также могли ознакомиться с работами других детей.
Следующим этапом нашей работы стала подготовка проектов о жизни животных Прибайкалья. Детям совместно с родителями предлагалось красочно и интересно представить информацию о внешнем виде, особенностях питания, повадках животных Прибайкалья. Затем, представить свой проект на открытом занятии, перед коллективом сверстников. Форму реализации и оформления проекта, родители вместе с детьми выбирали самостоятельно, а также могли проявлять инициативу по организации экскурсий в рамках темы своего проекта, например в нерпинарий, в Байкальский музей, поездки к берегу озера Байкал, предлагали к просмотру фильмы о жизни животных Прибайкалья в дикой природе, книги, энциклопедии, которые самостоятельно находили, изучали и предлагали педагогу в качестве предварительной работы по подготовке к защите проекта.
Данная работа была не только интересной, но и продуктивной. Развивающая среда группы была пополнена следующими материалам, макеты «Нерпы на берегу Байкала», «Животные на отдыхе», «Кто, где живет» и пр.; книжками-малышками, энциклопедиями; проектами в виде журналов, лэпбуков, презентаций фильмов и пр. Главной ценностью данных материалов являет, что они были изготовлены детьми самостоятельно, а следовательно, имеют для них особое значение и конечно же, мы отметили, что о том животном, о котором ребенок готовил проект, он знает значительно больше детальной информации. Может с уверенностью составить рассказ о ценности, уникальности животного, привести аргументы, почему необходимо беречь природу, как культура человека влияет на нашу экологию и что значит экологическое поведение в природе.
Когда мы с детьми выяснили, что важно и жизненно необходимо беречь природу, её ресурсы и экологию, мы стали изучать способы и средства. Так образом, мы изучили основы. раздельного сбора мусора, познакомились, возможностями переработки и вторичного использования бумаги, пластика и т.д. Поговорили о том, почему важно поддерживать местных производителе продуктов, одежды и т.д. Организовали акции по сбору макулатуры, пластика батареек, посетили экскурсию в пункте приема вторичного сырья и вместе с детьми разработали информационные брошюры для детей и родителей из других групп.
Подводя итоги, мы можем предположить, что наша работа в области формирования экологических представлений старших дошкольников является успешной и наглядным доказательством того, что тесное взаимодействие с родителями, их заинтересованность процессом, позволяет сформировать мотивацию у детей к изучению нового материала, формированию основ познавательного интереса.
Хочется отметить, что всем участникам образовательных отношений понравился такой формат взаимодействия, они отмечали его эффективность в области усвоения детьми нового материала, а также на выстраивание взаимоотношений в семье, повлияли на направления досуговой деятельности в выходные дни и пр.
Мы обязательно будем продолжать работу по формированию экологических представлений старших дошкольников. Следующим этапом работы, станет поиск инновационных методов работы, так как эффективность традиционных методов и приемов была нами в очередной раз доказана. Также, нами запланирована разработка методического пособия по тем самообразования, с целью распространения практического опыта, признания эффективности работы и надеемся, что педагогам пригодятся те практические материалы, которые будут собраны и структурированы нами в процессе работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

Инновационный опыт по теме "Экологические воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"
Ознакомлеение с природой края...

Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »
Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »...

Педагогический проект «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»
Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания дет...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ
В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников посредством организации мини-музеев...

Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»
Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...
