Волшебный магнит
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_magnit.docx933.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;

- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах)

Cоздать условия для:

- внутренней потребности включения в деятельность с помощью беседы, с опорой на личный опыт детей;

- осознанного принятия детьми «детской» цели;

- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными;

- развития умений задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;

- развития умений выявлять причину затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения;

- развития представлений о магните и его свойствах;

- развития познавательной активности детей в процессе выполнения исследования;

- развития умений корректировать действия свои и сверстника;

- осознания себя как участника деятельности и для сформированности элементарных навыков самооценки

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:

-  Мы с вами пришли в лабораторию и нам необходимо вспомнить правила поведения здесь (не кричать, соблюдать осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте), а вы хотите не на долго стать младшими сотрудниками?  

- Вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Загадывает загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

(Магнит)

-  Перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

- Кто из вас знает, что такое магнит?

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

- Вы знаете, почему этот камень так называют?

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)


В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым, и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Догадались, как называлась эта гора?

(Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.

Опытно-экспериментальная часть

-  Предлагаю подойти к столам и что вы видите на них?

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

- На столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

- Что нам понадобится для этого?

(Магнит)

- Как мы это сможем сделать?

(Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.)

Опыт № 1

- Назовите, какие предметы притянул магнит.

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

(Из металла, железа)

- Они какие? (Металлические)

- Какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Работа над словарём (пластиковые, тканевые, бумажные…)

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? 

(Потому что они металлические, железные)

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

- При помощи карточек зафиксируем вывод.

На доске дети выставляют карточки. А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

- Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

Опыт № 2

- Как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

- Хорошо. Давайте проверим. Мы можем провести два опыта с помощью магнита поучаствовать в гонках или разрисовать тарелочку, какой выбираете?

(Если дети разошлись во мнениях, можно провести оба опыта).

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы? Поехали!

(Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.)

- Отчего так происходит? 

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

- Теперь проведем второй опыт с тарелкой. На ней капли с краской, расположим в центре гайку, а с низу магнит и при перемещении магнита у нас гайка начнет рисовать.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.

Опыт № 3

- Возник вопрос, с решением которого мы можем помочь.

- Не так давно по морю проходил корабль и во время шторма его сильно качнуло, и один контейнер с монетами затонул в море, как нам достать монеты тем самым очистить море от металла?

- Как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

- Давайте проверим.

Перед вами загрязнённое море (таз с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача - очистить это море от мусора с помощью магнита.

- Как мы это сможем сделать?

(Взять магнит и опустить его в воду.)

- Что же мы видим?

(Предметы притягиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили море!

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду - воду.

- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0429/000c6038-be393137/hello_html_75e63c78.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""

экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»

Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...

Познавательно-исследовательская деятельность .Тема "Волшебный магнит"

Цель: познакомить детей с магнитами и его свойствами, их формой, цветом, размерами, весом.Задачи: 1.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнети...

Волшебный магнит.

Конспект занятия по развитию исследовательских способностей детей . Дети опытным путем изучают свойства магнита, и в этом им помогают их любимые мультгерои Смешарики....

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...