Проект "Мы познаем мир"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать
стремление к проявлению самостоятельности и инициативы,
любознательности.
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, песка; с понятиями живая и неживая природа, их разнообразием.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31»
Асбестовского муниципального округа Свердловской области
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 31»
Асбестовского муниципального округа
Свердловской области
_______О.А.Ветюгова
Приказ от 29.08.2025 № 76
«Об утверждении локальных актов
детского сада на 2025-2026 учебный год»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 31»
Асбестовского муниципального округа
Свердловской области
Протокол от 29.08.2025 № 1
Педагогический проект
"Мы познаем мир"
для детей от 3 лет до 4 лет
Срок реализации:
01.09.2025 - 31.05.2026
Разработчик:
воспитатель
Кузьмина Л.Г., ВКК
Асбест 2025
Пояснительная записка
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2025г. – май 2026г.)
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Направленность педагогический проект.
Данный проект по экспериментированию «Мы познаем мир» для детей 3-4 лет имеет познавательную направленность.
Педагогическая целесообразность
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человечества. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. В это время закладывается целостность будущей личности, продолжают формироваться основы психического и физического здоровья.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А. П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что всестороннее воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать
стремление к проявлению самостоятельности и инициативы,
любознательности.
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, песка; с понятиями живая и неживая природа, их разнообразием.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Возрастной диапазон освоения проекта –3-4 лет.
Продолжительность освоения проекта – 1 год.
Форма проведения образовательной деятельности – игровая.
Форма организации образовательной деятельности - групповая
Продолжительность образовательного процесса - 15 минут
Режим занятий по проекту- 1 раз в неделю
Отличительные особенности проекта от уже существующих является акцент при реализации на культурные практики, рекомендованные в ФОП ДО.
Ожидаемый результат
У ребенка:
- Повысилась познавательная активность и любознательность.
- Обогатился сенсорный опыт.
- Сформированы первичные представления о предметах окружающего мира, их свойствах, назначении.
- Сформированы элементарные представления о живой и неживой природе.
- Сформированы простейшие математические представления (один-много, большой-маленький, основные геометрические формы).
- Развиты познавательные процессы (внимание, память, мышление).
- Обогатился и активизировался словарь.
- Развиты навыки простейшего экспериментирования.
- Проявляет бережное отношение к окружающему миру.
У педагога:
- Повысилась компетентность в организации познавательного развития детей 3-4 лет.
- Создана эффективная развивающая предметно-пространственная среда.
- Налажено продуктивное взаимодействие с родителями.
У родителей:
- Повысилась педагогическая грамотность в вопросах познавательного развития.
- Активизировалось участие в жизни группы и проекте.
- Обогатился опыт позитивного познавательного взаимодействия с ребенком.
Форма отчетности: мониторинг по познавательному развитию детей, который проводится 2 раза: в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель: Оценка динамики развития познавательной активности и сформированности представлений.
Методы
Наблюдение (основной метод!): За детьми в свободной и организованной деятельности. Фиксируются проявления любознательности (задает вопросы, проявляет интерес), исследовательские действия (как действует с новым предметом), умения группировать, сравнивать, узнавать и называть предметы/свойства, речевые реакции.
-Анализ продуктов детской деятельности: Рисунки, постройки, результаты игр-упражнений.
- Беседы по картинкам или в ходе деятельности.
- Игровые диагностические ситуации.
- Проявляет интерес к новым предметам, действиям, явлениям (рассматривает, трогает, задает вопросы «Что это?», «Зачем?»).
- Узнает и называет знакомые предметы, игрушки, животных, растения.
- Различает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
- Различает основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник).
- Различает предметы по величине (большой-маленький).
- Владеет простейшими исследовательскими действиями (переливает, пересыпает, разбирает-собирает, мнет, рвет – с целью познания свойств).
- Устанавливает простейшие связи (солнце – тепло; дождь – лужи; птичка клюет зернышки).
- Использует в речи слова, обозначающие свойства и качества предметов (большой мяч, красная машинка, мягкий мишка).
