Волшебный магнит
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;
- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах)
Cоздать условия для:
- внутренней потребности включения в деятельность с помощью беседы, с опорой на личный опыт детей;
- осознанного принятия детьми «детской» цели;
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными;
- развития умений задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;
- развития умений выявлять причину затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения;
- развития представлений о магните и его свойствах;
- развития познавательной активности детей в процессе выполнения исследования;
- развития умений корректировать действия свои и сверстника;
- осознания себя как участника деятельности и для сформированности элементарных навыков самооценки
Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:
- Мы с вами пришли в лабораторию и нам необходимо вспомнить правила поведения здесь (не кричать, соблюдать осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте), а вы хотите не на долго стать младшими сотрудниками?
- Вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?
Загадывает загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
(Магнит)
- Перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
- Кто из вас знает, что такое магнит?
(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)
- Вы знаете, почему этот камень так называют?
- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
Легенда
(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым, и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Догадались, как называлась эта гора?
(Магнитная гора)
- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)
- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.
Опытно-экспериментальная часть
- Предлагаю подойти к столам и что вы видите на них?
(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)
- На столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
- Что нам понадобится для этого?
(Магнит)
- Как мы это сможем сделать?
(Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.)
Опыт № 1
- Назовите, какие предметы притянул магнит.
(Скрепки, монеты, гвоздики…)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
(Из металла, железа)
- Они какие? (Металлические)
- Какие предметы не притянул магнит?
(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
Работа над словарём (пластиковые, тканевые, бумажные…)
- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…?
(Потому что они металлические, железные)
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
- При помощи карточек зафиксируем вывод.
На доске дети выставляют карточки. А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.
- Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
Опыт № 2
- Как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
- Хорошо. Давайте проверим. Мы можем провести два опыта с помощью магнита поучаствовать в гонках или разрисовать тарелочку, какой выбираете?
(Если дети разошлись во мнениях, можно провести оба опыта).
- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.
Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку
- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
- Готовы? Поехали!
(Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.)
- Отчего так происходит?
(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)
- Теперь проведем второй опыт с тарелкой. На ней капли с краской, расположим в центре гайку, а с низу магнит и при перемещении магнита у нас гайка начнет рисовать.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.
Опыт № 3
- Возник вопрос, с решением которого мы можем помочь.
- Не так давно по морю проходил корабль и во время шторма его сильно качнуло, и один контейнер с монетами затонул в море, как нам достать монеты тем самым очистить море от металла?
- Как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
- Давайте проверим.
Перед вами загрязнённое море (таз с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача - очистить это море от мусора с помощью магнита.
- Как мы это сможем сделать?
(Взять магнит и опустить его в воду.)
- Что же мы видим?
(Предметы притягиваются через воду…)
- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили море!
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду - воду.
- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""
экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»
Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...

Познавательно-исследовательская деятельность .Тема "Волшебный магнит"
Цель: познакомить детей с магнитами и его свойствами, их формой, цветом, размерами, весом.Задачи: 1.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнети...

Волшебный магнит.
Конспект занятия по развитию исследовательских способностей детей . Дети опытным путем изучают свойства магнита, и в этом им помогают их любимые мультгерои Смешарики....

Конспект экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" (для детей старшей группы).
Эксперименты с магнитом ....
Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)
Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит»
Магнит притягивает и поднимает предметы, сделанные из металла....