Методическое обеспечение
Принцип доступности и посильности: Содержание и деятельность соответствуют возрастным возможностям детей 3-4 лет.
- Принцип наглядности: Широкое использование реальных предметов, игрушек, картинок, иллюстраций, муляжей, природного материала.
- Принцип деятельности и интеграции: Познание происходит через ведущую деятельность – игру, а также через интеграцию с другими областями (речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
- Принцип эмоциональной вовлеченности: Занятия строятся на интересе, удивлении, радости открытий. Положительные эмоции – залог успешного познания.
- Принцип сенсорной основы: Максимальное включение органов чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус – где безопасно).
- Принцип проблемности: Создание простых проблемных ситуаций, побуждающих к поиску решения («Как достать шарик из банки?», «Почему мячик катится, а кубик нет?»).
- Принцип повторяемости и усложнения: Постепенное усложнение материала и повторение пройденного на новом уровне.
Содержание проекта (Основные направления познавательного развития):
Сенсорное развитие:
- Содержание: Цвет (основные), форма (круг, квадрат, треугольник), величина (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий). Тактильные ощущения (гладкий-шершавый, мягкий-твердый, теплый-холодный и т.д.). Звуки (громкий-тихий, высокий-низкий, шумовые коробочки). Вкус и запах (сладкий-соленый, кислый, фруктовые/пряные ароматы – безопасно!).
- Формы работы: Дидактические игры («Чудесный мешочек», «Подбери по цвету/форме», лото, пирамидки, матрешки, вкладыши), игры с водой и песком, экспериментирование с материалами (бумага, ткань), музыкальные минутки, сенсорные дорожки/коробки.
Развитие представлений об окружающем мире:
- Содержание: Предметы ближайшего окружения (игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт – названия, назначение, части, свойства). Человек (части тела, лица). Домашние животные и их детеныши (внешний вид, голоса, чем питаются). Дикие животные леса (основные, внешний вид). Растения (комнатные растения, деревья, цветы на клумбе, овощи/фрукты). Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер – наблюдения). Времена года (яркие признаки).
- Формы работы: Наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание картин, иллюстраций, фотоальбомов, реальных предметов. Беседы по картинкам и по итогам наблюдений. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов. Дидактические игры («Кто что ест?», «Чей малыш?», «Найди пару», «Что лишнее?»). Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Дочки-матери», «Водитель»). Простейшие опыты (свойства воды, снега, песка).
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП):
- Содержание: Один и много. Большой и маленький (сравнение по размеру). Круг, квадрат, треугольник (узнавание, название). Понятия «столько же», «больше», «меньше» (на наглядной основе). Пространственные представления (вверху-внизу, спереди-сзади – на себе, на предметах).
- Формы работы: Игры с дидактическим материалом (счетные палочки, мозаика, кубики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера). Игровые упражнения («Построй башню из больших/маленьких кубиков», «Разложи шарики по цвету», «Найди все круглое в комнате»). Подвижные игры с пространственными заданиями («Стань впереди/сзади Кати», «Положи мячик под стол/на стол»). Конструирование.
Методы и приемы работы
- Игровые: Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, игры-путешествия, игры с правилами.
- Практические: Игровые упражнения, элементарные опыты и экспериментирование, действия с предметами, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация по теме), поручения.
- Наглядные: Наблюдение, демонстрация предметов, игрушек, картин, иллюстраций, использование мультимедиа (кратковременно и дозированно!), схемы-модели (простейшие).
- Словесные:** Беседа (краткая, эвристическая), чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки, короткие рассказы), объяснение, пояснение, вопросы (побуждающие к высказыванию, уточняющие), рассказ воспитателя.
Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС):
- Центр познания (сенсорики и природы Сенсорные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаика, шнуровки, сортеры, «чудесный мешочек».
- Материалы для экспериментирования: емкости разного размера и формы, ложки, ситечки, трубочки, безопасные сыпучие материалы (фасоль, горох), природный материал (шишки, камешки, ракушки), лупы, магниты.
- Природные уголки: комнатные растения (безопасные), календарь природы (простой), альбомы с картинками животных/птиц/растений, муляжи овощей/фруктов, фигурки животных.
- Дидактические игры по всем направлениям проекта.
- Центр конструирования и математики: Крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы), конструкторы типа Lego Duplo, мелкие игрушки для обыгрывания построек, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, геометрические фигуры, мозаика.
- Обогащение других центров: Книги и картинки по темам проекта в книжном уголке; атрибуты для сюжетно-ролевых игр (посуда, продукты – муляжи, одежда); материалы для творчества (краски, пластилин, бумага разных цветов и фактур) в центре искусства.
Формы организации образовательной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные с познавательным содержанием).
- Занятия познавательного цикла (короткие, 10-15 мин, игровые, интегрированные).
- Наблюдения (на прогулке, в группе).
- Экспериментирование и элементарные опыты.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание картин, альбомов.
- Продуктивная деятельность с познавательной направленностью.
Самостоятельная деятельность детей:
Свободная игра в центрах активности с предложенными материалами, самостоятельные эксперименты, рассматривание книг.
Взаимодействие с семьями: Информационные стенды, консультации, мастер-классы, совместные мероприятия (праздники, выставки), «домашние задания»-наблюдения («Найди дома что-то круглое»), создание «Чемодана открытий» (коллекция природных материалов, картинок по теме).
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
- организация предметно-развивающей среды,
- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная экспериментальная деятельность,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Календарно - тематическое планирование
№ | Месяц | Тема занятия | Задачи занятия |
1 | Сентябрь | «Осень золотая» «Витаминка в гостях у детей» | Расширить знания детей об осени, как времени года. Закрепить знания цветов (желтый, красный, зеленый). Закрепить знания об отдельных огородных культурах (капуста, морковь, картошка, огурец, помидор, кабачок). Показать натуральные овощи. Ввести в активный словарь понятие «овощи». Сформировать представление об овощах как предметах труда на огороде, как результатах труда человека. Ввести в активный словарь слово «урожай». Расширять знания детей о пользе овощей (для чего нужны овощи). |
2 | Октябрь | «По дорожкам добрых дел» «Лесные истории» | Формировать у детей основы экологической культуры. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, его обитателям. Закреплять и обогащать знания детей о диких животных и птицах. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому. Формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их. |
3 | Ноябрь | «Звери готовятся к зиме» «Птицы – какие они?» | Формировать представления о сезонных изменениях в природе: становится холодно, выпадает снег, животные впадают в спячку, меняют окрас шубки. Познакомить с детей с понятием «Перелётные птицы» и «зимующие птицы».
|
4 | Декабрь | «Волшебница – зима» «Покормите птиц зимой»
| Закреплять знания детей о характерных признаках зимы. Учить замечать красоту зимней природы. Расширять представления детей о лесе и его обитателях.
|
5 | Январь | «Воздух – что это?» «Игры с воздушным шариком» «Ветер по морю гуляет» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его |
6 | Февраль | Игры-эксперименты со снегом | Учить детей наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Формировать знания о свойствах снега, изменении и преобразовании его в воду. |
7 | Март | «Весна-красна» «Цветочек для мамы» «Комнатные цветы» | Дать представление об изменениях в природе весной (солнце светит ярче, греет сильнее; тает снег, лед; воздух становится теплее). Отмечать изменения в одежде людей весной (сапоги, куртки, легкие шапочки). Воспитывать наблюдательность. дать понятие о пробуждении растений весной. Дать понятие о строении цветка, его основных частях, называть их. Уточнить представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста цветов. Развивать умение сажать луковицы цветов, пользуясь необходимым инвентарем. |
8 | Апрель | «Вода- какая она?» «Вода-волшебница» | Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся. Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества |
9 | Май | «Песочные струйки» «Волшебные фигурки» «Легкий-тяжелый» «Плавает-тонет» «Первоцветы» «Мы сажаем огород» | Знакомить со свойствами сухого песка – сыплется. Продолжить знакомить со свойствами песка. Познакомить с весом. Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов. Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые – тонут. Знакомить с понятием «первоцвет», с «овощные культуры», что нужно растениям. |
Информационные источники:
1. "От рождения до школы". Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Издательство: Мозаика-Синтез
Год издания (актуальное): 5-е изд., перераб. - 2019 (и последующие допечатки 2020-2023).
2. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы". Младшая группа (3-4 года). / Авт.-сост. Н.В. Лободина и др.
Издательство: Учитель
Год издания (актуальное): По ФГОС ДО - 2021, 2022.
3. Шорыгина Т.А. "Вежливые сказки: Этикет для малышей".
Издательство: Сфера (Серия "Сказки-подсказки")
Год издания 2019, 2021
4. Шорыгина Т.А. "Беседы о хорошем и плохом поведении".
Издательство: Сфера
Год издания 2018, 2021.
5. Алябьева Е.А. "Воспитание культуры поведения у детей 3-7 лет".
Издательство: Сфера
Год издания2019, 2021
6. Белая К.Ю. "Формирование основ безопасности и этикета у дошкольников". (Раздел по этикету)
Издательство: Мозаика-Синтез (Библиотека программы "От рождения до школы")
Год издания2016, 2020
7. Ульева Е.А. Серия "Детский этикет в сказках":
"Как себя вести?" (и другие книги серии, адаптированные для младшего возраста).
Издательство: Clever
Год издания 2021, 2022**.
8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. "Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками".
Издательство: Детство-Пресс
Год издания (актуальное2018, 2021**.
9. Кряжева Н.Л. "Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей".
Издательство: Академия Развития / АСТ (в зависимости от переиздания)
Год издания: Часто переиздается (2019, 2021**).
10. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. "В мире детских эмоций".
Издательство: Айрис-Пресс
Год издания2018, 2020
11. Павлова О.В. "Правила вежливости и этикет для малышей в играх, стихах, картинках".
Издательство: Феникс (Серия "Моя Первая Книжка")
Год издания2020, 2022
12. Наборы демонстрационных карточек и плакатов:
* "Правила поведения для воспитанных детей" (худ. А. Жиренкина и др.)
* "Эмоции" (разные издательства)
Издательства: Сфера, Мозаика-Синтез, Проф-Пресс, Стрекоза.
Год издания2020-2023
13. Журналы
"Дошкольное воспитание" (Изд-во: Издательский дом "Воспитание дошкольника") - 2020-2023 гг.
* "Современный детский сад" (Изд-во: Сфера) - Публикует практический опыт педагогов.
* "Дошкольная педагогика" (Изд-во: Детство-Пресс) - Теоретические и практические статьи.
14. Хрестоматии и сборники:
* Сборники стихов А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Мошковской, В. Орлова, И. Токмаковой и др., где много произведений о дружбе, вежливости, хороших поступках. Издания разных лет, но ищите современные, хорошо иллюстрированные (Изд-ва: Росмэн, Малыш, АСТ, Clever).
Приложение 1
Конспект занятия «Игры-эксперименты со снегом».
«Снег белый, холодный»
Цель: учить детей наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор.
Подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определённые свойства (белый, холодный, тает от тепла руки).
Материал и оборудование: ёмкость со снегом, салфетки, лист белой бумаги.
Ход игры:
В помещение заносится ёмкость со снегом. Дети внимательно рассматривают снег, трогаю аккуратно пальчиками. Сначала воспитатель с детьми определяет цвет снега. Для этого берётся белый лист бумаги и сравнивается со снегом. Каким цветом лист бумаги? Правильно, белый. А снег какого цвета? Снег такого же цвета, что и бумага, т. е белый. Затем каждый ребёнок берёт снег и смотрит на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом подвести детей к тому, что снег холодный, а ладошка тёплая – поэтому снег тает, снег белый, а вода прозрачная.
«Снег тает на ладошке»
Цель: формировать знания о свойствах снега, изменении и преобразовании его в воду.
Материал и оборудование: салфетки.
Ход игры:
На прогулке дети рассматривают снег. Предложить взять снег варежкой. Снег не тает. Почему? Варежка защищает снег от нашей тёплой ладошки. Поэтому снег не тает. Предложить детям снять варежку и положить снег на ладошку. Что случилось? Снег растаял, потому что ладошка тёплая. На ладошке появилась вода.
«Можно ли пить талую воду»
Цель: показать детям, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Материал и оборудование: две светлые тарелки, водопроводная вода, ёмкость со снегом, салфетки.
Ход игры:
Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Показать детям, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодна для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений.
«Разные ножки топают по снежной дорожке»
Цель: научить детей получать чёткие следы на снегу.
Материал и оборудование: формочки, фигурки.
Ход игры:
Воспитатель учит детей, как получить чёткие следы обуви на снегу. Для начала это могут быть следы обуви взрослого и ребёнка. Далее можно оставлять отпечатки руками, обращая внимание на то, что снег холодный, липкий. Также можно сделать отпечаток «следа» его игрушки на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.
«Снежинки»
Цель: развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Ход игры:
В снежную погоду воспитатель вместе с детьми ловят снежинки на варежки, пробуют вместе сдуть их с неё.
«Ледяная горка»
Цель: показать детям, как делать горку для куклы.
Материал и оборудование: лопатки, ведёрки, ёмкость с водой, кукла.
Ход игры:
При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают её водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают кукол с ледяной горки.
«Снежный городок»
Цель: научить детей делать из снега колобки и большой дом.
Материал и оборудование: лопатки, ведёрки.
Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.
«Разноцветные фигуры»
Цель: научить детей раскрашивать снежные фигуры.
Материал и оборудование: формочки, лопатки, брызгалки с тёплой разноцветной водой.
Ход игры:
На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. В брызгалки налить тёплую разноцветную воду и дать их детям, чтобы они раскрашивали водой фигурки из снега.
«Разноцветный снеговик»
Цель: подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определённые свойства (белый, холодный, впитывает краску и окрашивается).
Материал и оборудование: краски синего, красного и зелёного цвета, кисточки, салфетки, подставки для снеговиков.
Ход игры:
Предложить детям на прогулке слепить маленьких снеговичков. Затем в помещении окрасить их в разные цвета. Отсюда следует вывод: снег рыхлый и поэтому впитывает краску. Снег тает и превращается в воду такого же цвета, в какой мы окрашивали снеговиков.
«Превращение воды»
Цель: формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лёд – это замёрзшая вода.
Материал и оборудование: фигурные формочки, формочки для льда, тарелочки, салфетки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает налить в формочки воду и оставить их на улице. На следующий день показать детям, что произошло с водой. Она замерзла и превратилась в лёд. Воспитатель предлагает детям потрогать пальчиками лёд, выясняют, что лёд холодный и твёрдый. Затем из формочек извлекаются ледяные фигурки и показываются детям. Обращается внимание на то, что льдинки повторяют форму фигурок, которые заполнялись водой.
Конспект занятия «Цветочек для мамы».
Цель: дать понятие о строении цветка, его основных частях (корень, лист, стебель, цветок) называть их. Уточнить представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста цветов. Развивать умение сажать луковицы цветов, пользуясь необходимым инвентарем (лопатка, палочка, лейка).
Материал: клеенка на стол, алгоритм посадки луковицы, влажные салфетки, грунт, коробка для луковиц.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте
Воспитатель: - А какое время года у нас за окном?
Ответы детей
Воспитатель: - Почему вы так решили?
Ответы детей
Воспитатель: Все верно. А скажите какой скоро будет праздник.
Ответы детей
Воспитатель: - Можно ли уже зимой приготовить для мамы подарок
Ответы детей
Воспитатель: - А вы хотели бы подарить маме живой цветок?
Ответы детей
Воспитатель: - А что нам для этого понадобиться?
Ответы детей
Воспитатель: - Я смогу вам помочь, посмотрите какая красивая коробочка у меня есть. Как вы думаете, что в ней?
Ответы детей
Воспитатель: - У вас очень интересные варианты, но не будем больше гадать, а откроем и узнаем, что же в ней. Открывайте!
(Дети открывают коробку и достают все содержимое)
Воспитатель: - Что это и для чего нам эти предметы
(Дети рассказывают, для чего нужны эти предметы)
Воспитатель: - Может кто-то уже догадался, что мы сегодня будем делать?
Ответы детей
Воспитатель: - Как вы думаете луковицы каких цветов мы будем сажать?
Ответы детей
Воспитатель: - Это - луковицы гиацинтов. А каких цветов бывают цветы?
Ответы детей
(Воспитатель показывает картинку с гиацинтами)
Воспитатель: - Какие части растения вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: - Но, чтобы вырос такой красивый цветок, мы должны посадить луковицу, как мы это будем делать?
Ответы детей
(Воспитатель показывает схему, дети по схеме рассказывают алгоритм)
Воспитатель: - Чтобы приступить к работе и не испачкать одежду, что нам для этого надо?
Ответы детей
Воспитатель: А чтобы не испачкать стол?
Ответы детей
(Дети расстилают клеенку, одевают фартуки, ставят все необходимое на стол, выбирают луковицу и стаканчик. Начинают работать)
Воспитатель: - Вы посадили все луковицы. Для роста цветка, что еще нужно?
Ответы детей
Воспитатель: - А как нам узнать, где и чей стаканчик?
Ответы детей
Воспитатель: - Я вам подскажу, у меня есть картинки, выбирайте себе понравившуюся и наклеивайте ее на стаканчик.
(Дети приклеивают картинку на стаканчик, поливают и ставят на подоконник)
Воспитатель: - Луковицы каких цветов вы сегодня посадили?
Ответы детей
Воспитатель: - А кому мы подарим этот цветок?
Ответы детей
Воспитатель: - А вы умеете хранить секреты?
Ответы детей
Воспитатель: - Тогда давайте сохраним это в секрете, что мы с вами посадили для мамы цветок, и подарим его на праздник.
Конспект занятия «Узнаем, какая вода».
Цель: формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.
Материалы: Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор стеклянных ракушек, стаканчики.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я вам принесла две загадочные банки (дети рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, другая – с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая
Воспитатель: - Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха). Правильно она пустая, поэтому и лёгкая.
Воспитатель. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Воспитатель: - В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?
Дети: - Вода.
Воспитатель: - Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять стеклянную ракушку и опустить её в банку с водой.
Дети выбирают любой предмет и опускают его в стакан с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».
Воспитатель: - А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?
Дети: - Вода выльется.
Воспитатель: - Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.
Воспитатель: - Хрюша, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.
Воспитатель: - Ребятки, водичка у вас в стаканчиках какая?
Дети: - Чистая и прозрачная.
Воспитатель: - А можно её пить?
Дети: - Можно (пьют воду)
Конспект занятия «Вода – волшебница».
Цель: продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
Материалы: Три одинаковых стаканчика с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 5 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, мне так понравилось у вас, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям), три одинаковых стаканчика. С чем они?
Дети: - С водой.
Воспитатель: - Конечно, это вода. Какая вода?
Дети: - Чистая и прозрачная.
Воспитатель: - Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике один стакан). А хотите, научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я наливаю воду в прозрачный стаканчик воду. Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода?
Дети: - Прозрачная.
Воспитатель: - А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает камушек в стаканчик). Камушка не видно, значит, вода непрозрачная.
Воспитатель. – Вот, какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду?
Дети: - Нельзя, можно заболеть.
Дети повторяют фокус.
Воспитатель: - А зачем нам нужен третий стакан?
Воспитатель: - Я хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьего стакана я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса) Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?
Я воду в стакан из- под крана налил.
На свет посмотрел - она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
Воспитатель: - А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.
Воспитатель: - Возьмём сахар. (Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде.
Воспитатель: - Ребятки, что нового вы узнали о воде?
Дети: - В воде растворяется краска, сахар, кофе.
Воспитатель: - Значит вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница, да и только!
Конспект занятия «Песочные струйки»
Цель: знакомить со свойствами сухого песка – сыплется.
Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с песком. Я придумала для вас интересную игру, называется «Песочные струйки». Хотите, научу?
Дети. Да.
Воспитатель. Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.
Дети экспериментируют с сухим песком.
Консультация для родителей
«Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску?
Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Спрятанная картина.
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла.
Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри.
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Что плавает а, что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Следуйте совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.
ЧТО НЕЛЬЗЯ
- Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Рекомендации для родителей
«Маленькие исследователи».
Уважаемые родители вам рекомендуется:
1. Сходить с ребёнком на прогулку и понаблюдать за природными явлениями (снегом, сосульками, снежинками, льдом и т. д), обращая внимание на их свойства (снег холодный, сосулька таит, лёд скользкий и т.д.), покататься с горки, слепить снеговика.
2. Во время прогулки обратить внимание на птиц и животных, рассказать об их жизни зимой, о том, что мы должны о них заботиться, подкармливать.
3. Дома проведите несколько несложных опытов:
«Изготовление цветных льдинок». Подкрасить воду пищевым красителем, разлить в формочки, поставить в морозильник.
«Что в пакете». Незаметно от ребенка надуть пустой, прозрачный полиэтиленовый пакет, крепко закрутить. Дать потрогать руками - пакет твердый, но видно, что в пакете ничего нет, он пустой, почему тогда он твердый, упругий, что же в нем? Открыть пакет - в нем был воздух. Воздух прозрачный.
«Игры с соломинкой». Предложить ребенку трубочку-соломинку, емкость с водой - дуть в воду, чтобы появились в воде пузырьки – это, ребенок выдыхает из себя воздух, человек дышит воздухом - вдыхает и выдыхает.
«Игры-забавы с воздушными шариками»: Один шарик надуть сильно, много воздуха, он большой, упругий, с ним удобно играть, он подпрыгивает, летает, другой шарик надуть слабо и объяснить, что в нем мало воздуха, он мягкий, не скачет, не летает, с ним неинтересно играть.
«Надувание мыльных пузырей». Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
«Шипучая вода». Смешать по щепотке лимонной кислоты и соды, размешать. Образуются пузыри.
4. Поиграйте вместе с ребёнком:
Игра «Скажи наоборот». Подбери противоположное по значению слово. Холодный ветер - … Длинная гирлянда - …
Тяжелый мешок- … Веселое настроение-…
Игра «Ответь на вопросы».
Например: игрушки для ёлки – какие? – ёлочные.
Шары из стекла – какие? - … Флажки из бумаги – какие? - … Зайцы из пластмассы – какие? - … Флажки разных цветов – какие? - …
Игра «Узнай словечко» на активизацию словаря.
Например, Белый, пушистый, искрящийся – что? – снег.
Колючая, мохнатая, зеленая – что? Сладкое, холодное, сливочное – что? Ледяная, тающая, остроконечная – что? Уходящий, старый, новый – что?
5. Подвижная игра: «ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА».
Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц.
Кто ошибается, выбывает из игры.
6.Физкультминутка «Мороз»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения.)
«Мы цветы в саду сажаем»
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем. Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В игре ребенок развивается, познает мир, общается
Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....
Конспект занятия на тему: "Познай себя".
Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей интерес к познанию своего тела. Учить избегать ситуаций, приносящих вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»
цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

Жители пустыни» (занятие в подготовительной к школе группе Раздел «Учимся рисовать», «Познаем мир») Форма проведение: занятие - путешествие
Учить рисовать оттенки цветов ( желтого).Выполнять аппликации в нетрадиционной технике....

Программа "Познаешь себя - познаешь других"
России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»
Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....
